Предисловие ко второму изданию

А. Е. Личко.

Психопатии и акцентуации характера у подростков.

Оглавление

Предисловие ко второму изданию. 2

Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте. 3

Разграничение психопатий по тяжести и акцентуации по выраженности. 5

Разграничение психопатий и психопатоподобных расстройств по причине возникновения. 12

Особенности динамики психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. 14

Глава II. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков. 16

Биологические основы. 16

Акселерация и инфантилизм. 17

Социопсихологические особенности подросткового возраста как причины нарушений поведения. 18

Реакция эмансипации. 19

Реакция группирования со сверстниками. 19

Реакция увлечения — "хобби-реакция". 21

Реакции, обусловленные сексуальным влечением. 23

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. 24

Особенности патологических реакций. 25

Глава III. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение. 26

Побеги из дому и бродяжничество. 28

Ранняя алкоголизация как форма токсикоманического поведения. 30

Девиации сексуального поведения. 34

Суицидальное поведение. 36

Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. 39

Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера. 42

Гипертимный тип. 46

Циклоидный тип. 52

Лабильный тип. 54

Астеноневротический тип. 60

Сенситивный тип. 62

Психастенический тип. 66

Шизоидный тип. 69

Эпилептоидный тип. 75

Истероидный тип. 82

Неустойчивый тип. 87

Конформный тип. 91

Смешанные типы. 93

Глава V. Психопатические развития и виды неправильного воспитания. Основные критерии диагностики психопатических развитий. 95

Гипопротекция. 97

Доминирующая гиперпротекция. 98

Потворствующая гиперпротекция. 99

Эмоциональное отвержение. 101

Условия жестоких взаимоотношений. 102

Повышенная моральная ответственность. 104

Другие типы неправильного воспитания. 104

Глава VI. Органические психопатии. Общие сведения и критерии диагностики. 105

Неустойчивый тип. 107

Эпилептоидный тип. 108

Истероидный тип. 110

Шизоидный тип. 111

Глава VII. Психопатоподобные нарушения при шизофрении у подростков. Общие сведения. 112

Психопатоподобная форма вялотекущей шизофрении. 112

Психопатоподобные дебюты прогредиентной шизофрении. 120

Психопатоподобный тип ремиссии. 121

Заключение. 121

Предисловие ко второму изданию.

С момента выхода первого издания этой книги прошло шесть лет. За эти годы подростковая психиатрия как особая область получила широкое признание в нашей стране. В крупных психиатрических больницах одно за другим стали открываться специальные подростковые отделения, в психоневрологических диспансерах — подростковые кабинеты. Быстро возросло число публикаций по вопросам подростковой психиатрии. При этом широкий круг психопатических расстройств по-прежнему остается ее центральной проблемой.

Потребность в новом издании данной книги возникла не только в связи с тем, что первое издание (1977) сразу разошлось и не смогло удовлетворить растущего интереса к проблеме психопатических нарушений поведения в подростковом возрасте как у психиатров, так и у врачей других специальностей, а также среди представителей различных профессий, имеющих дело с подростками. Дело еще в том, что прошедшие несколько лет были годами быстрого развития и накопления знаний о специфике нервно-психических расстройств у подростков, особенно в области психопатий и психопатоподобных состояний. Это потребовало значительной переработки книги для второго издания — более третьей ее части написано заново.

Первое издание вышло в период, когда акселерация развития подростков достигла своего апогея — масса физически рано повзрослевших высокорослых подростков производила сильное впечатление на предшествующие поколения, словно наглядно подтверждая, что человечество вступило в эпоху научно-технической революции и бурного социально-экономического развития. С акселерацией был сопряжен ряд неожиданных социально-психологических проблем — большой разрыв между ранним физическим созреванием и социальной зрелостью, распад одной возрастной когорты подростков на акселлерированных и инфантильных, что создавало определенные трудности для их социальной адаптации. Отсюда последовал ряд нарушений поведения разных степеней — от ярких картин заострившихся в проявлениях психопатий до преходящих отклонений от общепринятого модуса поведения на фоне крайних вариантов нормы в отношении становления характера. Для обозначения последних нами был использован термин «акцентуации характера» вместо нередко бытующего «психопатические черты», чтобы подчеркнуть их принадлежность к крайним вариантам нормы, а не к зачаткам патологии.

С начала 80-х годов акселерация физического развития подростков как будто пошла на спад. Тем не менее психопатии и психопатоподобные нарушения остаются одной из важнейших проблем подростковой психиатрии. Однако наряду с конституциональными психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций характера на первый план стали выдвигаться иные психические расстройства — психопатоподобная вялотекущая шизофрения, психопатоподобные нарушения на фоне дебильности и резидуальных органических поражений головного мозга. Если дебильность в подростковом возрасте не представляет диагностических трудностей, а выявление резидуальных органических изменений мозга требует лишь тщательного обследования, то дифференциальный диагноз при вялотекущей психопатоподобной шизофрении у подростков может быть одной из самых трудных диагностических задач в психиатрии. Это побудило включить во второе издание новую главу о психопатоподобной вялотекущей шизофрении.

В последние годы стало особенно очевидным, что решающую роль в случаях психопатических развитии («патохарактерологических формирований») у подростков играет неправильное воспитание. Поэтому виды неправильного воспитания были поставлены во главе угла переработанной главы о психопатических развитиях у подростков.

Сложную проблему представляют смешанные типы психопатий и акцентуаций характера. Для разработки психотерапевтических программ и медико-педагогических рекомендаций важна не просто констатация смешанного типа («микста»), но и знание того, из черт каких типов это сочетание складывается. Поэтому расширена глава IV, где при описании основных типов психопатий и акцентуаций добавлены иллюстрации различных вариантов смешанных типов. В конце этой главы рассмотрена данная проблема в целом (типы промежуточные и «амальгамные»).

Переработана также глава о подростковых «поведенческих реакциях». Теперь она посвящена биологическим и социально-психологическим основам нарушений поведения.

Мы также сочли необходимым дать в первой главе четкое определение понятия «акцентуация характера», чтобы избежать его использования в качестве клинического диагноза.

В «Заключении» добавлена схема предлагаемых психотерапевтических программ при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Литературный указатель дополнен работами последних лет.

Надеюсь, что второе издание — дополненное и переработанное — послужит полезным пособием всем, для кого важны проблемы подростковой психиатрии.

Автор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: