double arrow

Систематизация нормативно – правовых актов


Поскольку нормативно-правовых актов в развитой правовой системе общества достаточно много, они постоянно изменяются, очевидно, что возникает необходимость в осуществлении особого вида деятельности по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования. Такая деятельность называется систематизацией нормативно-правовых актов.В результате систематизации нормативные акты располагаются в определенном порядке, классифицируются по определенным разделам, рубрикам, кодексам и т.п.

Различают несколько видов систематизации.

1. Учет нормативных актов – самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, которая осуществляется, как правило, внутри организаций, издающих нормативные акты. Учет может быть журнальным, картотечным, автоматизированным и т.п. Примером последнего могут служить системы «Консультант – Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.

Особой формой учета является Федеральный регистр нормативно-правовых актов. Он ведется для обеспе­чения контроля за соответствием этих актов Конституции РФ и федеральным законам, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации, а так­же для получения информации о регио­нальном законодательстве.




Согласно Положению, в федеральный регистр включают­ся конституции (уставы), законы и иные нормативно-право­вые акты высших должностных лиц субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавли­вающие правовой статус организаций или имеющие межве­домственный характер.

2. Инкорпорация– такая форма систематизации, при которой происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения внутреннего содержания нормативных актов. Инкорпорация лишена правотворческого начала; при такой форме систематизации текст нормативного акта не подвергается существенным изменениям – в лучшем случае туда могут вноситься уже произошедшие, официально принятые в сравнении с первой редакцией изменения.

Новые правовые нормы в текст нормативного акта в процессе инкорпорации не добавляются. Различают официальную инкорпорацию и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется уполномоченными на подобную деятельность лицами.

Примером официальной инкорпорации являются сборники «Собрание законодательства Российской Федерации», которое издается издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ с мая 1994 года в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (выходит один раз в неделю), «Бюллетень международных договоров» - издание, выходящее один раз в месяц, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (один раз в неделю) и др.



Предполагается, что в таких сборниках размещен официальный (аутентичный) текст нормативного акта, которым следует руководствоваться в практической деятельности, и на который нужно ссылаться при написании научных, дипломных или курсовых работ.

Неофициальная инкорпорация осуществляется неуполномоченными на такую деятельность лицами. Неофициальной инкорпорацией часто занимаются научные работники, практикующие юристы и т.п.

В соответствии со способом расположения нормативного материалы выделяют отраслевую (предметную), хронологическую и смешанную инкорпорацию.

3. Кодификация– это такая систематизация, при которой непосредственно в самом процессе систематизации во внутреннее содержание нормативного акта вносятся необходимые изменения – добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы. Главное отличие кодификации от иных форм систематизации заключается в том, что кодификация носит правотворческий характер, направлена на совершенствование действующего законодательства. Не случайно некоторые юристы определяют кодификацию как высшую форму систематизации, главная функция которой – «изменение содержания правового регулирования, придание ему комплексного системного характера».



В результате кодификации появляется единый комплексный документ, сводный, как правило, отраслевой акт (Уголовный кодекс, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти, Правила дорожного движения и проч.).

Иногда кодификация может осуществляться в масштабе всего национального законодательства в целом – в результате всеобщей кодификации создается Свод законов («Кодекс кодексов»). Очевидно, что кодификация может осуществляться только в официальном порядке уполномоченными на такую деятельность лицами.

4. Консолидация– это такая форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт. При этом все прежние акты утрачивают свою юридическую силу.

В России такая форма систематизации применяется достаточно редко (например, Указ Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года « О праздничных и памятных днях» объединил сорок восемь ранее действующих актов по этому вопросу). Консолидация может носить только официальный характер.

***







Сейчас читают про: