Психологические параметры ситуации общения

Психо­логи­чес­кие пара­метры анализа ситуации общения
1. Понимание (видение) ситуации участниками. Раз­лич­ное видение си­туации общения специалистом и его со­бесед­ником затрудня­ет со­вместную дея­тельность. Но верно и об­ратное – противоречие целей и интер­есов взаимодей­ствующих лиц оказывает существенное влия­ние на их по­ни­мание ситуа­ции.
2. Соотношение целей и интересов участников. Выяв­ление данной харак­теристики предполагает конкретиза­цию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также осо­бенностей их соотноше­ния. Цели и инте­ресы сто­рон контакта следует учитывать в сле­дую­щих ча­стных при­знаках:
2.1. ^ Степень совпадения или противоречия. По этому при­знаку ситуа­ции общения подразделяются на сотруд­ни­чество и противоборство (конфликт). Отсутствие какой-либо взаи­мосвязи це­лей участников об­щего эпизо­да соци­аль­ной жизни ха­рактери­зует случайные ситуации – об­щее при­сут­ствие. В случае однонап­равлен­ной связи целей и ин­тересов сто­рон об­ра­зуются три класса ситуаций:
помогающее по­ведение – цели одного уча­стника на­прав­лены на инте­ресы другого;
манипу­лятивное поведение – ин­тересы од­но­го участника включают в себя поведение другого как средство дости­же­ния своих целей, причем пос­лед­ний не осознает, что цели его по­ведения на самом деле предо­пределены ини­циатором такого взаимодей­ствия;
конкури­рующее поведение – цели юриста и его партнера на­правлены на один объект;
2.2. Однозначность или множественность целей и ин­те­ресов партне­ров. Поведение участника ситуации мо­жет быть направлено на одну или нес­колько значимых для него целей;
2.3. Субъективная значимость целей. Для профессио­нала общения особый интерес представляют ситуации, имею­щие различное значение для участни­ков контакта. Цели участни­ков могут фокусироваться на дан­ной си­туа­ции, а могут быть лишь промежуточными, тогда как глав­ная цель поведения со­от­ветствую­щего участника вынесена вовне этого эпизо­да об­щения. Таким обра­зом, смысл и “цена” ситуации различны для пар­тнеров по контакту;
2.4. Открытость для понимания партнерами или маски­ровка целей по­ве­дения.
3. Правила поведения, принятые взаимодействую­щими людьми. В профессиональном об­щении следует учиты­вать пе­реп­ле­те­ние офи­ци­альных норм и неформальных правил взаимо­от­но­­шений.
4. Личные позиции взаимодействующих субъектов. По­зиционный ана­лиз ситуации, выявляя, как действуют уча­ст­ники ситуаций, какие роли они вы­полняют, позво­ляют учесть взаимовлияние статусов и ролей, динамику их со­отношения, формы коммуникативного поведе­ния.
5. Личные проблемы участников взаимодействия и их затруднения в дан­ном конкретном эпизоде общения. При­ме­ром может быть явление психо­логи­ческой несо­вмес­ти­мости партнеров, личные трудности собесед­ника вне ситуа­ции кон­такта (в семье, на работе и пр.).
6. Жизненный опыт участников. Он выражается в ти­пичных под­ходах к решению личных проблем, индиви­ду­аль­но своеобразных страте­гиях и привычках поведения, сфор­мированных у субъектов в результате жизненного опы­та.
7. Коммуникативные действия участников и компози­ции действий на­правленных на конкретные цели. Дейст­вия участников и их наборы, обра­зую­щие различные ком­по­зиции могут быть открытыми (соответствовать цели по­ведения) или скрытыми, маскируемыми. В по­с­леднем слу­чае под видимо­стью демонстрируемой цели участник пре­сле­дует скрываемые интересы. Сложным случаем мас­киров­ки подлинных целей и ин­тересов в композициях действий яв­ля­ются игры. Игра – это наборы поступ­ков, образую­щие замкну­тые композиции повто­ряю­щихся действий, стремя­щихся к предсказуе­мому исходу.
8. Хронотоп ситуаций. Это разделяемое участниками или различно осоз­наваемое сочетание субъективных вре­менных признаков данного со­бытия. Ти­пичные и повто­ряющиеся со­циальные события сформировали в соз­на­нии лю­дей стерео­тип­ные хронотопы отдыха (прием гос­тей, на­при­мер); работы (слу­жебное совещание, “пя­ти­минутка”) и пр. В ситуациях особо значимых для ка­кого–либо участника его восприятие времени и про­стран­ст­венных призна­ков си­ту­ации сущест­венно иска­жается. Вре­мя, например, может “ле­­теть” или “сто­ять” на месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: