Пуктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это
- собрание правил постановки знаков препинания;
- расстановка знаков препинания в тексте;
- то же, что знаки препинания.
Знаки препинания указывают на границы самостоятельных, законченных предложений, служат для отделения частей сложного предложения, для выделения некоторых членов предложения. Одновременно знаки препинания выполняют функцию передачи определенных смысловых оттенков.
Например:
Какие сегодня новости? (= вопрос, «что произошло?»). - Какие сегодня новости? (= утверждение, «произошло что-то удивительное»)
Пришел первый раненый боец (= «один из бойцов»). – Пришел первый раненый – боец (Пан.) (= «первый пришедший, раненый был боец»).
Таким образом, в основе русской пунктуации лежат два принципа: синтаксический и смысловой. Правильная расстановка знаков препинания помогает пишущему точнее выразить свои мысли и чувства, а читающему - верно их воспринять.
Значение правил пунктуации и умение их верно применять является практически необходимым навыком. Как говорил А.П. Чехов, знаки препинания служат «нотами при чтении».
По вопросу об основах русской пуктуации выделились три основных направления:
- логическое,
- синтаксическое,
- интонационное.
Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев, сформулировавший назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:
1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой,
2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
В современной русистике смысловое понимание основ русской пуктуации нашло выражение в работах С.И. Абакумова и А.Б. Шапиро. Первый из них считал основным значением пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. А.Б. Шапиро видел основную роль пунктуации в обозначении тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами.
Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Виднейший представитель этого направления Я.К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания даётся «указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений», которое служит «для облегчения читателю понимания писаной речи».
Представители интонационной теории пунктуации полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (Л.В. Щерба), что они в огромном большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А.М. Пешковский) и нужны «для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз» (Л.А. Булаховский).
Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции пунктуации как важного средства оформления письменной речи: знаки препинания указывают на её смысловое членение. Вместе с тем в значительной степени русская пунктуация строится на синтаксической основе, как это показывают формулировки большинства пунктуационных правил. В ряде случаев русская пунктуация связана также с интонацией. Всё это придаёт русской пунктуационной системе большую гибкость: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие пунктуационные варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями (Д.Э. Розенталь).
Основной единицей пунктуации является пунктограмма (от лат. рunctum - точка и греч. gramma - письменный знак, запись) - закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации, напр, тире между подлежащим и сказуемым, точка в конце предложения, двоеточие в бессоюзном сложном предложении, двоеточие и тире в предложении с обобщающим словом при однородных членах, запятые при обособлении второстепенных членов (определений, приложений, обстоятельств и т.д.), скобки при вставных конструкциях и т.п. Перечень пунктограмм соответствует перечню частных правил пунктуации. По степени обобщённости отражаемого правила пунктограммы бывают разных типов, например, запятая при однородных членах с соединительными союзами или вообще при однородных членах. В понятие пунктограммы включается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т.е. регламентировано правилами, например, отсутствие запятой между частями сложносочинённого предложения с общим членом, отсутствие запятой между двумя придаточными, соединёнными союзом и. Термины «пунктограмма» и «знак препинания» не тождественны: первый включает наименование оформляемой знаком синтаксической единицы, второй лишь указывает на элемент графической системы языка.
Термин «пунктограмма» возник в 70-е гг. 20 в. по аналогии с термином орфограмма. Бытует как «рабочий» термин в среде методистов школы, используется в методической и дидактической литературе, адресованной учителям, употребляется в сочетаниях типа: пунктограммы, изучаемые в 8-м классе; перечень пунктограмм, изучаемых в 4-м классе; пунктограммы, связанные с выделением структурных частей предложения. Однако в самой школьной практике термин не закрепился (вместо него употребляется сочетание «пунктуационные правила»), не регистрируется и лингвистическими словарями, в т.ч. терминологическими.