Основное богословие
Ответы к экзамену для 2 курса
Воронеж 2015
Основное богословие
Ответы к экзамену для 2 курса
Основное богословие как наука.
«Основное богословие» возникает как предмет опровержения лжи с помощью аргументов и доказательств.
Задача «Основного богословия» сводится к апологетике для слабых в вере.
Апологетика и Основное богословие, раньше рассматривалось как одно и тоже, но позже это было разделено.
Апологетика (греч. – защита, оправдание, заступничество; – защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту)
В общем смысле — это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников. Этот раздел богословия, имеет целью раскрытие и обоснование истин христианской веры, которое должно дать ответ каждому вопрошающему, а также опровержение неверных религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству.
Апологетика как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до настоящего времени.
Разделяется на 4:
- Богословская апологетика – обосновывает основные христианские истины (на ощепринятых нормах вести беседу с иноверцами. Говорить о христианстве не говоря о христиастве).
- Историческая апологетика – обоснование истинности христианства.
- Философская апологетика – богословский ответ на философские проблемы.
- Научная апологетика – попытка согласовать истинность христианства с данными науки.
Философия религии.
В самом общем значении – филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть оценены лишь в контексте духовной жизни конкретной эпохи. В западноевропейской культуре 18 в. утверждается понятие Ф.р. в более узком смысле, а именно: как самостоятельная филос. дисциплина, посвященная изучению религии как специфической формы культуры.
Философия религий занимается вопросом объяснения Бога.
История основного богословия во II-VII вв.
Современная наука возникла в антихрстианском направлении.
Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, например, отражение в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др.
Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апологетики, но и использовали их. Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих местах Евангелий, Деяний и посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христианина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде (1Пет. 3:15).
В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений – апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками – о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них. Апологии были одной «из форм обращения к общественному мнению». Они, они знакомили общество с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан. Что особенно обращает на себя внимание в апологиях древнего периода – это их духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством и мученической кровью многих самих писателей и их учеников.
С прекращением гонений на христиан в IV веке характер Апологетики меняется – от борьбы с внешними врагами она постепенно переходит к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самой Церкви. В основном эта борьба носит чисто богословский характер и свое завершение находит в решениях Соборов IV-VIII вв. Однако эта сфера богословской деятельности уже выходит за границы собственно Апологетики.