Психологические параметры анализа ситуации общения
1. Понимание (видение) ситуации участниками. Различное видение ситуации общения специалистом и его собеседником затрудняет совместную деятельность. Но верно и обратное – противоречие целей и интересов взаимодействующих лиц оказывает существенное влияние на их понимание ситуации.
2. Соотношение целей и интересов участников. Выявление данной характеристики предполагает конкретизацию личных целей, учет целей и интересов партнера, а также особенностей их соотношения. Цели и интересы сторон контакта следует учитывать в следующих частных признаках:
2.1. ^ Степень совпадения или противоречия. По этому признаку ситуации общения подразделяются на сотрудничество и противоборство (конфликт). Отсутствие какой-либо взаимосвязи целей участников общего эпизода социальной жизни характеризует случайные ситуации – общее присутствие. В случае однонаправленной связи целей и интересов сторон образуются три класса ситуаций:
помогающее поведение – цели одного участника направлены на интересы другого;
манипулятивное поведение – интересы одного участника включают в себя поведение другого как средство достижения своих целей, причем последний не осознает, что цели его поведения на самом деле предопределены инициатором такого взаимодействия;
конкурирующее поведение – цели юриста и его партнера направлены на один объект;
2.2. Однозначность или множественность целей и интересов партнеров. Поведение участника ситуации может быть направлено на одну или несколько значимых для него целей;
2.3. Субъективная значимость целей. Для профессионала общения особый интерес представляют ситуации, имеющие различное значение для участников контакта. Цели участников могут фокусироваться на данной ситуации, а могут быть лишь промежуточными, тогда как главная цель поведения соответствующего участника вынесена вовне этого эпизода общения. Таким образом, смысл и “цена” ситуации различны для партнеров по контакту;
2.4. Открытость для понимания партнерами или маскировка целей поведения.
3. Правила поведения, принятые взаимодействующими людьми. В профессиональном общении следует учитывать переплетение официальных норм и неформальных правил взаимоотношений.
4. Личные позиции взаимодействующих субъектов. Позиционный анализ ситуации, выявляя, как действуют участники ситуаций, какие роли они выполняют, позволяют учесть взаимовлияние статусов и ролей, динамику их соотношения, формы коммуникативного поведения.
5. Личные проблемы участников взаимодействия и их затруднения в данном конкретном эпизоде общения. Примером может быть явление психологической несовместимости партнеров, личные трудности собеседника вне ситуации контакта (в семье, на работе и пр.).
6. Жизненный опыт участников. Он выражается в типичных подходах к решению личных проблем, индивидуально своеобразных стратегиях и привычках поведения, сформированных у субъектов в результате жизненного опыта.
7. Коммуникативные действия участников и композиции действий направленных на конкретные цели. Действия участников и их наборы, образующие различные композиции могут быть открытыми (соответствовать цели поведения) или скрытыми, маскируемыми. В последнем случае под видимостью демонстрируемой цели участник преследует скрываемые интересы. Сложным случаем маскировки подлинных целей и интересов в композициях действий являются игры. Игра – это наборы поступков, образующие замкнутые композиции повторяющихся действий, стремящихся к предсказуемому исходу.
8. Хронотоп ситуаций. Это разделяемое участниками или различно осознаваемое сочетание субъективных временных признаков данного события. Типичные и повторяющиеся социальные события сформировали в сознании людей стереотипные хронотопы отдыха (прием гостей, например); работы (служебное совещание, “пятиминутка”) и пр. В ситуациях особо значимых для какого–либо участника его восприятие времени и пространственных признаков ситуации существенно искажается. Время, например, может “лететь” или “стоять” на месте.