К основным признакам олигополии относятся:
1. Немногочисленность, т.е. относительно малое количество фирм, господствующих на олигополистическом рынке.
2. Обладание значительной долей рынка каждой олигополистической фирмой.
3. Всеобщая взаимозависимость и необходимость для каждой фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики.
4. Продукция в олигополистической отрасли может быть как стандартизированной, так и дифференцированной.
5. Развитие неценовой конкуренции, особенно в условиях олигополии с дифференцированной продукцией.
6. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются различные барьеры для вступления в отрасль, такие, как эффект масштаба, владение патентами, сырьем, значительные расходы на рекламу, эффект слияния.
Примером отраслей с развитием олигополии являются металлургическая, машиностроительная и химическая промышленность.
Экономический анализ не предполагает общепринятой характеристики ценообразования в условиях олигополии. Существуют две главные причины, объясняющие, почему трудно использовать формальный экономический анализ при объяснении ценового поведения олигополии:
|
|
Олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, что мешает выработке одного обобщенного объяснения, как определить цену и объем производства.
Существуют следующие виды олигополии:
a) жесткая олигополия, при которой две или три фирмы господствуют в отрасли и «расплывчатая» олигополия, при которой шесть и семь фирм делят 70-80% рынка, и существует конкурентное окружение из более мелких фирм;
Степень концентрации производства рынка того или иного товара можно определить с помощью индекса Герфиндаля - Хиршмана:
.
где S доля фирмы на отраслевом рынке.
Фирмы выстраиваются по мере убывания доли на отраслевом рынке.
Если H > 1000, то рынок концентрированный.
Если Н < 1000, то условия свободной конкуренции.
В условия несовершенной конкуренции степень монополизации рынка оценивают с помощью понятия экономическая власть, т.е. это способность в той или иной степени контролировать ситуацию на рынке. Оценивают экономическую власть с помощью коэффициента Лернера:
Где, EP D - коэффициент эластичности спроса на товар по цене.
Значение коэффициента Лернера находится в диапазоне 0<L<1. При L = 0, на рынке наблюдается совершенная конкуренция, а при L = 1, чистая монополия.
б) олигополия со стандартизированной и олигополия с дифференцированной продукцией;
в) олигополия объединяет ситуации, в которых барьеры для вступления в отрасль являются различными по прочности.
|
|
Существование множества видов олигополии мешает разработке единой модели ценообразования
Взаимозависимость и немногочисленность осложняют ситуацию, неспособность фирмы точно предвидеть ответные действия конкурентов, делает практически невозможным оценить спрос и предельный доход, а без этих данных фирма не может даже теоретически определить цену и объем производства.
Можно выделить две основные черты олигополистического ценообразования:
1. Олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими или жесткими (меняются реже, чем в других моделях рынка).
2. Если цены меняются, то у всех фирм, т.е. олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору при назначении и изменении цен.
Чтобы понять сущность олигополистического ценообразования, рассмотрим его основные модели.
I. Модель ломаной кривой спроса (не основанная на тайном сговоре олигополии)
Допустим, в олигополистической отрасли функционирует три независимые фирмы, текущая цена на их продукцию равна Р1, а продажи Q (рис.8.1). Если одна из фирм изменяет цену, и конкуренты поддерживают это изменение, то спрос на продукцию фирмы будет неэластичным, т.к. значительного изменения объема продаж не произойдет. Графически спрос и предельный доход этой фирмы будет выглядеть, как Д1 и MR1. Если конкуренты не поддержат изменение цены, то произойдет значительное изменение ее продаж и спрос будет эластичным. В этом случае графически спрос и предельный доход этой фирмы представляют кривые Д2 и MR2. Скорее всего, конкуренты олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но следовать снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса олигополиста является ломаной (Д2 Д1), и кривая предельного дохода (MR2 MR1) имеет разрыв.
Рис. 8.10. Ломаная кривая спроса
Этот анализ доказывает негибкость цен в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре. Негибкость возникает по двум причинам:
1) Ломанный характер кривой спроса свидетельствует о том, что любое изменение цен ухудшит положение фирмы. Если фирма повысит цену, то потеряет потребителей, так как конкуренты не поддерживают это повышение; если понизит – то увеличение продаж будет незначительным, т. к. конкуренты поддержат это снижение.
2) Ломанный характер кривой спроса означает, что в определенных пределах значительные изменения в издержках (от МС1 до МС2) не будут оказывать никакого воздействия на объем производства и цену.
Данной модели ценообразования присущи два основных недостатка:
1) Модель не объясняет механизма образования текущей цены.
2) Модель не объясняет, почему для олигополии на практике очень часто характерно повышение цен.