Естественная школа права

В определенном смысле, естественно - правовая теория перекликается с теологическими представлениями о праве, поскольку и та и другая школы базируются на том постулате, что у человека есть некие «вечные» права и свободы. Но если теологическая школа видит источник этих прав в Боге, то более поздние теории естественного права, основанием этих прав называют самого человека, его «душу».

Так Дж. Локк (1632-1704 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), П. А. Гольбах (1723-1789 гг.), Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) и др. утверждали, что человек рождается и существует с определенными правами и свободами, которые берут начало в самой природе человека, в его «естестве».

Согласно естественно-правовой теории, люди обладают определенными правами, прежде всего, правом на жизнь, на свободу, собственность и т.п. «естественным образом», то есть в силу того, что они просто люди и никто не вправе посягать на эти права.

Государственная власть, создавая юридические нормы, обязана учитывать существование естественных прав и свобод, формулировать и закреплять их в законодательстве, обеспечивать их реализацию. Если же законы государства не признают естественных прав, значит такие законы не имеют юридической силы (lex injusta non est lex – «несправедливый закон – это не закон вообще»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: