Экзаменационный билет № 1

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Итоговая государственная аттестация

по дисциплине «Педагогическая подготовка»

на специализации «Фортепиано»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Цель и задачи музыкального образования. Принципы современной Российской музыкальной педагогики.

2. Роль полифонии в репертуаре ученика ДМШ. Виды полифонии. Принципы выбора и методы работы над полифоническим произведением. (Примеры анализа). Особенности исполнения и работы над полифонией И.С.Баха. Раскрыть на примерах пр-ий Баха: инвенции, маленькой прелюдии, прелюдии и фуги.

3. Педагогический анализ. Этюд

1-ый вопрос:

  1. Введение

Музыкальная педагогика конца XX и начала XXI века накопила богатабольшой и разнообразный педагогический опыт, как отечественный, так и зарубежный. Обогатилась новыми оригинальными идеями и различными практическими разработками педагогов-новаторов; привлекательными системами музыкального воспитания и образования детей, обучающихся на фортепиано.

Российские музыканты-педагоги 20-го века внесли много ценных открытий, психологических и дидактических приемов в процесс обучения детей игре на фортепиано, о чем свидетельствует успех и всемирное признание Российской фортепианной школы.

Задачи (Идеи) творческого музицирования, высокие требования к замыслу и музыкальному стилю исполнения, к формированию личности исполнителя поставили в своё время такие русские музыканты, как Яворский Б.Л., Асафьев Г.В., Гольденвейзер А.Б., Нейгауз Г.Г., Савшинский С.И. и их видные ученики.

Открытия в психологии познания и обучения в ХХ-ом веке (когнитивная теория Пиаже) сопровождались инновационными подходами в области музыкально-исполнительской техники, музыкальной психологии и педагогике: появились труды Мартинсена К., новые дидактические концепции К. Орфа, Б. Бартока, З. Кодаи а также опыт многих других выдающихся пианистов и музыкантов.

Современную российскую детскую фортепианную педагогику обогатили замечательные «фортепианные школы» Артоболевской А.Д., Баренбойма Л.А., Мальцева А., Тимакина В.М., оригинальные идеи Шатковского Г., Кирюшина В.В. и многих других талантливых учителей музыки.

Современная музыкальная педагогика — это постоянный поиск новых творческих приёмов воздействия на ученика; это — открытый, динамический процесс, вбирающий в себя все лучшие достижения психологии, суггестологии (техники внушения), музыкознания, теории и анализа способностей, информатики, коммуникации и других областей человеческого знания..

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами, педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных и коммуникативных качеств.

Психология детского восприятия, особенности мышления, эмоциональной реакции и свойства памяти одаренных детей требуют своеобразного педагогического мастерства, особых приемов педагогического (дидактического) воздействия (как например, метод — «манипуляции с предметом», т.е. со звуком, с приёмом и т.д.) при высоком пианистическом мастерстве и незаурядной личности педагога.

Методика, как предмет, не может существовать в отрыве от практической деятельности преподавателя, ведущего этот курс. Только практическая исполнительская и педагогическая деятельностьдеятельность, как с начинающими, так и со студентами училища дает возможность воплощать идеи, обобщать опыт, экспериментировать и видеть перспективу роста и созревания пианиста в единстве всех звеньев этого процесса.

Современный педагог должен помнить об актуальных проблемах и ведущих тенденциях современной фортепианной педагогики:

— это ранее и всеобщее музыкальное воспитание и обучение детей с 3-4 лет методом «погружения» в музыку на уровне речи. Как эмоциональный способ восприятия звука и образа (Артоболевская А.Д., Баренбойм Л.А., Мальцев А., Кирюшин В.Н., Шатковский,. и др.);

— развитие творческого инициативного музицирования, раннее детское исполнительство;

интенсификация, динамизация педагогического процесса и, как следствие, облегчение для ученика процесса обучения и ускорение его технического и художественного созревания;

— подбор и расширение репертуара за счет современной русской и зарубежной музыки с использованием различной современной техники - атональной, серийной, искусственных ладов, джаза и т.д.;

— использование гуманистических суггестивных методов (лёгкое внушение) с оптимизацией положительных эмоций и волевых качеств личности;

— опора в начальном обучении на психо- и слухо- моторную сферу личности ребенка;

—-- комплексный подход в обучении:; - это равномерное развитие и активизация всех интеллектуальных зон мозга человека в процессе обучения и закрепления игровых навыков.

— сохранение и бережное отношение к лучшим «классическим», традиционным методикам, позволившим Российской фортепианной школе занимать ведущее положение в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: