Семинар — сложная форма организации практических занятий в вузе, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности. Семинар — это вид учебного занятия, включающий обсуждение студентами под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов. Обсуждение на семинаре может перейти в дискуссию. Дискуссия — это обсуждение участниками семинара какого-либо спорного вопроса или проблемы. Дискуссия в методическом отношении более сложная форма учебного занятия, позволяющая освоить такие навыки как: умение слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты. Дискуссия создает необходимые педагогические и социально-психологические условия для размышления, поиска, решения проблемы. Усиление активности человека происходит тогда, когда он разрешает проблемную ситуацию. Проблемные методы, а к ним относится и дискуссия, основаны на том, что для студента возникает субъективное противоречие, которое он должен разрешить. Надо найти оптимальную меру трудности той проблемы, которую вы хотите вынести для обсуждения. Главное в дискуссии — наличие проблемы, ее доступность для обсуждения в группе и разрешение путем дискуссионного обсуждения. Решений может быть и несколько и не обязательно, что все придут к общему выводу. Важно, чтобы каждый участник разобрался в проблеме, увидел возможности ее решения и уяснил основные методологические подходы к ней. Таким образом, готовясь к семинару по определенной теме, следует:
|
|
1. Познакомиться с рекомендованной литературой;
2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
3. Выделить проблемные области;
4. Сформулировать собственную точку зрения;
5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет теоретическую и практическую пользу всей группе.
Семинарское занятие № 1
Тема: Теория культуры.
Вопросы для обсуждения
1. Культурология как наука. Ее предмет, структура, задачи.
2. Понятие культуры в современной культурологии.
3. Структура культуры.
4. Типологии культуры.
5. Функции культуры.
Вопросы для самостоятельной работы студентов (СРС)
1. Развитие представлений о культуре в античности.
2. Представления о культуре в средневековой Европе.
|
|
3. Понятие культура в трудах средневековых арабских авторов.
4. Новая трактовка культуры в эпоху Возрождения (Л. Валла, П. делла Мирандола).
5. Идеи французских просветителей о культуре (Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Вольтер).
6. Представления о культуре И. Гердера.
7. Этическая концепция культуры И. Канта.
8. Философия культуры XIX в. (О. Конт, К Маркс, Н. Данилевский – рассматривается одна из концепций по выбору).
9. Философия жизни Ф. Ницше и постижение культуры.
10. Культура и цивилизация в теориях О.Шпенглера и А. Тойнби (рассматривается одна из концепций по выбору).
11. Культура и бессознательное начало человека: концепции З.Фрейда и К. Юнга.
12. Кризис культуры XX века и пути его преодоления в концепции Н.Бердяева.
13. Ценностный подход к изучению культуры (Г. Риккерт, М. Вебер)
14. Экзистенциальная теория культуры Ж.П.Сартр.
15. Системный подход к изучению социокультурной динамики П. Сорокина.
16. Технологический детерминизм О. Тоффлера.
17. Теория «осевого времени» К. Ясперса.
18. Концепция культуры Й. Хейзинга.
Литература
1. Гатальска С.М. Філософія культури. Підручник. – К.: Либідь, 2005. – Глава 1.
2. Гердер И Г. Идеи философии истории человечества. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005. – С. 3 -15.
5. Меггерс Б. Дж. Закон эволюции культуры как инструмент практического исследования. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
6. Розин В.М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы. М.: Форум, 1998. – С. 3 – 26.
7. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
8. Тойнби А. Постижение истории. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
9. Тоффлер О. Футуршок. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
10. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
11. Шпенглер О. Закат Европы. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
12. Юнг К.Г. Символ и архетип// Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.