Упражнение 1
А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и укажите способ их связи.
1. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н.). 2. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (П.). 3. И упало каменное слово на мою еще живую грудь (Ахм.). 4. В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев (Паст.).
Б. В данных выше предложениях определите, в каких формах числа, лица или рода сказуемые согласуются с подлежащими. В данных ниже предложениях найдите несогласованные сказуемые, укажите, чем они выражены.
1. Гори всё синим огнем (Шукш.). 2. Бедная моя лиса туда-сюда метаться (Кр.). 3. Есть на земле такие превращенья (Гр.). 4. Нагайкой коня по боку щёлк (Леск.).
Упражнение 2
Прочитайте и сделайте синтаксический разбор каждого простого предложения: назовите, какое оно по цели высказывания, по интонации (восклицательное или невосклицательное), по составу (односоставное - какое именно - или двусоставное), нераспространенное или распространенное; назовите главные члены, затем - второстепенные; укажите, чем выражен каждый член.
|
|
1. Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. 2. Уже совсем стемнело. 3. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага. 4. Я довольно долго не мог заснуть. 5. Дорога у вас тут какова? 6. Несколько дней спустя
после первой моей встречи с обоими приятелями отправился я в сельцо Бессоново. 7. Живее, кони, живее!
Крупной рысью вперед! 8. Ты дорогу хорошо знаешь?
9. Поедемте-ка во Льгов. 10. Солнце садится. Воздух
вблизи как-то особенно прозрачен. 11. Как пахнет земляникой и грибами! 12. Уже совсем стемнело. 13. Сквозь
открытые окна из сада веяло осенней свежестью и
запахом яблок. 14. Вот кладут ковер на телегу. 15. Идешь вдоль опушки. 16. Как невыразимо тихо все кругом! 17. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками (И. С. Тургенев).
Знаки препинания в конце самостоятельных
Предложений и между частями сложного