Принцип разыгрывания – разогревания аппарата пианиста строится на основе анатомических особенностей нервных импульсов, идущих от мозга и позвоночного столба, и поступающих сначала в крупные скелетные мышцы и суставы, и только потом - в мелкие (кисти, пальцы). Поэтому важно сначала разогреть крупные мышцы спины – трёхглавые (трицепсы), затем (двуглавые)- бицепсы, предплечье, запястный сустав и, наконец, пальцы, и их кончики. Поэтому оптимальный для здоровья вариант следующий:
1. Играть Аккорды, тонические трезвучия с обращениями с использованием 4-ого уровня веса с «крылом» всей руки:
· в характере - легато, как хорал; портаменто –как орган, в медленном темпе (grave),
· в характере нон-легато, маркато (в темпе – анданте),
· в характере стаккато, с использованием 3-его, 2-ого уровней веса (предплечье-кисть) с цепкими пальцами (в темпе модерато и аллегро).
· «Складывать» аккорд от верхнего звука, прибавляя по 1-му, то же от нижнего;
· Играть «октавы» с «начинкой», и без. и т.д.
2. Играть Арпеджио ломанные с активной ротацией лучезапястных (предплечье) и плечевых суставов –
· играть вариант с удвоением интервалов (тремоло): 1звук «до» (1палец) +3звук соль (3-ий палец) со словами «я играю на рояле»;
2-ой звук «ми» + 4звук «до» слова те же, пальцы: 2+5
· в различных штрихах: маркато, леджиеро, нон-легато, легато-secco (сухое легато).
3. Арпеджиокороткое играть на легато-легатиссимо (глубокий контакт) со вспомогательными движениями в запястье: «качели-мостики» с различными упражнениями в разных темпах от медленного к быстрому:
Аппликатура пр. р.- тоническое трезвучие 1-2-3-5-,
тон. секстаккорд: 1-2-4-5,
квартсекстаккорд: 1-2-4-5.
Аппликатура левой руки: тоническое трезвучие 5-4-2-1,
секстаккорд 5-4-2-1,
квартсекстаккорд 5-3-2-1;
· играть, собирая пальцы «в ладонь», с остановкой на 5-ом пальце – вверх пр. р..(«качели»), то же играть л. р. но сверху вниз. xxxq xxx q xxx q xxxq
· играть с остановками на 1-ом звуке (1-ом пальце) с «пробежкой» по остальным звукам: пр.р. вниз, то же - л.р. вверх. q xxx q xxx q xx x q xxx но сверху вниз.
· играть также с остановками на 2-ом звуке арпеджио, на 3-ем, на 4-ом. (акценты), как отдельно каждой рукой так и вместе. x q xx x q xx x q xx x q xx
4. Двойные терции, двойные сексты
играть на «весовых толчках» с освобождением руки, по 1-ой, затем по 2-ве, по 3, по 4-ре, по 5, 6 со словами – («подтекстовкой»):
· аппликатура диатонических терций (ДО мажор) для правой руки:
3 4 5 2 3 4 5
двойных терций 1 2 3 1 1 2 3 вверх,
3 2 1 3 2 1 1
· аппликатура терций для левой руки вверх: 5 4 3 5 4 3 2 и т. д.
· сексты: (в До мажоре) аппликатура для правой р. вверх:
ДО -- 4 5 4 5 4 5 4 5
МИ --- 1 2 1 2 1 2 1 2
аппликатура для левой руки вниз: до 1 2 1 2 1 2 1 2
Ми 4 5 4 5 4 5 4 5
5. Хроматические терции двойные (малые)
Аппликатура: правая рука:// ми-бемоль 3 – 4 – 5 – 3 - 5 - 3 - 4 - 3 - 4 - 5 - 3 - 5 - 3
// до --- 1 - 2 – 1 - 2 - 1 - 1 - 2 - 1 - 2 - 1 - 2 - 1 – 1
Аппликатура левой руки:
ми- бемоль 2 – 1—1—2—1-- 2---1—2—1—1—2—1—2—
до--------- 4—3—5—3—5— 4—3—4—3—5—3—5—4—
играть с различными акцентами:
· по 2-ве, по 3, по 4-ре, по 5, по 6,по7, по 8 в разных мотивных структурах с акцентами: (ямб, хорей, амфибрахий) с подтекстовкой, например: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет как дитя», или «Красное солнышко светит в окошечко, красная девица косу плетёт» и т. д.,
· один голос играть легато, другой – стаккато и наоборот (каждой рукой отдельно и вместе);
· играть в разных ритмах: пунктир, «ломбардский» пунктир (с короткой ноты) и т. д.
· играть с «пробежками – остановками»
· играть в метрической организации на 2/4, ¾, 4/4, 6/8, и т.д.
· играть в прямом движении, в расходящемся и т. д.
2. вопрос