Административная ответственность

Специфика административной ответственности проявляется в том, что её основания возникают в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и применяются, как правило, во внесудебном порядке, в рамках административно-процессуального законодательства. В таможенной сфере юридическим основанием административной ответственности является Кодекс РФ об административных правонарушениях; фактическим – состав нарушения таможенных правил; процессуальным – решение (постановление) таможенного органа или должностного лица (в некоторых случаях – суда) о назначении административного наказания за совершённое правонарушение. Ответственность за таможенные правонарушения предусмотрена в главе 16 КоАП РФ, в которой содержится 23 статьи. В ст. 23.8 КоАП предусматривается, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать: руководитель ФТС, его заместители; начальники РТУ, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов – об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

С учётом непосредственного объекта посягательства все правонарушения таможенных правил, предусмотренных КоАП РФ, можно разделить на большие группы. Это нарушения:

1) установленного таможенным законодательства порядка проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, ответственность за совершение которых предусмотрено ст. 16.5 «Нарушение режима зоны таможенного контроля»; ст. 16.8 «Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам»; ст. 16.11 «Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации»;

2) против порядка ведения учёта и предоставления отчётности таможенным органам (ст. 16.15 «Непредставление в таможенный орган отчетности»);

3) связанные с неисполнением обязанностей по соблюдению предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определённую таможенную процедуру (например, ст. 16.10 «Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита», ст. 16.14 «Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций», ст. 16.16 «Нарушение сроков временного хранения товаров», ст. 16.17 «Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации»);

4) посягающие на порядок основного таможенного оформления (ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», ст. 16.7 «Представление недействительных документов при таможенном оформлении», ст. 16.12 «Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений»);

5) требований и условий помещения товаров под определённую таможенную процедуру либо нарушение требований соответствующей таможенной процедуры (ст. 16.17 «Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации», ст. 16.19 «Несоблюдение таможенного режима»);

6) порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ»; ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ»);

7) связанные с проведением операций с товарами и транспортными средствами, незаконно ввезёнными на территорию РФ (ст. 16.21 «Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств» и др.);

8) установленного порядка уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 16.20 «Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами», ст. 16.22 «Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ»);

9) против порядка осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела»).

Меры административной ответственности устанавливаются в целях общей и частной превенции. Проанализировав содержание главы 16 КоАП РФ, можно сделать вывод, что за нарушение таможенных правил законодатель устанавливает три вида мер административной ответственности: предупреждение; штраф, конфискацию товаров и транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: