Лидерство в ценах – средство, с помощью которого фирмы могут координировать свою ценовую политику, не вступая в сговор.
При этом крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют этому изменению. Но всегда есть риск, что конкуренты не поддержат эти изменения. Поэтому ценовой лидер придерживается следующей политики:
1) цена применяется только при значительных изменениях спроса и издержек (рост заработной платы, налогов или цен на электроэнергию);
2) о пересмотре цен ценовой лидер заявляет открыто, т.е. об этом заранее известно другим фирмам;
3) лидер часто не назначает цену максимизирующую прибыль, для того, чтобы не привлекать в отрасль дополнительные фирмы.
IV. Ценообразование по принципу «издержки плюс»
В этом случае фирма-олигополист подсчитывает издержки на единицу продукции при некотором типичном плановом уровне производства. После калькулируется стандартная цена путем прибавления к средним издержкам на единицу стандартного объема необходимого количества прибыли. Затем управленцы высшего уровня, определяющие ценовую политику, используют стандартную цену, внося (обычно небольшие) изменения в сторону повышения или понижения, чтобы учесть конкуренцию, деловую конъюнктуру, долгосрочные стратегические цели и другие факторы.
Эта модель ценообразования имеет особое значение для фирм, производящих много товаров, которым трудно определить условия спроса и издержек для сотен различных наименований и невозможно правильно распределить общие накладные расходы, такие, как расходы на электроэнергию, страхование, налоги между сотнями продуктов.
Ценообразование по принципу «издержки плюс» обычно сочетаются с другими моделями ценообразования: тайным сговором, лидерством в ценах.