Принципы, на которых основывается психотерапевтическая эффективность (Psychotherapeutische Wirkprinzipien). Факторы, которые обеспечивают действенность приемов и методов различных психотерапевтических школ и которые могли бы служить основными элементами единой, охватывающей различные школы теории психотерапии. Пример: помогающие отношения.
Проективная идентификация (Projektive Identifizierung). Определенная, используемая в целях защиты форма взаимодействия между пациентом и терапевтом, а также между членами группы. Понятие введено Мелани Кляйн, понимавшей под ним протекающий во время фантазирования процесс, в ходе которого либо компоненты репрезентации самости передаются репрезентациям объекта, либо, наоборот, компоненты репрезентации объекта - компонентам самости. Более современные концепции, например концепция Огдена, подчеркивают давление, оказываемое взаимодействием на объект, на который должна быть осуществлена проекция.
Проекция (Projektion). Психический процесс, при наличии которого субъект отвергает или не может интерпретировать отрицаемые им у себя желания, аффекты, качества, объектные отношения, перенося их на внешний объект, в роли которого может выступать как какое-либо лицо, так и какая-нибудь вещь.
– 700 –
Проработка (Durcharbeiten). Аналитическая обработка сопротивления, препятствующая структурному изменению понимания, достигнутого в результате терапии.
Прояснение (Klarifizieren). Техника психоаналитического вмешательства; описана Гринсоном как первая ступень интерпретации, во время нахождения на которой речь идет об усилиях, направленных на то, чтобы посредством акцентирования основных составных частей содержания конфликтных переживаний и обнаружения взаимосвязей, обусловливающих их возникновение, познакомить с ними пациента.
Психический конфликт (Psychischer konflikt). Как бессознательный психогенный конфликт - центральный фактор при возникновении неврозов. Развивается как внутреннее напряжение между желанием и защитой, между инстанциями психического аппарата, а также между ними и реальностью, между потребностями, вызванными влечениями, и нарциссическими потребностями, между потребностью в зависимости и потребностью в автономии. При структурных нарушениях внутренние невыносимые несовместимости не переносятся в конфликтные напряжения, а, напротив, экстернализируются и подвергаются интеракциональной обработке.
Психоаналитическая интеракциональная групповая терапия (Psychoanalytisch-interaktionelle Gruppentherapie). Метод групповой терапии, при котором наблюдение и выводы ориентированы на психологию и патологию объектного отношения, на психоаналитическую психологию и патологию Эго и на нарушения в аффективной системе. Стиль вмешательства - интеракциональный и при отказе терапевта от анонимности и нейтральности состоит в аутентичных (селективно-экспрессивных) ответах; эти ответы должны направлять внимание пациентов на обусловливающие их поведение нарушения объектного отношения, дефицит их функции Эго и его воздействие на межличностные отношения.
Психоаналитическая интеракциональная индивидуальная терапия (Psychoanalytisch-interaktionelle Einzeltherapie). Модификация психоанализа, которая предназначена для лечения для таких психопатологий, как доэдипальные нарушения, как обусловленные развитием структурные нарушения, как ранние нарушения или как обусловленные преимущественно развитием или травматогенные базовые нарушения. В этой модификации имеют большое значение как установки терапевта (присутствие, признание, уважение), инсценировка и умение обращаться с переносом и контрпереносом, создание рабочего союза, так и реализующие принцип «ответ» техники вмешательства (селективно-аутентичный ответ, принятие помощи функции Эго, идентификация и прояснение аффекта).
Психогенные нарушения (Psychogene Störungen). Нарушения, к которым, согласно всеобщему соглашению, относят неврозы, психосоматические нарушения/болезни, мании и суицидальные наклонности.
– 701 –
Психодрама (Psychodrama). Терапевтический метод, при котором ситуации, конфликты и фантазии, кроме того, что они вербализуются, еще и разыгрываются как в своего рода театральной постановке; цель метода - концентрация эмоционального переживания, рационального понимания и телесных действий в опыт витальной «очевидности» и достижение изменений в поведении.
Психопрофилактика (Psychoprophylaxe). Стремление с помощью преследующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, направленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотренинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.
Психосоматическая консультативная служба (Psychosomatischer Konsiliardienst). Предложение специализированными психосоматическими отделениями своих достижений в психотерапевтической/психосоматической области, адресованное терапевтическим командам других специализаций, работающих в этой же клинике. Это предложение может иметь форму как классической консультации, так и consultation liaison* (см. «Служба взаимодействия»), предусматривающего долговременную кооперацию, а также работу по специальной подготовке врачей и персонала, целью которой является улучшение отношений в команде и психическая гигиена сотрудников.
Психосоциальное компромиссное образование (Psychosoziale Kompromißbildung). Осуществляемое в группах, подвергаемых основанной на психоанализе и глубинной психологии терапии, групповое действие, в процессе которого на среднем уровне глубины регрессии развиваются относительно устойчивые модели интеракции. В этих интеракциональных моделях участники группы в результате распределения и принятия на себя функций и ролей, предполагающих соответствующие ролевые диспозиции, репрезентируют, с одной стороны, защиту, а с другой - производное того, что было отражено защитными механизмами. Такие психосоциальные компромиссные образования формируются чаще всего при помощи механизма проективной идентификации.
Психосоциальное обслуживание (Psychosoziale Mitbetreuung). Преследующее конкретные цели включение в процесс основного соматически ориентированного (хирургического, фармакотерапевтического, радиотерапевтического) лечения медико-психологических и психотерапевтических как консультативных, так и оказывающих непосредственное воздействие методов.
Психосоциальный кризис (Psychosoziale Krise). События, которые (субъективно и/или объективно) обнаруживают высокую негативную валентность, незначительную доступность контролю и невысокую степень прогнозируемости (типичные примеры: утрата самой близкой референтной персоны в результате транспортной катастрофы, одиночество после ухода супруга и т. д.).
* Консультативное взаимодействие (англ.).
– 702 –
Психотерапия, основанная на глубинной психологии (Tiefenpsychologisch fundierte Psychotherapie). Модификация индивидуальной и групповой аналитической терапии, особенностью которой является признание того факта, что цели терапии ограничены. Регрессия и процессы, стимулированные переносом и контрпереносом, ограничиваются установкой и техниками вмешательства терапевта. В индивидуальной терапии внимание фокусируется на различных элементах фокального конфликта, как он предстает в ситуации, послужившей причиной конфликта, и в ситуации, складывающейся в процессе терапии. В групповой терапии установка и совместные терапевтические усилия направляются на явные и латентные элементы защиты участников группы, приобретая форму психосоциальных компромиссных образований.
Рабочий союз (Arbeitsbündnis). Отношения между аналитиком и пациентом, которые как фрагмент отношения к реальности следует отграничивать от отношения переноса (Гринсон). Возникает в результате осознания пациентом своей болезни, готовности к сотрудничеству и принятию терапевтических методов и техник; развивается в процессе солидаризации пациента с терапевтическими приемами терапевта.
Распространение психогенных нарушений (Prävalenz psychogener Störungen). Уровнем распространения называется определяемое в процентах по отношению к определенной популяции количество случаев определенного заболевания или носителей значимых для здоровья признаков, выявленных за определенный период времени (моментальное распространение: сколько носителей симптома можно идентифицировать в определенный момент X. Периодное распространение: уровень распространения в течение определенного периода времени, например одного года. Подушное распространение: количество индивидов, в течение жизни становившихся носителями определенного симптома. Административное распространение: количество официально зарегистрированных носителей симптома. Истинное распространение: действительное наличие носителей симптома). Лечебно-административное распространение психогенных заболеваний составляет лишь небольшой, выборочный фрагмент истинной картины распространения нарушений.
Регрессия (Regression). Восстановление душевных функций, которые были характерны для психической деятельности индивида на более ранних фазах его развития. Примитивные формы душевной деятельности могут продолжать существовать параллельно ее более зрелым формам. Многие формы регрессии проявляются лишь в течение некоторого времени и не носят необратимого характера. То, является ли регрессия, сопровождаемая ослаблением контроля сознания, патологической и если является, то в какой мере, определяется степенью ее необратимости. Как правило, регрессия не представляет собой како-
– 703 –
го-либо единого явления; она может охватывать все субструктуры душевного аппарата и по-разному воздействует на отдельные составные части процессов Ид или функции Эго и Суперэго.
Реконструкция и конструкция (Rekonstruktion oder Konstruktion). Разновидность психоаналитической работы, названная так Фрейдом по аналогии с археологией; по его мнению, в ее рамках достигаются более обстоятельные и зрелые результаты, чем при предшествующей пунктуальной интерпретации. Как полагал Фрейд, использование конструкции приносит больший эффект, чем работа с интерпретацией; если при интерпретации обработке подвергаются отдельные элементы добываемого при помощи анализа материала, то конструирование раскрывает анализируемому определенные, забытые им фрагменты его биографии.
Репрезентация (Repräsentanz). Введенное Фрейдом понятие, обозначающее психический компонент в возникшем в соматической области влечении. Фрейд полагал, что влечение отображается как посредством представлений (репрезентация представления), так и посредством аффектов (квант аффекта, репрезентация аффекта). Позднее понятие репрезентации было применено Хартманном для самости, которая тем самым была обособлено от аппаративно-функционально понимаемого Эго; это понятие было применено также и к объектам.
Семейная терапия (Familientherapie). Исследовательский и терапевтический метод, который, основываясь на различных теоретических концепциях (психоанализ, теория систем, теория коммуникации), используется для диагностики и лечения психических нарушений, при которых важное значение имеют патогенные аспекты семейных структур, моделей и правил игры. В настоящее время в технике лечения можно выделить три главных направления: исцеление при помощи встреч, системных изменений и активной реструктуризации.
Сигнал тревоги (Angstsignal). Отличающийся пониженной интенсивностью бессознательный страх, который провоцирует защитные действия Суперэго, препятствующие повторной актуализации связанного с невыносимым страхом бессознательного конфликта.
Служба взаимодействия (Liaisondienst). Специальная консультационная служба, появившаяся в результате расширения функций классической консультационной службы до образования формы прямого непрерывного сотрудничества специалистов в психосоматической области, представляющего службу взаимодействия, и команды соматического отделения (например, за психосоматиком закрепляется определенное рабочее время, в течение которого он находится в отделении).
Смена парадигм (Paradigmenwechsel). Согласно Куну, развитие науки не непрерывно, а скачкообразно. Переориентация неизбежна тогда, когда появляется новая научная модель или парадигма, которая лучше объясняет прежде противоречивые данные.
– 704 –
Совместное групповое сновидение наяву (Gemeinsames Tagträumen in Gruppen). Под совместным сновидением наяву участников психоаналитической терапевтической группы понимается сопровождаемое углубленной регрессией групповое действие, которое сосредотачивается на каком-нибудь одном пережитом и отраженном защитными механизмами инфантильном желании и в котором сливаются воедино и соединяются друг с другом индивидуальные фантазии, компромиссные образования, создаваемые желанием и защитой. Такие фантазии, как правило, следует понимать как перенос либо на работающего с группой терапевта, либо на группу в целом, реже на какого-нибудь одного, вызывающего особенно сильные переживания участника группы.
Соглашение о нормах (Aushandeln von Normen). Возникающая в группе в результате структурной минимализации (отсутствию внутри группы обычных социальных норм) ситуация откровенности приводит к снижению предсказуемости поведения ее участников, которая вновь повышается благодаря достижению эксплицитных и имплицитных соглашений о нормах и правилах игры; такие соглашения заключаются по поводу совместного определения ситуации в группе. Установленные таким образом нормы содействуют социальной адаптации к совместно определенной ситуации и повышению предсказуемости поведения участников группы; кроме того, в этих нормах заключены компромиссные образования между стихийными, связанными со страхом бессознательными элементами поведения и направленными против них мерами защиты.
Соматогенные эффекты улучшения (Somatogene Aufwärtseffekte). Введенное фон Икскюлем и применяемое в рамках системно-теоретического рассмотрения понятие, при помощи которого последствия соматических процессов, протекающих на более глубинном уровне системной иерархии, описываются на более высоком психическом и социальном системном уровне.
Сопротивление (Widerstand). Обозначение для всех препятствий, с которыми терапия сталкивается со стороны больного. Форма и содержание сопротивления дают аналитику важные разъяснения относительно внутренней структуры пациента. Описанные Фрейдом формы сопротивления (сопротивление переноса, сопротивление вытеснения, сопротивление Суперэго, сопротивление Ид, вторичное приобретение болезни) впоследствии подверглись значительной дифференциации, а их перечень был существенно расширен: так, например, Гилл поставил в центр психоаналитической работы формы сопротивления началу и завершению действия перенесения.
Социогенные эффекты ухудшения (Soziogene Abwärtseffekte). Введенное фон Икскюлем и применяемое в рамках системно-теоретического рассмотрения взаимодействия иерархически упорядоченных системных уровней понятие, при помощи которого описываются последствия социальных и психических процессов.
– 705 –
Социодинамическое распределение функций (Soziodynamische Funktionsverteilung). Описанная Раулем Шиндлером концепция групповой иерархической динамики, в соответствии с которой в процессе достижения соглашения о действующих в группе нормах между ее участниками распределяются различные позиции, функции и роли: установитель нормы (альфа), исполнитель нормы (гамма), критик нормы (бета) и нарушитель нормы (омега). Между альфа/гамма-большинством и омегой, между нормой и антинормой разворачиваются групповые динамические процессы.
Союз для оказания помощи (Helping alliance). Описанная Люборски методически обусловленная форма терапевтических отношений, формирование которых определяется переживанием пациента. Тип 1 представляет собой форму отношений, при которых пациент ожидает от терапевта помощь и принимает ее. Тип 2 соответствует отношениям, при которых пациент и терапевт разделяют ответственность за достижение поставленной ими самими цели.
Способность к децентрации (Dezentrierungskompetenz). Понятие, введенное Пиаже и обозначающее способность наблюдать за самим собой и своими отношениями с определенной дистанции, словно бы в своего рода перспективе, направленной на сцену извне и преобразуемой посредством самостоятельных усилий. Способность терапевта к децентрации делает возможной многократную смену перспективы, а благодаря этому и комплексное представление о качестве терапевтических отношений: впечатления об ответственности другого и его участии в терапии, собственный ответ на акции и реакции другого присоединяются к многогранному представлению о ходе последовательного взаимодействия и основополагающих процессах переноса-контрпереноса.
Способность к регулированию (Regulierungskompetenz). Способность к регулированию отношений, в особенности к базовой регуляции (см. «Базисная регуляция отношений»).
Способность терапевта к регулированию (Regulierungskompetenz des Therapeuten). Способность терапевта устанавливать терапевтические отношения также и в том случае, если у пациента в его актуальных отношениях наблюдается существенный дефицит способности к управлению близостью/дистанцией, силой/бессилием, активностью/пассивностью; это возможно в том случае, если терапевт берет на себя определенную дополнительную роль и применяет суппортивные стратегии.
Спрос на психотерапию (Psychotherapiebedarf). Понятие, часто использующееся в эпидемиологической литературе для характеристики уровня распространения (моментального и подушного распространения) психогенных нарушений. В том, что касается психогенных заболеваний, существует значительное несоответствие между теми или иными данными о их распространении (например, между данными о моментальном и истинном распространении), с одной стороны, и между их распространением и использованием психотера-
– 706 –
пии, с другой, в силу чего реальный спрос на психотерапию не может предоставить достаточно точных сведений о том, в каком предложении психотерапии действительно нуждается определенная популяция.
Стандартный метод (Standartverfahren). В классическом психоанализе (стандартный метод) терапевтические усилия направлены на то, чтобы, словно бы двигаясь небольшими шажками вниз по вертикальной оси, оси биографии, мысленно проследить имевшие место в раннем детстве и ставшие бессознательными конфликты и их составные части, проявляющиеся в форме репрезентаций влечений, самости, объектов и отношений к объектам, а также в форме аффектов и механизмов защиты; это становится возможным благодаря умению обращаться с переносом и контрпереносом и благодаря работе с сопротивлением. Таким образом пациент с помощью вмешательства терапевта, и прежде всего интерпретации и конструирования, постепенно, то есть в процессе достаточно длительной терапии, сможет познакомиться с историей своей личности в ее скрытых смысловых взаимосвязях. Истолковываются прежде не доступные больному смысловые связи, содержащиеся в его сделанных по принципу ассоциации сообщениях, причем приближение к этим значениям осуществляется при помощи подготовительных ступеней, обозначенных Гринсоном как демонстрация, или конфронтация, и прояснение. Интерпретации дополняются конструированием, которое, согласно Фрейду, выполняет в терапии ту же самую функцию, что и вновь обретенное воспоминание.
Структура группы (Gruppenstruktur). Имеет место при модели отношений, которая в ходе группового процесса оказывается относительно стабильной и прочной; она определяется доверенными индивиду ролями, которые присоединяются к некоему интерперсональному гештальту; ее возникновение продуцируется и стимулируется в ходе вербальной коммуникации, которой сопутствует мимически-жестикуляционный способ выражения.
Структурная минимализация (Minimalstrukturierung). Основывающаяся на динамике группы техника групповой терапии, состоящая в том, что участники группы на время сеанса освобождаются терапевтом от следования обычным социальным соглашениям и нормам. Эта техника является предпосылкой для введения правила свободной интеракции.
Субъективная теория болезни (Subjektive Krankenheitstheorie). Предположения и представления человека о причинах и условиях возникновения его болезни, а частично также и о следующих из этого терапевтических выводах. Несоответствие между субъективной и господствующей врачебной теории болезни являются причинами нонкомплайэнса и прочих нарушений в отношениях врач-пациент.
Суперэго (Über-Ich). Согласно структурной теории - инстанция, которая в качестве «ступени в Эго» возникает в результате идентификации Эго с объектами, к которым оно испытывает или некогда испытывало привязанность, проис-
– 707 –
ходящей преимущественно именно в эдипальной фазе. Таким образом в качестве содержания Суперэго формируются приказы и запреты, а также идеалы, которые постепенно деперсонифицируются и из них возникает автономная, интегрированная структура.
Суппортивная психотерапия (Supportive Psychotherapie). Психотерапия, характеризуемая поддерживающими интервенциями. Суппортивные меры (прямая консультация, заботливый уход, медикаментозная поддержка, отказ от мероприятий, стимулирующих регрессию и т. д.) призваны улучшить актуальную способность пациента к саморегуляции.
Теория соматизирования (Somatisierungstheorie). Субъективная теория болезни, которая интерпретирует психогенные нарушения как соматогенные болезни.
Терапевтические отношения (Therapeutische Beziehung). Понятие, в самом общем виде характеризующее отношения сотрудничества, устанавливающиеся между терапевтом и пациентом. В отличие от рабочего союза в психоанализе (Гринсон), здесь не проводятся различия между отношением переноса и рабочими отношениями. Важным является лишь «признание» обоими партнерами по взаимодействию общей терапевтической задачи; при этом признание также может основываться на превратно понимаемом общем вкладе во взаимодействие.
Травма (Trauma). Недостаточно ясно выраженное однократное или повторяющееся событие в жизни индивида, которое приводит к мощному потоку раздражения и в связи с этим к временной потере способности оценивать реальность и которое ведет к продолжительным патологическим последствиям (травматическим неврозам, воспроизведению травмы в смысле ее навязчивого возобновления).
Триангулярность (Triangularität). Ввод третьего (иного, чужеродного) объекта - как правило отца - в переживание определенной потребности и определенных отношений; в результате этого возникает граница со вторым объектом, который теперь переживается в его инородности, благодаря чему прежние псевдодиадические (монадические) отношения преобразуются в диадическое. Появившаяся в фазе повторного сближения ранняя триангулярность в эдипальной фазе в результате проникновения в отношения потребностей, связанных с половым влечением, превращается в некий специфический вызов, в некую развилку на пути развития личности.
Уважение (Respekt). Установка по отношению к больному, которая относится к его жизненному статусу и прежде всего к обстоятельствам его судьбы, ко всей его личности в целом и к его стратегиям преодоления болезни и контакту с миром. Уважение к неприкосновенности как другой, так и собственной личности (иммунитет терапевта) является предпосылкой для развития терапевтических отношений, в особенности при лечении пациентов, страдающих тяжелыми расстройствами.
– 708 –
Узконаправленная механотерапия (Konzentrative Bewegungstherapie). Терапевтический метод, при котором посредством своего рода «вчувствования» в собственное тело и связанной с ним центральной нервной активности может быть достигнуто изменение ощущений и улучшение телесных переживаний. Субъективная телесность и целостность телесно-душевного переживания и поведения становятся фокусом наблюдения и обработки. Наряду с «чувством» тела метод стимулирует также и пространственные ощущения, для чего в него включаются расслабляющие упражнения в четырех главных позициях (лежа, сидя, стоя и в процессе ходьбы).
Фиксация (Fixierung). Понятие, исходящее из предположения, что определенные группы представлений (опыт, фантазии, воображение), базирующиеся на прошедших стадиях развития и содержащие соответствующие импульсивные желания или желания, обусловленные определенными отношениями, а также модусы объектного отношения вместе с относящимися к ним аффектами, либо актуально манифестируются, либо могут быть мобилизованы в ходе регрессивных процессов.
Эдипов комплекс (Ödipuskomplex). Согласно Фрейду, как филогенетически (наследственно), так и онтогенетически закрепленная фаза развития (в возрасте от 3 до 5 лет), выступающая в двух версиях - позитивной, характеризуемой любовью и сексуальным желанием, направленным на родителя противоположного пола, и ненавистью к однополому родителю, и негативной, в которой дело обстоит противоположным образом. Обе формы в своих различных модификациях образуют так называемый полный эдипов комплекс. С вступлением ребенка в латентный период эдипов комплекс сходит на нет, а с началом половой зрелости вновь возрождается. Формирующееся благодаря эдипальной констелляции триангулярное поле отношений является главной ареной возникновения неврозов.
Эго (Ich). В структурной теории Фрейда - одна из трех инстанций душевного аппарата; выступает в роли посредника между внутренней реальностью (Ид) и внешней реальностью, отвечая прежде всего за функции восприятия и движения, и в этом смысле понимается как организатор внутренней и внешней адаптации (Хартманн). Ранее понималось также и как носитель представлений, спонтанно производимых субъектом, и тем самым как адресат либидозной энергии. Позднее представления, преобразуемые в Эго как самости (саморепрезентации), были отделены от аппаратно-функциональной части Эго.
Эго-идеал (Ich-Ideal). Некий наличествующий в Эго сгусток, предположение о существовании которого в рамках своей структурной теории выдвинул Фрейд; его функция состоит в проведении каким-либо образом согласованных друг с другом отождествлений с обоими эдипальными объектами, а сам он противопоставляется другим содержаниям Эго; это понятие использовалось Фрейдом в качестве синонима Суперэго.
– 709 –
Эмпатия (Empathie). Способность отождествлять себя с другим человеком (пациентом), представлять при помощи проникновенного воображения, что и как он чувствует, думает, переживает, телесно ощущает, с целью лучшего понимания мира его переживаний и реконструкции процесса его возникновения.
Эффект плацебо (Plazebo-Effekt). Плацебо (лат. «я буду нравиться называется такое воздействие медикамента, которое имеет место вне зависимости от действия химического вещества как такового. Воздействие плацебо связано с особенностью отношений врач-пациент и соответствует социопсихосоматическому «эффекту ухудшения».
– 710 –
ЛИТЕРАТУРА
Литература к разделу «Очерк психоанализа и аналитической психотерапии» Работы Зигмунда Фрейда Entwurf einer Psychologie (1895). In: A.richards und I. grubrich-simitis (Hrsg.): Sigmund Freud. Gesammelte Werke, Nachtragsband: Texte aus den Jahren 1885 bis 1938. Frankfurt a. M.: S. Fischer, 1987. Studien über Hysterie (1894). GW l, 75-312. Über die Berechtigung von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomenkomplex als «Angst-Neurose» abzutrennen (1895). GW I, 313-342. Weitere Bemerkungen über die Abwehr-Neuropsychosen (1896). GW I, 377-403. Die Traumdeutung (1900). GW ΙΙ/ΙΙΙ, 1-642, Über den Traum (1901). GW II/III, 643-700. Die Freudsche Psychoanalytische Methode (1904). GW V, 1-10. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). GW V, 27-145. Bruchstück einer Hysterie-Analyse (1905), GW V. 161-286. Über Psychoanalyse (1910). GW VIII, 1-60. Beiträge zur Psychologie des Liebeslebens (1910). GW VIII, 65-91. Die psychogene Sehstörung in psychoanalytischer Auffassung (1910). GW VIII, 94-102. Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci (1910). GW VIII, 127-211. | Die zukünftigen Chancen der psychoanalytischen Therapie (1911). GW VIII, 103-115. Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens (1911). GW VIII, 229-238. Psychoanalytische Bemerkungen über einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides) (1911). GW VIII, 239-320. Die Handhabung der Traumdeutung in der Psychoanalyse (1912). GW VIII, 349-357. Zur Dynamik der Übertragung (1912). GW VIII, 363-374. Ratschläge für den Arzt bei der psychoanalytischen Behandlung (1912). GW VIII, 375-387. Totem und Tabu (1912/13). GW IX, 1-194. Die Disposition zur Zwangsneurose (1913). GW VIII, 441-452. Zur Einleitung der Behandlung (1913). GW VIII, 453-478. Zur Geschichte der psychoanalytischen Bewegung (1914). GW X. 43-113. Erinnern, Wiederholen und Durcharbeiten (1914). GWX, 125-136. Zur Einführung des Narzißmus (1914). GWX, 137-170. Triebe und Triebschicksale (1915): GWX, 209-232. Die Verdrängung (1915): GW X, 247-261. Das Unbewußte (l915): GW X, 263-303. Einige Charaktertypen aus der psychoanalytischen Arbeit (1915): GW X, 363-391. Metapsychologische Ergänzung zur Traumlehre (1916): GW X, 412-426. Trauer und Melancholie (1916): GW X, 427-446. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916/17): GW XI, 1-482. | |
– 711 – | ||
Aus der Geschichte einer infantilen Neurose (1918): GW XII, 27-157. Wege der psychoanalytischen Therapie (1918): GW XII, 181-194. Jenseits des Lustprinzips (1920): GW XIII, 1-69. Massenpsychologie und Ich-Analyse (1921): GW XIII, 71-161. «Psychoanalyse» und «Libidotheorie» (1923): GW XIII, 209-233. Das Ich und das Es (1923): GW XIII, 235-289. Neurose und Psychose (1924): GW XIII, 385-391. Der Untergang des Ödipuskomplexes (1924): GW XIII, 393-402. Hemmung, Symptom und Angst (1926): GW XIV, 111-205. Die Frage der Laienanalyse (1926); GW XIV, 207-296. Das Unbehagen in der Kultur (1930): GW XIV, 419-506. Über die weibliche Sexualität (1931): GW XIV, 515-537. Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1933): GW XV, 1-197. Konstruktionen in der Analyse (1937): GW XVI, 41-56. Die endliche und die unendliche Analyse (l937): GW XVI, 57-99. Abriß der Psychoanalyse (1938): GW XVII, 63-138. freud, S. (1950): Aus den Anfängen der Psychoanalyse. Briete an Wilhelm Fliess, Abhandlungen und Notizen aus den Jahren 1887-1902. London: Image. Общие работы abelin, E. L. (1975); Some further observations and comments on the earliest role of the tather. International Journal of Psychoanalysis 56, 293-302. | abelin, E. L. (1986): Die Theorie der frühkindlichen Triangulation. Von der Pszchologie zur Psychoanalyse. In: stork, j. (Hrsg.): Das Vaterbild in Kontinuität und Wandel, Stuttgart: Frommann-Holzboog. adler, R. (1981): Anamneseerhebung in der psychosomatischen Medizin. In: uexküll, T. von (Hrsg.): Lehrbuch der psychosomatischen Medizin. Мünchen: Urban & Schwarzenberg. adler, R. und hemmeler. W. (1989): Praxis und Theorie der Anamnese. Stuttgart, New York: Fischer. ainsworth, M. D. (1982): Attachment retrospect and prospect. In: parkes, C. M. Und stephenson-hinde, J. (Hrsg.):The place of attachment in human behaviour. London: Tavistock. ainsworth, M. D., blehar, M. C., waters, E. und wall, S. (1978): Patterns of attachment: a psychological study of the stränge Situation. New York: Earlbaum. ainsworth, M. D. und eichberg, C. G. (1991): Effects on intant-mother attachment of mothers unresolved loss of an attachment figure, or other traumatic experience. In: parkes, С. М., steven-son-hinde, J. und marris, P. (Hrsg.): Attachment across the life cycle. London, New York: Routledge. alexander, F. (1948): Studios in psychosomatic medicine. New York: Ronald. (Dt.: Psychosomatische Medizin. Berlin: de Gruyter, 1971.) altman, J. (1975): The environment and social behavior. Belmont. Arbeitskreis OPD (Hrsg. 1996): Operationalisierte Psvchodynamische Diagnostik. Grundlagen und Manual. Bern: Huber. arendt, H. (l978): Vita activa oder vom tätigen Leben. München: Piper. argelander, H. (1963/64): Die Analyse psychischer Prozesse in der Gruppe. Psyche 17, 450-470 und 481-515. argelander, H. (1966): Zur Psychodynamik des Erstinterviews. Psyche 20, 40-53. | |
– 712 – | ||
argeländer. H. (1967): Das Erstinterview in der Psychotherapie. Psyche 21. 341-368, 429-467,473-512. argeländer. H. (1968): Gruppenanalyse unter Anwendung des Strukturmodells. Psyche 22, 913-933. argelander, H. (1970): Das Erstinterview in der Psychotherapie. Dannstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. argelander, H. (1972 a): Der Flieger: Eine charakteristische Fallstudie. Frankfurt: Suhrkamp. argelander, H. (1972 b): Gruppenprozesse: Wege zur Anwendung der Psychoanalyse in Behandlung, Lehre und Forschung. Reinbek: Rowohlt. argeländer, H. (1974): Die psychoanalytische Situation einer Gruppe im Vergleich zur Einzeltherapie. Psyche 28, 310-327. argelander, H. (1976): Im Sprechstunden-Interview bei Freud. Psyche 30, 665-702. argelander, H. (1978): Das psychoanalytische Erstinterview und seine Methode. Ein Nachtrag zu Freuds Fall «Katharina». Psyche 32, 1089-1098. aristoteles. Poetik, Kapitel 13, S. 1453 a 2-12. Interpretiert bei: G. F., lessing, Hamburgische Dramaturgie, 74.-79. Stück. Gesammelte Werke II. München: Hanser, 1959. arlow, J. A. (1963): Konflikt, Regression und Symptombildung. Psyche 17, 23-43. arlow, J. A. (1977): Die Affekte und die psychoanalytische Situation. Psyche 31, 637-659. arlow, J. A. und brenner, C. (1976): Grundbegriffe der Psychoanalyse. Die Entwicklung von der topographischen zur strukturellen Theorie des psychischen Systems. Hamburg: Rowohlt. bacal, H. und newman, K. M. [1994): Objektbeziehungstheorien - Brücken zur Selbstpsychologie. Stuttgart-Bad-Cannstatt: Frommann-Holzboog. balint, M. (1935): Zur Kritik der Lehre von den | Prägenitalen Libidoorganisationen. In: balint, M. (1966): Die Urformen der Liebe und die Technik der Psychoanalyse. Stuttgart: Klett. balint, M. (1937): Frühe Entwicklungsstadien des Ichs. Primäre Objektliebe. In: balint, M. (1966): Die Urformen der Liebe und die Technik der Psychoanalyse. Stuttgart: Klett. balint, M. (1957): The doctor, his parient and the illness. London: Pitman. (Dt.: Der Arzt, sein Patient und die Krankheit. Stuttgart: Klett, 1965.) balint, M. (I960): Primärer Narzißmus und primäre Liebe. Jahrbuch der Psychoanalyse i, 3-34. balint. M. (1965): Primary love and psychoanalytic technique. Neue, erw. Auflage. London: Tavistock. 1. Auflage London: Hogarth, 1952. (Dt.: Die Urformen der Liebe und die Technik der Psychoanalyse. Stuttgart/Bern: Klett/ Huber. 1966.) balint. M. (1968): The basic fault. Therapeutic aspects of regression. London: Tavistock. (Dt.: Therapeutische Aspekte der Regression. Die Theorie der Grundstörung. Stuttgart: Klett, 1970.) balint. M. (1970): Trauma und Objektbeziehung. Psyche 24, 346-358. balint, M. und balint, E. (1961): Psychotherapeutic techniques in medicine. London: Tavistock. (Dt.: Psychotherapeutische Techniken in der Medizin. Bern/Stuttgart: Huber/Klett, 1963.) battegay. R. (1975): Detective developments of therapeutic groups. In: uchtenhagen, A., battegay, R. und friedmann, A. (Hrsg.): Gruppentherapie und soziale Umwelt. Stuttgart: Huber. battegay, R. (1979): Der Mensch in der Gruppe, Bände 1-3. Bern: Huber, 3. Auflage. battegay, R. (1988): Psychoanalytische Neurosenlehre. Bern: Huber. battegay, R. (1992): Kollusion: Die verschiedenen Formen des unbewußten | |
– 713 – | ||
Rapproche-ments in der Gruppenpsychotherapie. Grup pcnpsychotherapie und Gruppendynamik 28, 2-16. baumgart, M. (1991): Psychoanalyse und Säuglingsforschung: Versuch einer Integration unter Berücksichtigung methodischer Unterschiede. Psyche 45, 780-806. beauchamp, T. L. und childress, J. F. (1983): Principles of Biomedical Ethics. New York, Oxford: Univ. Press. beck, T. A. und freeman A. (1993): Kognitive Therapie der Persönlichkeitsstörungen. Weinheim: Psychologie Verlags-Union. becker, H. und senf. W. (1988): Praxis der stationären Psychotherapie. Stuttgart: Thieme. becker-fischer, M. (1995): Psvchodvnamische Aspekte bei sexuellem Mißbrauch in der Psychotherapie. In: schmidt-lellek. C. J. und heimannsberg, B. (Hrsg.): Macht und Machtmißbrauch in der Psychotherapie. Köln: Humanistische Psychologie. becker-fischer, M. und fischer, G. (1995): Sexuelle Übergriffe in Psychotherapie und Psychiatrie. Forschungsbericht für das Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend, Bonn. Stuttgart: Kohlhammer. bellak, L., hurvich, M. und gediman, H. K. (1973): Ego functions in schizophrenics, neurotics, and normais. New York: Wiley. benedetti, G. (1978): Psychodynamik der Zwangsneurose. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. benedetti. G. (1984): Der psychisch Leidende und seine Welt. Frankfurt: Fischer. benedetti, G. (1987): Todeslandschaften der Seele. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. benjamin, L. S. (1993): Interpersonal diagnosis and treatment of personality disorder. New York: Guilford. bilitza, K. W. und heigl-evers, A. (1993): Suchtmittel als Objekt-Substitut. Zur Objekt-beziehungs-Theorie der Sucht. In: | bilitza, K. W. (Hrsg.): Suchttherapie und Sozialtherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. bion, W. R. (1961): Experiences in groups and other papers. London: Tavistock/ (Dt.: Erfahrungen in Gruppen und andere Schriften. Stuttgart: Klett, 1974.) birnbacher, D. und kottje-birnbacher, L. (1996): Ethik in der Psychother.apie und der Psychotherapeutenausbildung. In: senf, W. und broda, M. (Hrsg.): Praxis der Psychotherapie. Ein intcgratives Lehrbuch für Psychoanalyse und Verhaltenstherapie. Stuttgart, New York: Thieme. blanck, G. und blanck. R. (1981): Angewandte Ich-Psychologie. Stuttgart: Klett. blanck, G. und blanck, R. (1989): Jenseits der Ich-Psychologie. Stuttgart: Klett. bochenski, L. M. (1965): Die zeitgenössischen. Denkmethoden. Bern: Francke. bohle, A. und vattes, H. (1993): Stationäre Gruppenpsychotherapie mit Alkoholkranken. In: bilitza. K. W. (Hrsg.): Suchttherapie und Sozialtherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. bohleber, W. (1989): Neuere Ergebnisse der empirischen Säuglingsforschung und ihre Bedeutung für die Psychoanalyse. Psyche 43, 564-571. bohleber, W. (1992): Identität und Selbst/ Psyche 46, 336-365. boothe-weidenhammer, B. (1989): Zur psychoanalytischen Konfliktdiagnostik. Entwicklung eines hermeneutischen Verfahrens zur diagnostischen Auswertung von Ersrinterview-und Therapie-Kontrollen. Bern: Europäische Hochschulschriften, Reihe 6. Psychologie. Band 282.. bowlby, J. (1970): Attachment. London: Hogarth. (Dt.: Bindung. München: Kindler, 1975.) bowlby, J. (1973): Separation. Anxietyandanger. London: Hogarth. (Dt.: Trennung. München: Kindler, 1976.) bowlby, J. (1988): Asecure base. Clinical applications of attachement theory. London: Routledge. | |
– 714 – | ||
brazelton, T. B. und gramer, B. G. (1991): Die frühe Bindung. Die erste Beziehung zwischen dem Baby und seinen Eltern. Stuttgart: Klett. brautigan, W. und christian, P. (1986): Psychosomatische Medizin. Stuttgart: Thieme. brenner, C. (1974): On the nature and development of affects: A unified theory. Psychoanalytic Quarterly 43, 532-556. brenner, C. (1975): Affects and psychic conflict. Psychoanalytic Quarterly 44, 5-28. brenner, C. (1986): Elemente des seelischen Konflikts. Theorie und Praxis der modernen Psychoanalyse. Frankfurt: S. Fischer. brenner, C. (1987): Working through: 1914-1984. Psychoanalyric Quarterly 56. 88-108. brocher, T. (1967): Gruppendynamik und Erwachsenenbildung. Braunschweig: Westermann. buchheim, P., c1erpka, M. und scheibe, G. (1988): Das Verhältnis von Psychoanalyse und Psychiatrie - dargestellt am Beispiel von Konzepten für das psychiatrisch-psychodynamische Erstinterview. In: klussmann, R., mertens, W. und schwarz, F. (Hrsg.): Aktuelle Themen des Psychoanalyse. Berlin: Springer. buchheim, P., cierpka, M. und seifert, th. (1991). Psychotherapie im Wandel. Abhängigkeit. Berlin: Springer. buchholz, M. B. (1990): Die Rotation der Triade. Forum der Psychoanalyse 6, 116-134. buie, D.H. (1981): Empathy: Its nature and limitarions. Journal of the American Psychoanalytic Association 29, 381-307. chasseguet-smirgel, J. (1987): Das Ichideal. rankfurt: Suhrkamp. chasseguet-smirgel, J. (1988): Die Haltung des Psychoanalytikers zur Ethik. In: kutter, P., paramo-örtega, R. und zagermann, P. (Hrsg.): Die psychoanalytische Haltung. Auf der Suche nach dem Selbstbild der | Psychoanalyse. München, Wien: Internationale Psychoanalyse. colby, K. M. (1960): An introducrion to psychoanalytic research. New York: Basic Books. cremerius. J. (1978): Einige Überlegungen über die kritische Funktion des Durcharbeitens in der Geschichte der Psychoanalyse. In: drews, S. und klüwer, R. (Hrsg.): Alexander Mitscherlich zu Ehren. Frankfurt: Suhrkamp. cremerius. J. (1979): Gibt es zwei psychoanalytische Techniken? Psyche 33, 577-599. deutsch, F. (1939): The associative anamnesis. Psychoanalyric Quarterly 8, 354-381. deutsch, F. und murphy, W. F. (1955): The clinical interview. New York: International Universities Press. dornes, M. (1993): Der kompetente Säugling. Frankfurt am Main: Fischer. drews, S. und brecht, K. (1982): Psychoanalytische Ich-Psychologie. Grundlagen und Entwicklung. Frankfurt: Suhrkamp, dührssen, A. (1972): Analytische Psychotherapie in Theorie, Praxis und Ergebnissen. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. dührssen, A. (1986): Die biographische Anamnese unter tiefenpsychologischem Aspekt. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. dührssen, A. (1988): Dynamische Psychotherapie. Berlin: Springer. dulz, B. und schneider, A. (1995): Borderline-Störungen. Stuttgart: Schattauer. eagle, M. N. (1988): Neuere Entwicklungen in der Psychoanalyse. Wien: Verlag Internationale Psychoanalyse. egle, U. T., hoffmann, S. O. und joraschky, P. (1997): Sexueller Mißbrauch, Mißhandlung, Vernachlässigung. Stuttgart, New York: Schattauer. emde, R. N. (l981): Changing modeis of infancy and the nature of early development. Remodeling the foundation. Journal of the American Psychoanalytic Association 29, 179-219. | |
– 715 – | ||
emde, R. N. (1991): Die endliche und die unendliche Entwicklung. Psyche 9, 745-779 und 10, 890-913. enke, H. (1989): Das Dilemma mit den Affekten. Psychotherapie und Psychosomatik 34, 1-6. erikson. E. H. (l950 a): Childhood and society. New York: Norton. (Dt.: Kindheit und Gesellschaft. Stuttgart: Klett, 1957.) erikson, E. H. (1950 b): Growth and crises of the healthy personality. In: senn, M. J. E. (ed.): Symposium on the healthy personality. New York: Josiah Macy Jr. Foundation, 91-146. (Dt.: Wachstum und Krisen der gesunden Persönlichkeit. Stuttgart: Klett, 1953.) erikson. E. H. (1959): Identity and the life cycle. New York: International Universities Press. (Dt.: Identität und Lebenszyklus. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1973.) ermann, M. (1980): Das psychoanalytisch-diagnostische Interview. Grundlagen, Technik und Gefahren. Internistische Praxis 20, 501-510. ermann, M. (1985): Die Fixierung in der frühen Triangulierung. Forum der Psychoanalyse 1, 93-110. ermann, M. (1989): Das Dreieck als Beziehungsform. Zur Entwicklungsdynamik der Triangulierun-gsprozesse. Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik 34, 261-269. ermann, M. (1991): Psychoanalytische Diagnostik und das psychoanalyische Erstinterview. Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik 36, 97-103. ezriel, H. (1950): A psychoanalytic approach to group treatment. British Journal of Medical Psychology 23, 59-74. ezriel, H. (1956): Experimentation within the psychoanalytic Session. British Journal of Philosophy of Science 7, 29-48. ezriel, H. (1960/61): Übertragung und psychoanalytische Deutung in der Einzel- und Gruppenpsychotherapie. Psyche 14, 496-523. | faber. F. R. und haarstrick. R. (1994): Kommentar Psychotherapie-Richtlinien. Neckarsulm, München: Jungjohann. 3. Aufl. fairbairn, W. R. D. (1944): An object-relarions theory of the personality. New York: Basic Books. fairbairn, W. R. D. (1946): Objektbeziehungen und dynamische Struktur. In: kutter, P. (Hrsg.) (1982): Psychologie der zwischenmenschlichen Beziehungen. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. fenichel, O. (1930): Statistischer Bericht über die therapeutische Tätigkeit 1920-1930. In: Deutsche Psychoanalytische Gesellschaft (Hrsg.): 10 Jahre Berliner Psychoanalytisches Institut. Wien: Verlag Internationale Psychoanalyse. fenichel, O. (1937): Der Begriff Trauma in der heutigen psychoanalytischen Neurosenlehre. Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse 23, 339-359. fenichel, O. (1974): Psychoanalytische Neurosenlehre. Freiburg: Walter. ferenczi. S. (1909): Introjektion und Übertragung. In: ferenczi, S. (1984): Bausteine zur Psychoanalyse. Bd. 1. Bern: Huber. ferenczi, S. (1929): Das unwillkommene Kind und sein Todestrieb. In: ferenczi. S. (1972): Schriften zur Psychoanalyse. Bd. 2. Frankfurt: Fischer. ferenczi, S. (1932): Sprachverwirrung zwischen den Erwachsenen und dem Kind. In: ferenczi, S. (1972): Schriften zur Psychoanalyse, Bd. 2. Frankfurt: Fischer. fetscher, R. (1981): Das Selbst und das Ich. Psyche 36, 616-641. fetscher, R. (1983): Selbst und Identität. Psyehe 37, 385-411. feuerlein, W. (1981): Sozialstörungen und Sucht - Psychoanalytische Aspekte in Sozialstörungen und Sucht. Wiesbaden Akademische Verlagsgesellschaft. fiedler, P. (1994): Persönlichkeitsstörungen. 2. Aufl. Weinheim: Psychologie Verlagsunion. | |
– 716 – | ||
finger-trescher. U, (1985): Die primärnarzißtische Repräsentanzenwelt in der Gruppe. In: kutter. P. (Hrsg.): Methoden und Theorien der Gruppenpsychotherapie. Stuttgart: Frommann-Holzboog. finger-trescher. U. (1991): Wirkfaktoren der Einzel- und Gruppenanaivse. Stuttgart: Frommann-Holzboog. fischer, G. und fischer-becker, M. (1997): Folgetherapie nach sexuellem Mißbrauch in Psychotherapie und Psychiatrie. In: egle, U. T., hoffmann, S. O. und joraschky, P. (Hrsg.): Sexueller Mißbrauch, Mißhandlung, Vernachlässigung. Stuttgart, New York: Schattauer. fliess, R. (1942): The metapsychology of the analyst. Psychoanalytic Quarterly 11, 211-227. foulkes, S. H. (1957) Group anaivtic dynamics with specific reference to psychoanalytic process. International Journal of Group Psychotherapy 7, 40-52. foulkes, S. H. (1964): Therapeutic group analysis. London: Allen &: Unwin. (Dt.: Gruppenanalytische Psychotherapie. München: Kindler, 1974.) foulkes, S. H. (1990): Selected papers. Psychoanalysis and group analysis. London: Karnac Books. foulkes, S. H. und anthony, E. J. (1965): Group Psychotherapy. London: Penguin Books, 2. Auflage. french, T. M. (1952): The integration of behavior. Chicago: Chicago University Press. freud, A. (1926): Zur Theorie der Kinderanalyse. Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse 14. freud, A. (1936): Das Ich und die Abwehrmechanismen. Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag. In: Die Schriften der Anna Freud, Bd. l, 191-355. München: Kindler, 1980. preud, A. (1965): Wege und Irrwege in der Kinderentwicklung. Stuttgart: Klett. | freud, A. (1978): Die Hauptfrage der Kinderanalyse. In: Die Schriften der Anna Freud. Band 10. München: Kindler, 1989. freud, A., nagera, A. H. und freud, W. E. (1965). Metapsychological assessment of the adult personality. The adult profile. Psychoanalytic Study of the Child 20, 9-14. fromm-reichmann, F. (1950): Intensive Psychotherapie. Stuttgart: Hippokrates. fürstenau, P. (1977): Die beiden Dimensionen des psychoanalytischen Umgangs mit strukturell Ich-gestörten Patienten. Psyche 31, 197-207. fürstenau, P. (1992): Progressionsorientierte psychoanalytisch-systemische Therapie. Zur Revision des Therapiekonzepts der Psychoanalyse. In: fürstenau, P.: Entwicklungsförderung durch Therapie. Grundlage psychoanalytisch-systemischer Psychotherapie. München: Pfeiffer. fürstenau, P. (1992): Entwicklungsforderung durch Therapie. Grundlagen psychoanalytisch-systemischer Therapie. München: Pfeiffer. gast, L. (1992): Libido und Narzißmus. Vom Verlust des Sexuellen im psychoanalytischen Diskurs. Eine Spurensicherung. Tübingen: Edition Diskord. gast, L. (1997): Zur psychoanalytischen Ideen-und Begriffsgeschichte des Narzißmus. Psyche 51, 46-75. gast, U. (1997): Borderline-Persönlichkeitsstörungen. In: egle, U. T, hoffmann, S. O. und joraschky, P. (Hrsg.): Sexueller Mißbrauch, Mißhandlung, Vernachlässigung. Stuttgart, New York: Schattauer. gedo, J. E. (1979): Beyond interpretarion. New York: International Universities Press. gill, M. M. (1982): Analysis of transference. Vol. I: Theory and technique. New York: International Universities Press. gill, M. M., newman, R. und redlich, F. С. (1954): The initial interview in psychiatric practice. New York: International Universities Press. | |
– 717 – | ||
glover, E. (1955): The technique of psychoanalysis. New York: International Universities Press, goodall. J. (1986): The Chimpanzees of Gombe. Patterns of Behavior. Cambridge (Mass). green. A. (1979): Psychoanalyrische Theorie über den Affekt. Psyche 33. 681-732. greenson, R. R. (I960): Empathy and its vicissitudes. International Journal of Psychoanalysis 41, 418-424. greenson, R. R. (1975): Die Technik und Praxis der Psychoanalyse. Stuttgart: Klett. greenson, R. R. (1982): Das Problem des Durcharbeitens. In: greenson, R. R. (Hrsg.): Psychoanalytische Erkundungen. Stuttgart: Klett-Cotta. grinberg, L. (1973): Projective identification and projective counter-identification in the dynamics of groups. In: wolberg, L. R. und schwartz, E. K. (Hrsg.): Group Therapy, An Overview. New York: International Medical Book Corporation. grinberg. L. M., langer, M. und rodrigue, E. (1960). Psychoanalyrische Gruppentherapie. Praxis und theoretische Grundlagen. Stuttgart: Klett. grunberger, B. (1976); Vom Narzißmus zum Objekt. Frankfurt: Suhrkamp. haesler, L. (1979): Zur Technik des Interviews bei «unergiebigen Patienten». Psyche 33, 157-182. hahn, P. (1983): Psychosomarik. Weinheim: Beltz. hartkamp, N. und heigl-evers, A. (1995): Feinstrukturen einer analytischen Supervision. Zeitschr. Psychosom. Med. Psychoanal. 41, 253-267. hartmann, H. (1939): Ich-Psychologie und Anpassungsproblem. Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse 24, 62-135, und Stuttgart: Klett, I960, 3. Auflage 1975. hartmann. H. (1950): Commentson the psychoanalytic theory of the ego. psychoanalytic | Study of the Ghild 5. 74-96. (Dt.: Bemerkungen zur psychoanalytischen Theorie des Ichs. Psyche 18. 1964, 330-353: und in: hartmann. H. (1972): Ich-Psychologie. Studien zur psychoanalytischen Theorie. Stuttgart: Klett.) hartmann, H. (1951): Technical implications of ego psychology. Psychoanalytte Quarterly 20. 31-43. hartmann. H. (1952): The mutual influences in the development of the ego and id. Psychoanalytic Study of the Child 7, 9-30. (Dt.: Die gegenseitige Beeinflussung von Ich und Es in der psychoanalytischen Theoriebildung. Psyche 9, 1955, 1-22.) hartmann, H. (1972): Ich-Psychologie. Studien zur psychoanalytischen Theorie. Stuttgart: Klett. hartmann, H., kris, E. und loewenstein, R. M. (1946). Comments on the formation of psychic structure. Psychoanalytic Study of the Child 2. 1, 1-38. (Dt. in: kutter, P. und roskamp, H. (Hrsg.): Psychologie des Ich. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1974.) hartmann, H., kris, E. und loewenstein, R. M. (1949). Notes on the theory of aggression. Psychoanalytic Study of the Child 3/4, 9-36. hartmann, H., kris, E. und loewenstein, R. M. (1953): The function of theory in psychoanalysis. In: loewenstein, R. M. (Hrsg.): Drives, affects, behavior. New York: International Universities Press 1, 13-37. hartmann, H. und loewenstein, R. M. (1962): Notes on the superego. Psychoanalytic Study of the Child 17, 42-81. heigl, F. (1959): Die Handhabung der Gegenübertragung in der analytischen Psychotherapie. Zeitschrift für psychosomalische Medizin 5, 189-191. heigl, F. (1960 a): Die Gegenübertragungsangst und ihre Bedeutung. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 6. 29-35. heigl, F. (1960 b): Über die Bedeutung und Handhabung der Gegenübertragung. Zeit- | |
– 718 – | ||
chrift für psychosomatische Medizin 6, 110-123. heigl, F. (1966); Zur Handhabung der Gegenübertragung. Fortschritte der Psychoanalyse 2, 124-140. heigl, F. (1969): Zum strukturellen Denken m der Psychoanalyse. In: schelkopf, A. und elhardt S. (Hrsg.): Aspekte der Psychoanalyse. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl, F. (1972): Indikation und Prognose in Psychoanalyse und Psychotherapie. Göttingen: Vandenhoeck &; Ruprecht, 3. Auflage 1987. heigl, F. (1981): Psychotherapeutischer Gesamtbehandlungsplan. In: baumann, U. (Hrsg.): Indikation zur Psychotherapie. München: Urban & Schwarzenberg. heigl, F. und heigl-evers, A. (1984): Die Wertprüfung in der Psychoanalyse - Überlegungen zu einem von Heinz Hartmann geprägten ichpsychologischen Begriff. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 30, 72-82. heigl, F. und heigl-evers, A. (1991): Basale Störungen bei Abhängigkeit und Sucht und ihre Therapie. In: heigl-evers, A., helas, I. und vollmer, H. C. (Hrsg.): Suchttherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl, F. S. und ibenthal, M. (1984): Der Umgang des Psychotherapeuten mit sich selbst. Prax. Psychother. Psychosom. 29, 87-97. heigl, F. und neun, H, (1981): Psychotherapie im Krankenhaus. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl, F. S. und reister, G. (1994): Die Indikation zur psychoanalytisch-interaktionellen Psychotherapie. In: heigl-evers, A. und Orr, J. (Hrsg.): Die psychoanalytischin-teraktionelle Methode. Göttingen: Vandenhoeck &: Ruprecht. heigl-evers, A. (1965): Aggressivität als Abwehrmechanismus. Die Identifizierung mit dem Angreifer. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 11. 81-104. | heigl-evers, A. (1967 a): Gruppendynamik und die Position des Therapeuten. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 13, 31-38. heigl-evers, A. (1967 b): Zur Behandlungstechnik in der analytischen Gruppentherapie. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 13, 266-276. heigl-evers, A, (1968 a): Prägruppale Bezogenheiten in der analytischen Gruppenpsychotherapie. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik l, 9-27. heigl-evers, A. (1968 b): Rache als Gekränkt-heitsaggression. In: salzmann, L. (Hrsg.): Fortschritte der Psychoanalyse. Internationales Jahrbuch zur Weiterentwicklung der Psychoanalyse. Bd. 3. Göttingen: Hogrefe. heigl-evers, A. (1970): Analytische Gruppenpsychotherapie. In: schraml, W. (Hrsg.): Klinische Psychotherapie. Bern: Huber. heigl-evers, A. (1978): Konzepte der analytischen Gruppenpsychotherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. (1993): Die psychoanalytisch-interaktionelle Methode zur Behandlung strukturell gestörter Patienten, expliziert am Vergleich der psychoanalytisch-deutenden und der psychoanalytisch-anwortenden Vorgehensweise. In: heigl-evers, A. und günther, P, (Hrsg.): Blick und Widerblick. Göttingen: Vandenhoeck cc Ruprecht. heigl-evers, A. und gfäller, G. R. (1993): Gruppenpsychotherapie - eine Psychotherapie sui generis? Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 29, 333-358. heigl-evers, A. und günther, P. (Hrsg.) (1993): Blick und Widerblick. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. (1968): Analytische Einzel- und Gruppenpsychotherapie: Differenria specifica. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 2, 21-52. heigl-evers, A, und heigl, F. (1970 a): Gesichtspunkte zur Indikationsstellung für die analytische Gruppenpsychotherapie. | |
– 719 – | ||
Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 3, 179-198. heigl-evers. A. und heigl, F. (1970 b): Gesichtspunkte zur Indikationsstellung für die kombinierte Einzel- und Gruppenpsychothcrapie. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 4, 82-99. heigl-evers. A. und heigl, F. (1971): Für wen ist die Gruppenpsychotherapie geeignet? In: heigl-evers, A. (Hrsg.): Psychoanalyse und Gruppe. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. (1972): Rolle und Interventionsstil des Gruppentherapeuten. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 5. 152-171. heigl-evers. A. und heigl. F. (1973): Gruppentherapie: interaktioneil - tiefenpsychologisch fundiert (analytisch orientiert) - psycho-analytisch. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 7, 132-157. heigl-evers, A. und heigl, F. (1975 a): Zur tiefenpsychologisch fundierten oder analytisch orientierten Gruppenpsychotherapie des Göttinger Modells. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 9, 237-266. heigl-evers, A. und heigl, F. (1975 b): Ausbildung in individueller und Gruppenpsychotherapie auf psychoanalytischer Grundlage. In: kisker, H. P., meyer, F.-E., müller, C. und strömgren, E. (Hrsg.): Psychiatrie der Gegenwart. Band 3. Berlin: Springer. heigl-evers, A. und heigl, F. (1976): Zum Konzept der unbewußten Phantasie in der psychoanalytischen Gruppentherapie des Göttinger Modells. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 11, 6-22. heiul-evers, A. und heigl, F. (1979 a): Die psychosozialen Kompromißbildungen als Umschaltstellen innerseelischer und zwischenmenschlicher Beziehungen. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 14. 310-325. | heigl-evers. A. und heigl, F. (1979 b): Prinzipien und Methoden der Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts. Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979 c): Konzepte der analytischen Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers. A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979 d): Struktur und Prozeß in der analytischen Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979 e): Die tiefenpsychologisch fundierte (analytisch orientierte) Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979t): Interaktionelle Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers. A. und heigl, F. (1979g): Die Initialphase in der Arbeit mit Gruppen. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 14, 105-116. heigl-evers, A. und heigl. F. (1980 a): Zum interaktionellen Prinzip in der Psychoanalyse. Schleswig-Holsteinisches Ärzteblatt 33, 234-238. heigl-evers, A. und heigl, F. (1980 b): Zur Bedeutung des therapeutischen Prinzips der Interaktion. In: haase, H.-J. (Hrsg.) Psychotherapie im Wirkungsbereich des psychiatrischen Krankenhauses. Erlangen: Penmed. heigl-evers, A. und heigl, F. (1982 a): Angst - Trauma und Signal. Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik 27, 83-96. | |
– 720 – | ||
heigl-evers, A. und HEIGL, F. (1982 b). Tiefenpsychologisch fundierte Psychotherapie -Eigenart und Interventionsstil. Zeitschrift fürpsychosomatische Medizin 28, 160-175. heigl-evers, A. und heigl, F. (1983 a): Was ist tiefenpsychologisch fundierte Psychotherapie? Zeitschrift für Psychotherapie, Psychosomatik und medizinische Psychologie 33, 63-112. heigl-evers. A. und heigl, F. (1983 b): Das interaktionelle Prinzip in der Einzel- und üruppenpsychotherapie. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 29. 1-14. heigl-evers, A. und heigl, F. (1983 c): Die projektive Identifizierung - einer der Entstehungsmechanismen psychosozialer Kompromißbildungen in Gruppen. Gruppcnpsychotherapie und Gruppendynamik 18, 316-327. heigl-evers, A. und heigl, F. (1983 d): Zum Interventionsstil in der analytischen Gruppenpsychotherapie. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 19, 2-18. .heigl-evers, A. und heigl, F. (1984): Was ist tiefenpsychologisch fundierte Psychotherapie? Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik 29, 234-244. heigl-evers, A. und heigl, F. (1985): Das Göttinger Modell der Gruppenpsychotherapie. In: kutter, P. (Hrsg.): Methoden und Theorien der Gruppenpsychotherapie. Stuttgart: Fromman-Holzboog. heigl-evers, A. und heigl, F. (1987): Die psychoanalytisch-interaktionelle Therapie. -Eine Methode zur Behandlung präödipaler Störungen. In: rudolf, G., rüger, U. und studt, H. (Hrsg.): Psychoanalyse der Gegenwart. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. (1988 a): Zum Prinzip 'Antwort' in der psychoanalytischen Therapie. In: klussmann, R., mertens, V. und schwarz, F. (Hrsg.): Aktuelle Themen der Psychoanalyse. Berlin: Springer. | heigl-evers, A. und heigl, F. S. (1988 b): Die Behandlungstechnik Schultz-Henckes bei prä-genitalen Störungen. In: rudolf, G. und rüger, U. (Hrsg.): Die Psychoanalyse Schultz-Henckes. Stuttgart: Thieme. heigl-evers, A. und heigl, F. S. (1988): Die Therapie Suchtkranker im Lichte medizinethischer Grundsätze. In: heigl-evers, A., vollmer, H., helas, I. und knischewski, E. (Hrsg.): Psychoanalyse und Verhaltenstherapie in der Behandlung von Abhängigkeitskranken - Wege zur Kooperation? Kassel: Nicol. heigl-evers, A. und Heigl, F. S. (1989): Ethik in der Psychotherapie. Zeitschrift für Psychotherapie, Psychosomarik und medizinische Psychologie 39, 68-74. heigl-evers, A. und heigl, F. (1990): Psychotherapie in Klinik und Praxis: Methoden-Monismus - Methoden-Pluralismus? Methoden-Purismus - Methoden-Pragmatismus? Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 26, 145-154. heigl-evers, A. und heigl, F. (1991): Basale Störungen bei Abhängigkeit und Sucht. In: heigl-evers, A., helas, I. und vollmer, H. G. (Hrsg.): Süchttherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. S. (1994): Das Göttinger Modell der Anwendung der Psychoanalyse in Gruppen unter besonderer Berücksichtigung der psychoanalytisch-interakrionellen Methode. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 30, 1-29. heigl-evers, A. un |
|