Тема: Художественная культура Западной Европы в XVII – XVIII вв.
Вопросы для обсуждения
1. Эстетические взгляды просветителей.
- Стилистическое многообразие художественной культуры XVII-XVIII вв.
3. Контрреформация и формирование барокко.
4. Эстетические принципы классицизма.
5. Просветительский реализм и его особенности.
6. Развитие национальных художественных школ в искусстве XVII- XVIII вв.
Вопросы для самостоятельной работы студентов (СРС)
1.Национальные живописные школы XVII в. (страна по выбору).
2.Парадный портрет в живописи XVII в.
3. Бытовой жанр в живописи XVII в.
4. Исторический жанр в живописи XVII в.
5. Эволюция классицизма в архитектуре Франции.
6. Архитектурные ансамбли XVII-XVIII вв.
/по конкретным памятникам/.
7. Черты реализма в живописи XVII-XVIII вв.
Литература
- Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII – XVIII вв. – М., 1966. – Вступительная статья.
- Культурология: История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой - М, 1998 –. Главы 6, 7.
- Прус И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. – М.-Дрезден, 1974. - Главы 1,3,4.
- Шейко В.Н. и др. История художественной культуры: XVII и XVIII вв. – Х.: ХГАК, 1999 – По разделам в зависимости от выбранного периода и страны.
Семинарское занятие № 5
Тема: Культура ХХ века.
Вопросы для обсуждения
1. Попытки построения новых духовных основ культуры в начале ХХ в.
2. Общая характеристика культуры модернизма.
3. Переоценка ценностей в середине ХХ века.
4. Формирование культуры постмодерна.
5. Полиэтничность и многоконфессиональность культуры Украины и Крыма.
Вопросы для самостоятельной работы студентов (СРС)
1. Символика примитивизма.
2. Экспрессионизм и сюрреализм.
3. Мотивы символизма и стиля модерн.
4. Архитектура модерна: творчество Мендельсона, Гауди, Корбюзье, Шехтеля и др. (на
примере одного из авторов).
6. Разноцветные периоды творчества П.Пикассо.
7. Поп-арт и его разновидности.
8. Рок-музыка и массовая песня: история, темы, герои.
9. Кино, телевидение, Internet как новые формы культуры ХХ века.
Литература
- Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М., 1986. - Вступительная
- статья.
3. 2.Ильина Т.В. История русского и советского искусства. М., 1989. – Главы 8, 9.
4. Овчинников Е. Рок-музыка: История, стили. М., 1985.
5. Полевой В.М. искусство XX века. - М, 1991. – Введение.
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. – М.,1989. - Вступительная статья.
7. Фремптон К. Постмодернизм // Иностранная литература. 1994. № 1. – С.40 -56.
- Шукурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. - М, 1990. - По разделам в зависимости от выбранного периода и страны.
VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Формой отчетности по индивидуальной работе в курсе «Культурология» является либо подготовка и представление презентации с подбором иллюстративного материала по одной из тем СМ3, СМ4 (по выбору студента), либо подготовка и защита реферата по одной из предложенных тем:
1.Сравнительный анализ типологии культур (концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби).
2. Сравнительный анализ концепций культуры И.Гердера и Б. Меггерса.
3. Законы развития культуры по Ж.Кондорсэ и И.Г.Гердеру.
4. Соотношение культуры и цивилизации (теории О.Шпенглера, П.Сорокина, А.Тойнби).
5. Проблемы и перспективы развития современной культуры по О. Тоффлеру.
6. Духовная культура одного из народов Крыма (по выбору: крымских татар, крымчаков, караимов и т. д.).
7. Путешественники о Крыме и Севастополе. (по выбору: Паллас П. С., Марков Е. Л., Корф Б.А., Демидов А.Н. и др.).
8. Севастополь в произведениях выдающихся поэтов и прозаиков (по выбору: А. Аверченко,
К. Паустовский, Н. Куприн, И. Бунин и др.).