double arrow
Методика подготовки к семинарским занятиям

Семинар — сложная форма организации практических занятий в вузе, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности. Семинар — это вид учебного занятия, включающий обсуждение студентами под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов. Обсуждение на семинаре может перейти в дискуссию. Дискуссия — это обсуждение участниками семинара какого-либо спорного вопроса или проблемы. Дискуссия в методическом отношении более сложная форма учебного занятия, позволяющая освоить такие навыки как: умение слушать оппонента, обобщать полученную информацию, аргументировать свою точку зрения, привлекая в этих целях имеющийся запас знаний, примеры, факты. Дискуссия создает необходимые педагогические и социально-психологические условия для размышления, поиска, решения проблемы. Усиление активности человека происходит тогда, когда он разрешает проблемную ситуацию. Проблемные методы, а к ним относится и дискуссия, основаны на том, что для студента возникает субъективное противоречие, которое он должен разрешить. Надо найти оптимальную меру трудности той проблемы, которую вы хотите вынести для обсуждения. Главное в дискуссии — наличие проблемы, ее доступность для обсуждения в группе и разрешение путем дискуссионного обсуждения. Решений может быть и несколько и не обязательно, что все придут к общему выводу. Важно, чтобы каждый участник разобрался в проблеме, увидел возможности ее решения и уяснил основные методологические подходы к ней. Таким образом, готовясь к семинару по определенной теме, следует:




1. Познакомиться с рекомендованной литературой;

2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

3. Выделить проблемные области;

4. Сформулировать собственную точку зрения;

5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет теоретическую и практическую пользу всей группе.

Семинарское занятие № 1

Тема: Теория культуры.

Вопросы для обсуждения

1. Культурология как наука. Ее предмет, структура, задачи.

2. Понятие культуры в современной культурологии.



3. Структура культуры.

4. Типологии культуры.

5. Функции культуры.

Вопросы для самостоятельной работы студентов (СРС)

1. Развитие представлений о культуре в античности.

2. Представления о культуре в средневековой Европе.

3. Понятие культура в трудах средневековых арабских авторов.

4. Новая трактовка культуры в эпоху Возрождения (Л. Валла, П. делла Мирандола).

5. Идеи французских просветителей о культуре (Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Вольтер).

6. Представления о культуре И. Гердера.

7. Этическая концепция культуры И. Канта.

8. Философия культуры XIX в. (О. Конт, К Маркс, Н. Данилевский – рассматривается одна из концепций по выбору).

9. Философия жизни Ф. Ницше и постижение культуры.

10. Культура и цивилизация в теориях О.Шпенглера и А. Тойнби (рассматривается одна из концепций по выбору).

11. Культура и бессознательное начало человека: концепции З.Фрейда и К. Юнга.

12. Кризис культуры XX века и пути его преодоления в концепции Н.Бердяева.

13. Ценностный подход к изучению культуры (Г. Риккерт, М. Вебер)

14. Экзистенциальная теория культуры Ж.П.Сартр.

15. Системный подход к изучению социокультурной динамики П. Сорокина.

16. Технологический детерминизм О. Тоффлера.

17. Теория «осевого времени» К. Ясперса.

18. Концепция культуры Й. Хейзинга.

Литература

1. Гатальска С.М. Філософія культури. Підручник. – К.: Либідь, 2005. – Глава 1.

2. Гердер И Г. Идеи философии истории человечества. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой. - М., 2005. – С. 3 -15.

5. Меггерс Б. Дж. Закон эволюции культуры как инструмент практического исследования. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

6. Розин В.М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы. М.: Форум, 1998. – С. 3 – 26.

7. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

8. Тойнби А. Постижение истории. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

9. Тоффлер О. Футуршок. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

10. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

11. Шпенглер О. Закат Европы. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

12. Юнг К.Г. Символ и архетип// Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. // Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2000.






Сейчас читают про: