Общая структура антиутопии: специфика утопического «идеала»; хронотоп; соотношение личного и социального как проблема содержания и формы (повествовательной стратегии). Антиутопия как актуализация жанровой модели мира, выработанной в романе (субъективизм, беспочвенность романного мира; «прозаическое» отделение общих ценностей от конкретного человеческого бытия). Антиутопия в XX веке. Век подведения итогов Нового времени, разочарования в идее прогресса, силе разума.
«О, дивный новый мир!» О. Хаксли в ряду других утопий и антиутопий. Экономическая модель утопии («идеальное» потребительское общество). Серийное производство и массовый человек. Биологизация социального. Историософия Хаксли. Поэтика заглавия и значение эпиграфа. Новое время от шекспировского человека до потребительской утопии. Диалектика индивидуалиста и массового человека. «О дивный новый мир» как роман идей. Воскрешение просветительской эстетики XVIII века в творчестве Хаксли: элементы научного трактата, установка на идеологическую доминанту, особенности характеризующего рисунка. Роман-диспут: отсутствие персонажа, несущего авторскую идею, заменимость главного героя, контрапункт. Проблема отсутствия у автора ответа на возникающие вопросы. Индивидуальный апокалипсис как единственный способ поставить точку в споре с утопией. Поиск альтернативной, неевропейской утопии в дальнейших произведениях Хаксли.
|
|
Роман «1984» Дж. Оруэлла. Отличие от «высоких» антиутопий Замятина и Хаксли: опора на реальные прецеденты воплощения утопии в XX веке. Вместо достижения земного рая – самообман, прикрывающий нищету. Преодоление сознанием реальности (прошлого, опыта настоящего) как стратегия осуществления утопии в мире Оруэлла («утопия» – то, что «не имеет места» в реальности). Цели новой тирании: не материальные блага, а чистая власть. Ненаследственный (не связанный с материей) принцип формирования правящей касты. Специфика нового тоталитаризма (в отличие от его старых форм): динамичность, изменчивость новой догмы; технологическая безупречность, неуязвимость новой власти. Две модели противостояния власти. Джулия. Бунт в сфере чувственности (сексуальное как антиофициальное). Власть и чувственность. Структурное родство бунта Джулии и умозрительной утопии (связующее звено – нигилизм). Борьба в сфере духа (Уинстон Смит). Попытка героического противостояния прозаическому миру, причины поражения героя. Структура образа Смита. Идеи, формулы Оруэлла в культуре XX века.
Литература:
Хаксли О. О, дивный новый мир! (О, прекрасный новый мир! О, бравый новый мир!)
Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор.
|
|
Оруэлл Дж. Литература и тоталитаризм// Оруэлл Дж. Скотный двор: Сказка, эссе. статьи, рецензии. – М.: Известия, 1989. – С.98-101. (Или в кн.: Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. – Пермь: «КАПИК», 1992. – С.150-153.)
Хаксли О. Искусство и банальность// Называть вещи своими именами. С.483-487
Бердяев Н.А. Новое средневековье// Н.А. Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. – М.: «Искусство», 1994. – Т.1. С.406-485.
Кузнецов С. 1994: юбилей неслучившегося года (К десятилетию «года Оруэлла»)// ИЛ, 1994, №11. – С.244-248.
Оруэлл Дж. Рецензия на «Мы» Замятина// Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. – М.: Прогресс, 1989. – С.306-309.
Рабинович В.С. Олдос Хаксли: Эволюция творчества. Автореферат дисс... д. ф. н. – Екатеринбург, 1999. – 50с.
Рорти Р. Последний интеллектуал в Европе: Оруэлл о жестокости// Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность./ Пер. с англ. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – С.214-239.
Чаликова В., Недошивин В. Неизвестный Оруэлл (Диалог)// ИЛ, 1992, №2. – С. 215-225. (Или в кн.: Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. – М.: Весть – ВИМО, 1994. –С.8-26.)
Шестаков В.П. Социальная утопия Олдоса Хаксли: миф и реальность// О современной буржуазной эстетике. – М.: Искусство, 1976. – С.138-159.
Der Mann vom Anti-Utopiche Erzählungen. – Berlin: Das «Neue Berlin», 1975. – 366S.