Глоссарий 2 страница

Принципы, на которых основывается психотерапевтическая эффек­тивность (Psychotherapeutische Wirkprinzipien). Факторы, которые обеспечи­вают действенность приемов и методов различных психотерапевтических школ и которые могли бы служить основными элементами единой, охватывающей различные школы теории психотерапии. Пример: помогающие отношения.

Проективная идентификация (Projektive Identifizierung). Определенная, используемая в целях защиты форма взаимодействия между пациентом и тера­певтом, а также между членами группы. Понятие введено Мелани Кляйн, по­нимавшей под ним протекающий во время фантазирования процесс, в ходе которого либо компоненты репрезентации самости передаются репрезентаци­ям объекта, либо, наоборот, компоненты репрезентации объекта - компонен­там самости. Более современные концепции, например концепция Огдена, под­черкивают давление, оказываемое взаимодействием на объект, на который дол­жна быть осуществлена проекция.

Проекция (Projektion). Психический процесс, при наличии которого субъект отвергает или не может интерпретировать отрицаемые им у себя жела­ния, аффекты, качества, объектные отношения, перенося их на внешний объект, в роли которого может выступать как какое-либо лицо, так и какая-нибудь вещь.

– 700 –

Проработка (Durcharbeiten). Аналитическая обработка сопротивления, препятствующая структурному изменению понимания, достигнутого в резуль­тате терапии.

Прояснение (Klarifizieren). Техника психоаналитического вмешательства; описана Гринсоном как первая ступень интерпретации, во время нахождения на которой речь идет об усилиях, направленных на то, чтобы посредством ак­центирования основных составных частей содержания конфликтных переживаний и обнаружения взаимосвязей, обусловливающих их возникновение, по­знакомить с ними пациента.

Психический конфликт (Psychischer konflikt). Как бессознательный пси­хогенный конфликт - центральный фактор при возникновении неврозов. Раз­вивается как внутреннее напряжение между желанием и защитой, между ин­станциями психического аппарата, а также между ними и реальностью, между потребностями, вызванными влечениями, и нарциссическими потребностями, между потребностью в зависимости и потребностью в автономии. При струк­турных нарушениях внутренние невыносимые несовместимости не переносятся в конфликтные напряжения, а, напротив, экстернализируются и подвергаются интеракциональной обработке.

Психоаналитическая интеракциональная групповая терапия (Psychoanalytisch-interaktionelle Gruppentherapie). Метод групповой терапии, при котором наблюдение и выводы ориентированы на психологию и патологию объект­ного отношения, на психоаналитическую психологию и патологию Эго и на нару­шения в аффективной системе. Стиль вмешательства - интеракциональный и при отказе терапевта от анонимности и нейтральности состоит в аутентичных (селек­тивно-экспрессивных) ответах; эти ответы должны направлять внимание пациен­тов на обусловливающие их поведение нарушения объектного отношения, дефи­цит их функции Эго и его воздействие на межличностные отношения.

Психоаналитическая интеракциональная индивидуальная терапия (Psychoanalytisch-interaktionelle Einzeltherapie). Модификация психоанализа, которая предназначена для лечения для таких психопатологий, как доэдипаль­ные нарушения, как обусловленные развитием структурные нарушения, как ранние нарушения или как обусловленные преимущественно развитием или травматогенные базовые нарушения. В этой модификации имеют большое зна­чение как установки терапевта (присутствие, признание, уважение), инсцени­ровка и умение обращаться с переносом и контрпереносом, создание рабочего союза, так и реализующие принцип «ответ» техники вмешательства (селектив­но-аутентичный ответ, принятие помощи функции Эго, идентификация и про­яснение аффекта).

Психогенные нарушения (Psychogene Störungen). Нарушения, к которым, согласно всеобщему соглашению, относят неврозы, психосоматические нару­шения/болезни, мании и суицидальные наклонности.

– 701 –

Психодрама (Psychodrama). Терапевтический метод, при котором ситуа­ции, конфликты и фантазии, кроме того, что они вербализуются, еще и разыг­рываются как в своего рода театральной постановке; цель метода - концентра­ция эмоционального переживания, рационального понимания и телесных дей­ствий в опыт витальной «очевидности» и достижение изменений в поведении.

Психопрофилактика (Psychoprophylaxe). Стремление с помощью пресле­дующего определенную цель, биографически ориентированного анализа, на­правленной на конфликт врачебной беседы и метода расслабления (аутотре­нинг) достичь психотерапевтического воздействия во время общеврачебного или соматически специализированного приема.

Психосоматическая консультативная служба (Psychosomatischer Konsi­liardienst). Предложение специализированными психосоматическими отделе­ниями своих достижений в психотерапевтической/психосоматической облас­ти, адресованное терапевтическим командам других специализаций, работаю­щих в этой же клинике. Это предложение может иметь форму как классической консультации, так и consultation liaison* (см. «Служба взаимодействия»), предусматривающего долговременную кооперацию, а также работу по специаль­ной подготовке врачей и персонала, целью которой является улучшение отно­шений в команде и психическая гигиена сотрудников.

Психосоциальное компромиссное образование (Psychosoziale Kompro­mißbildung). Осуществляемое в группах, подвергаемых основанной на психоана­лизе и глубинной психологии терапии, групповое действие, в процессе которого на среднем уровне глубины регрессии развиваются относительно устойчивые модели интеракции. В этих интеракциональных моделях участники группы в результате распределения и принятия на себя функций и ролей, предполагающих соответствующие ролевые диспозиции, репрезентируют, с одной стороны, за­щиту, а с другой - производное того, что было отражено защитными механизмами. Такие психосоциальные компромиссные образования формируются чаще всего при помощи механизма проективной идентификации.

Психосоциальное обслуживание (Psychosoziale Mitbetreuung). Преследу­ющее конкретные цели включение в процесс основного соматически ориентированного (хирургического, фармакотерапевтического, радиотерапевтическо­го) лечения медико-психологических и психотерапевтических как консульта­тивных, так и оказывающих непосредственное воздействие методов.

Психосоциальный кризис (Psychosoziale Krise). События, которые (субъек­тивно и/или объективно) обнаруживают высокую негативную валентность, незначительную доступность контролю и невысокую степень прогнозируемо­сти (типичные примеры: утрата самой близкой референтной персоны в резуль­тате транспортной катастрофы, одиночество после ухода супруга и т. д.).

* Консультативное взаимодействие (англ.).

– 702 –

Психотерапия, основанная на глубинной психологии (Tiefenpsy­chologisch fundierte Psychotherapie). Модификация индивидуальной и груп­повой аналитической терапии, особенностью которой является признание того факта, что цели терапии ограничены. Регрессия и процессы, стимулирован­ные переносом и контрпереносом, ограничиваются установкой и техниками вмешательства терапевта. В индивидуальной терапии внимание фокусирует­ся на различных элементах фокального конфликта, как он предстает в ситуа­ции, послужившей причиной конфликта, и в ситуации, складывающейся в процессе терапии. В групповой терапии установка и совместные терапевти­ческие усилия направляются на явные и латентные элементы защиты участ­ников группы, приобретая форму психосоциальных компромиссных образований.

Рабочий союз (Arbeitsbündnis). Отношения между аналитиком и пациен­том, которые как фрагмент отношения к реальности следует отграничивать от отношения переноса (Гринсон). Возникает в результате осознания пациентом своей болезни, готовности к сотрудничеству и принятию терапевтических ме­тодов и техник; развивается в процессе солидаризации пациента с терапевти­ческими приемами терапевта.

Распространение психогенных нарушений (Prävalenz psychogener Störungen). Уровнем распространения называется определяемое в процен­тах по отношению к определенной популяции количество случаев опреде­ленного заболевания или носителей значимых для здоровья признаков, выявленных за определенный период времени (моментальное распростране­ние: сколько носителей симптома можно идентифицировать в определен­ный момент X. Периодное распространение: уровень распространения в течение определенного периода времени, например одного года. Подушное распространение: количество индивидов, в течение жизни становившихся носителями определенного симптома. Административное распространение: количество официально зарегистрированных носителей симптома. Истин­ное распространение: действительное наличие носителей симптома). Ле­чебно-административное распространение психогенных заболеваний состав­ляет лишь небольшой, выборочный фрагмент истинной картины распрост­ранения нарушений.

Регрессия (Regression). Восстановление душевных функций, которые были характерны для психической деятельности индивида на более ранних фазах его развития. Примитивные формы душевной деятельности могут продолжать существовать параллельно ее более зрелым формам. Многие формы регрессии проявляются лишь в течение некоторого времени и не носят необратимого ха­рактера. То, является ли регрессия, сопровождаемая ослаблением контроля сознания, патологической и если является, то в какой мере, определяется сте­пенью ее необратимости. Как правило, регрессия не представляет собой како-

– 703 –

го-либо единого явления; она может охватывать все субструктуры душевного аппарата и по-разному воздействует на отдельные составные части процессов Ид или функции Эго и Суперэго.

Реконструкция и конструкция (Rekonstruktion oder Konstruktion). Разно­видность психоаналитической работы, названная так Фрейдом по аналогии с археологией; по его мнению, в ее рамках достигаются более обстоятельные и зрелые результаты, чем при предшествующей пунктуальной интерпретации. Как полагал Фрейд, использование конструкции приносит больший эффект, чем работа с интерпретацией; если при интерпретации обработке подвергают­ся отдельные элементы добываемого при помощи анализа материала, то конст­руирование раскрывает анализируемому определенные, забытые им фрагмен­ты его биографии.

Репрезентация (Repräsentanz). Введенное Фрейдом понятие, обозначающее психический компонент в возникшем в соматической области влечении. Фрейд полагал, что влечение отображается как посредством представлений (репрезен­тация представления), так и посредством аффектов (квант аффекта, репрезента­ция аффекта). Позднее понятие репрезентации было применено Хартманном для самости, которая тем самым была обособлено от аппаративно-функционально понимаемого Эго; это понятие было применено также и к объектам.

Семейная терапия (Familientherapie). Исследовательский и терапевтичес­кий метод, который, основываясь на различных теоретических концепциях (пси­хоанализ, теория систем, теория коммуникации), используется для диагности­ки и лечения психических нарушений, при которых важное значение имеют патогенные аспекты семейных структур, моделей и правил игры. В настоящее время в технике лечения можно выделить три главных направления: исцеление при помощи встреч, системных изменений и активной реструктуризации.

Сигнал тревоги (Angstsignal). Отличающийся пониженной интенсивнос­тью бессознательный страх, который провоцирует защитные действия Супер­эго, препятствующие повторной актуализации связанного с невыносимым стра­хом бессознательного конфликта.

Служба взаимодействия (Liaisondienst). Специальная консультационная служба, появившаяся в результате расширения функций классической консультационной службы до образования формы прямого непрерывного сотрудничества специалистов в психосоматической области, представляющего службу вза­имодействия, и команды соматического отделения (например, за психосомати­ком закрепляется определенное рабочее время, в течение которого он находит­ся в отделении).

Смена парадигм (Paradigmenwechsel). Согласно Куну, развитие науки не непрерывно, а скачкообразно. Переориентация неизбежна тогда, когда появля­ется новая научная модель или парадигма, которая лучше объясняет прежде противоречивые данные.

– 704 –

Совместное групповое сновидение наяву (Gemeinsames Tagträumen in Gruppen). Под совместным сновидением наяву участников психоаналитической терапевтической группы понимается сопровождаемое углубленной ре­грессией групповое действие, которое сосредотачивается на каком-нибудь одном пережитом и отраженном защитными механизмами инфантильном же­лании и в котором сливаются воедино и соединяются друг с другом индивидуальные фантазии, компромиссные образования, создаваемые желанием и защитой. Такие фантазии, как правило, следует понимать как перенос либо на работающего с группой терапевта, либо на группу в целом, реже на како­го-нибудь одного, вызывающего особенно сильные переживания участника группы.

Соглашение о нормах (Aushandeln von Normen). Возникающая в группе в результате структурной минимализации (отсутствию внутри группы обычных социальных норм) ситуация откровенности приводит к снижению предсказуе­мости поведения ее участников, которая вновь повышается благодаря дости­жению эксплицитных и имплицитных соглашений о нормах и правилах игры; такие соглашения заключаются по поводу совместного определения ситуации в группе. Установленные таким образом нормы содействуют социальной адап­тации к совместно определенной ситуации и повышению предсказуемости поведения участников группы; кроме того, в этих нормах заключены компромисс­ные образования между стихийными, связанными со страхом бессознательны­ми элементами поведения и направленными против них мерами защиты.

Соматогенные эффекты улучшения (Somatogene Aufwärtseffekte). Введенное фон Икскюлем и применяемое в рамках системно-теоретического рас­смотрения понятие, при помощи которого последствия соматических процес­сов, протекающих на более глубинном уровне системной иерархии, описываются на более высоком психическом и социальном системном уровне.

Сопротивление (Widerstand). Обозначение для всех препятствий, с кото­рыми терапия сталкивается со стороны больного. Форма и содержание сопро­тивления дают аналитику важные разъяснения относительно внутренней струк­туры пациента. Описанные Фрейдом формы сопротивления (сопротивление переноса, сопротивление вытеснения, сопротивление Суперэго, сопротивле­ние Ид, вторичное приобретение болезни) впоследствии подверглись значи­тельной дифференциации, а их перечень был существенно расширен: так, на­пример, Гилл поставил в центр психоаналитической работы формы сопротив­ления началу и завершению действия перенесения.

Социогенные эффекты ухудшения (Soziogene Abwärtseffekte). Введен­ное фон Икскюлем и применяемое в рамках системно-теоретического рассмот­рения взаимодействия иерархически упорядоченных системных уровней по­нятие, при помощи которого описываются последствия социальных и психических процессов.

– 705 –

Социодинамическое распределение функций (Soziodynamische Funktionsverteilung). Описанная Раулем Шиндлером концепция групповой иерар­хической динамики, в соответствии с которой в процессе достижения соглаше­ния о действующих в группе нормах между ее участниками распределяются различные позиции, функции и роли: установитель нормы (альфа), исполни­тель нормы (гамма), критик нормы (бета) и нарушитель нормы (омега). Между альфа/гамма-большинством и омегой, между нормой и антинормой разворачи­ваются групповые динамические процессы.

Союз для оказания помощи (Helping alliance). Описанная Люборски ме­тодически обусловленная форма терапевтических отношений, формирование которых определяется переживанием пациента. Тип 1 представляет собой форму отношений, при которых пациент ожидает от терапевта помощь и принимает ее. Тип 2 соответствует отношениям, при которых пациент и терапевт разделяют ответственность за достижение поставленной ими самими цели.

Способность к децентрации (Dezentrierungskompetenz). Понятие, введен­ное Пиаже и обозначающее способность наблюдать за самим собой и своими отношениями с определенной дистанции, словно бы в своего рода перспекти­ве, направленной на сцену извне и преобразуемой посредством самостоятель­ных усилий. Способность терапевта к децентрации делает возможной много­кратную смену перспективы, а благодаря этому и комплексное представление о качестве терапевтических отношений: впечатления об ответственности дру­гого и его участии в терапии, собственный ответ на акции и реакции другого присоединяются к многогранному представлению о ходе последовательного взаимодействия и основополагающих процессах переноса-контрпереноса.

Способность к регулированию (Regulierungskompetenz). Способность к регулированию отношений, в особенности к базовой регуляции (см. «Базисная регуляция отношений»).

Способность терапевта к регулированию (Regulierungskompetenz des Therapeuten). Способность терапевта устанавливать терапевтические отноше­ния также и в том случае, если у пациента в его актуальных отношениях на­блюдается существенный дефицит способности к управлению близостью/дис­танцией, силой/бессилием, активностью/пассивностью; это возможно в том случае, если терапевт берет на себя определенную дополнительную роль и при­меняет суппортивные стратегии.

Спрос на психотерапию (Psychotherapiebedarf). Понятие, часто использу­ющееся в эпидемиологической литературе для характеристики уровня распро­странения (моментального и подушного распространения) психогенных нару­шений. В том, что касается психогенных заболеваний, существует значитель­ное несоответствие между теми или иными данными о их распространении (например, между данными о моментальном и истинном распространении), с одной стороны, и между их распространением и использованием психотера-

– 706 –

пии, с другой, в силу чего реальный спрос на психотерапию не может предо­ставить достаточно точных сведений о том, в каком предложении психотера­пии действительно нуждается определенная популяция.

Стандартный метод (Standartverfahren). В классическом психоанализе (стандартный метод) терапевтические усилия направлены на то, чтобы, словно бы двигаясь небольшими шажками вниз по вертикальной оси, оси биографии, мысленно проследить имевшие место в раннем детстве и ставшие бессозна­тельными конфликты и их составные части, проявляющиеся в форме репре­зентаций влечений, самости, объектов и отношений к объектам, а также в фор­ме аффектов и механизмов защиты; это становится возможным благодаря уме­нию обращаться с переносом и контрпереносом и благодаря работе с сопро­тивлением. Таким образом пациент с помощью вмешательства терапевта, и прежде всего интерпретации и конструирования, постепенно, то есть в процес­се достаточно длительной терапии, сможет познакомиться с историей своей личности в ее скрытых смысловых взаимосвязях. Истолковываются прежде не доступные больному смысловые связи, содержащиеся в его сделанных по прин­ципу ассоциации сообщениях, причем приближение к этим значениям осуще­ствляется при помощи подготовительных ступеней, обозначенных Гринсоном как демонстрация, или конфронтация, и прояснение. Интерпретации дополняются конструированием, которое, согласно Фрейду, выполняет в терапии ту же самую функцию, что и вновь обретенное воспоминание.

Структура группы (Gruppenstruktur). Имеет место при модели отноше­ний, которая в ходе группового процесса оказывается относительно стабиль­ной и прочной; она определяется доверенными индивиду ролями, которые при­соединяются к некоему интерперсональному гештальту; ее возникновение про­дуцируется и стимулируется в ходе вербальной коммуникации, которой сопут­ствует мимически-жестикуляционный способ выражения.

Структурная минимализация (Minimalstrukturierung). Основывающаяся на динамике группы техника групповой терапии, состоящая в том, что участ­ники группы на время сеанса освобождаются терапевтом от следования обыч­ным социальным соглашениям и нормам. Эта техника является предпосылкой для введения правила свободной интеракции.

Субъективная теория болезни (Subjektive Krankenheitstheorie). Предпо­ложения и представления человека о причинах и условиях возникновения его болезни, а частично также и о следующих из этого терапевтических выводах. Несоответствие между субъективной и господствующей врачебной теории бо­лезни являются причинами нонкомплайэнса и прочих нарушений в отношени­ях врач-пациент.

Суперэго (Über-Ich). Согласно структурной теории - инстанция, которая в качестве «ступени в Эго» возникает в результате идентификации Эго с объекта­ми, к которым оно испытывает или некогда испытывало привязанность, проис-

– 707 –

ходящей преимущественно именно в эдипальной фазе. Таким образом в каче­стве содержания Суперэго формируются приказы и запреты, а также идеалы, которые постепенно деперсонифицируются и из них возникает автономная, интегрированная структура.

Суппортивная психотерапия (Supportive Psychotherapie). Психотерапия, характеризуемая поддерживающими интервенциями. Суппортивные меры (пря­мая консультация, заботливый уход, медикаментозная поддержка, отказ от ме­роприятий, стимулирующих регрессию и т. д.) призваны улучшить актуальную способность пациента к саморегуляции.

Теория соматизирования (Somatisierungstheorie). Субъективная теория болезни, которая интерпретирует психогенные нарушения как соматогенные болезни.

Терапевтические отношения (Therapeutische Beziehung). Понятие, в са­мом общем виде характеризующее отношения сотрудничества, устанавливаю­щиеся между терапевтом и пациентом. В отличие от рабочего союза в психо­анализе (Гринсон), здесь не проводятся различия между отношением переноса и рабочими отношениями. Важным является лишь «признание» обоими парт­нерами по взаимодействию общей терапевтической задачи; при этом призна­ние также может основываться на превратно понимаемом общем вкладе во взаимодействие.

Травма (Trauma). Недостаточно ясно выраженное однократное или повторя­ющееся событие в жизни индивида, которое приводит к мощному потоку раздра­жения и в связи с этим к временной потере способности оценивать реальность и которое ведет к продолжительным патологическим последствиям (травматичес­ким неврозам, воспроизведению травмы в смысле ее навязчивого возобновления).

Триангулярность (Triangularität). Ввод третьего (иного, чужеродного) объекта - как правило отца - в переживание определенной потребности и оп­ределенных отношений; в результате этого возникает граница со вторым объек­том, который теперь переживается в его инородности, благодаря чему прежние псевдодиадические (монадические) отношения преобразуются в диадическое. Появившаяся в фазе повторного сближения ранняя триангулярность в эдипаль­ной фазе в результате проникновения в отношения потребностей, связанных с половым влечением, превращается в некий специфический вызов, в некую раз­вилку на пути развития личности.

Уважение (Respekt). Установка по отношению к больному, которая отно­сится к его жизненному статусу и прежде всего к обстоятельствам его судьбы, ко всей его личности в целом и к его стратегиям преодоления болезни и контак­ту с миром. Уважение к неприкосновенности как другой, так и собственной личности (иммунитет терапевта) является предпосылкой для развития терапев­тических отношений, в особенности при лечении пациентов, страдающих тя­желыми расстройствами.

– 708 –

Узконаправленная механотерапия (Konzentrative Bewegungstherapie). Терапевтический метод, при котором посредством своего рода «вчувствова­ния» в собственное тело и связанной с ним центральной нервной активности может быть достигнуто изменение ощущений и улучшение телесных пережи­ваний. Субъективная телесность и целостность телесно-душевного пережива­ния и поведения становятся фокусом наблюдения и обработки. Наряду с «чув­ством» тела метод стимулирует также и пространственные ощущения, для чего в него включаются расслабляющие упражнения в четырех главных позициях (лежа, сидя, стоя и в процессе ходьбы).

Фиксация (Fixierung). Понятие, исходящее из предположения, что опре­деленные группы представлений (опыт, фантазии, воображение), базирующиеся на прошедших стадиях развития и содержащие соответствующие импульсив­ные желания или желания, обусловленные определенными отношениями, а также модусы объектного отношения вместе с относящимися к ним аффекта­ми, либо актуально манифестируются, либо могут быть мобилизованы в ходе регрессивных процессов.

Эдипов комплекс (Ödipuskomplex). Согласно Фрейду, как филогенетичес­ки (наследственно), так и онтогенетически закрепленная фаза развития (в воз­расте от 3 до 5 лет), выступающая в двух версиях - позитивной, характеризуе­мой любовью и сексуальным желанием, направленным на родителя противоположного пола, и ненавистью к однополому родителю, и негативной, в кото­рой дело обстоит противоположным образом. Обе формы в своих различных модификациях образуют так называемый полный эдипов комплекс. С вступле­нием ребенка в латентный период эдипов комплекс сходит на нет, а с началом половой зрелости вновь возрождается. Формирующееся благодаря эдипальной констелляции триангулярное поле отношений является главной ареной возник­новения неврозов.

Эго (Ich). В структурной теории Фрейда - одна из трех инстанций душев­ного аппарата; выступает в роли посредника между внутренней реальностью (Ид) и внешней реальностью, отвечая прежде всего за функции восприятия и движения, и в этом смысле понимается как организатор внутренней и внешней адаптации (Хартманн). Ранее понималось также и как носитель представле­ний, спонтанно производимых субъектом, и тем самым как адресат либидоз­ной энергии. Позднее представления, преобразуемые в Эго как самости (само­репрезентации), были отделены от аппаратно-функциональной части Эго.

Эго-идеал (Ich-Ideal). Некий наличествующий в Эго сгусток, предположе­ние о существовании которого в рамках своей структурной теории выдвинул Фрейд; его функция состоит в проведении каким-либо образом согласованных друг с другом отождествлений с обоими эдипальными объектами, а сам он про­тивопоставляется другим содержаниям Эго; это понятие использовалось Фрей­дом в качестве синонима Суперэго.

– 709 –

Эмпатия (Empathie). Способность отождествлять себя с другим человеком (пациентом), представлять при помощи проникновенного воображения, что и как он чувствует, думает, переживает, телесно ощущает, с целью лучшего пони­мания мира его переживаний и реконструкции процесса его возникновения.

Эффект плацебо (Plazebo-Effekt). Плацебо (лат. «я буду нравиться на­зывается такое воздействие медикамента, которое имеет место вне зависимос­ти от действия химического вещества как такового. Воздействие плацебо свя­зано с особенностью отношений врач-пациент и соответствует социопсихосо­матическому «эффекту ухудшения».

– 710 –

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Литература к разделу «Очерк психоанализа и аналитической психотерапии» Работы Зигмунда Фрейда Entwurf einer Psychologie (1895). In: A.ri­chards und I. grubrich-simitis (Hrsg.): Sigmund Freud. Gesammelte Werke, Nachtragsband: Texte aus den Jahren 1885 bis 1938. Frankfurt a. M.: S. Fischer, 1987. Studien über Hysterie (1894). GW l, 75-312. Über die Berechtigung von der Neurasthenie ei­nen bestimmten Symptomenkomplex als «Angst-Neurose» abzutrennen (1895). GW I, 313-342. Weitere Bemerkungen über die Abwehr-Neuro­psychosen (1896). GW I, 377-403. Die Traumdeutung (1900). GW ΙΙ/ΙΙΙ, 1-642, Über den Traum (1901). GW II/III, 643-700. Die Freudsche Psychoanalytische Methode (1904). GW V, 1-10. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). GW V, 27-145. Bruchstück einer Hysterie-Analyse (1905), GW V. 161-286. Über Psychoanalyse (1910). GW VIII, 1-60. Beiträge zur Psychologie des Liebeslebens (1910). GW VIII, 65-91. Die psychogene Sehstörung in psycho­analytischer Auffassung (1910). GW VIII, 94-102. Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci (1910). GW VIII, 127-211. Die zukünftigen Chancen der psycho­analytischen Therapie (1911). GW VIII, 103-115. Formulierungen über die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens (1911). GW VIII, 229-238. Psychoanalytische Bemerkungen über einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides) (1911). GW VIII, 239-320. Die Handhabung der Traumdeutung in der Psy­choanalyse (1912). GW VIII, 349-357. Zur Dynamik der Übertragung (1912). GW VIII, 363-374. Ratschläge für den Arzt bei der psychoanalyti­schen Behandlung (1912). GW VIII, 375-387. Totem und Tabu (1912/13). GW IX, 1-194. Die Disposition zur Zwangsneurose (1913). GW VIII, 441-452. Zur Einleitung der Behandlung (1913). GW VIII, 453-478. Zur Geschichte der psychoanalytischen Bewe­gung (1914). GW X. 43-113. Erinnern, Wiederholen und Durcharbeiten (1914). GWX, 125-136. Zur Einführung des Narzißmus (1914). GWX, 137-170. Triebe und Triebschicksale (1915): GWX, 209-232. Die Verdrängung (1915): GW X, 247-261. Das Unbewußte (l915): GW X, 263-303. Einige Charaktertypen aus der psychoanalyti­schen Arbeit (1915): GW X, 363-391. Metapsychologische Ergänzung zur Traumlehre (1916): GW X, 412-426. Trauer und Melancholie (1916): GW X, 427-446. Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916/17): GW XI, 1-482.
  – 711 –
Aus der Geschichte einer infantilen Neurose (1918): GW XII, 27-157. Wege der psychoanalytischen Therapie (1918): GW XII, 181-194. Jenseits des Lustprinzips (1920): GW XIII, 1-69. Massenpsychologie und Ich-Analyse (1921): GW XIII, 71-161. «Psychoanalyse» und «Libidotheorie» (1923): GW XIII, 209-233. Das Ich und das Es (1923): GW XIII, 235-289. Neurose und Psychose (1924): GW XIII, 385-391. Der Untergang des Ödipuskomplexes (1924): GW XIII, 393-402. Hemmung, Symptom und Angst (1926): GW XIV, 111-205. Die Frage der Laienanalyse (1926); GW XIV, 207-296. Das Unbehagen in der Kultur (1930): GW XIV, 419-506. Über die weibliche Sexualität (1931): GW XIV, 515-537. Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1933): GW XV, 1-197. Konstruktionen in der Analyse (1937): GW XVI, 41-56. Die endliche und die unendliche Analyse (l937): GW XVI, 57-99. Abriß der Psychoanalyse (1938): GW XVII, 63-138. freud, S. (1950): Aus den Anfängen der Psychoanalyse. Briete an Wilhelm Fliess, Abhandlungen und Notizen aus den Jahren 1887-1902. London: Image. Общие работы abelin, E. L. (1975); Some further observations and comments on the earliest role of the tather. International Journal of Psychoana­lysis 56, 293-302. abelin, E. L. (1986): Die Theorie der frühkindli­chen Triangulation. Von der Pszchologie zur Psychoanalyse. In: stork, j. (Hrsg.): Das Vaterbild in Kontinuität und Wandel, Stuttgart: Frommann-Holzboog. adler, R. (1981): Anamneseerhebung in der psychosomatischen Medizin. In: uexküll, T. von (Hrsg.): Lehrbuch der psychosomatischen Medizin. Мünchen: Urban & Schwarzenberg. adler, R. und hemmeler. W. (1989): Praxis und Theorie der Anamnese. Stuttgart, New York: Fischer. ainsworth, M. D. (1982): Attachment retro­spect and prospect. In: parkes, C. M. Und stephenson-hinde, J. (Hrsg.):The place of attachment in human behaviour. London: Tavistock. ainsworth, M. D., blehar, M. C., waters, E. und wall, S. (1978): Patterns of attachment: a psychological study of the stränge Situation. New York: Earlbaum. ainsworth, M. D. und eichberg, C. G. (1991): Effects on intant-mother attachment of mothers unresolved loss of an attachment figure, or other traumatic experience. In: parkes, С. М., steven-son-hinde, J. und marris, P. (Hrsg.): Attachment across the life cycle. London, New York: Routledge. alexander, F. (1948): Studios in psychosomatic medicine. New York: Ronald. (Dt.: Psychosomatische Medizin. Berlin: de Gruyter, 1971.) altman, J. (1975): The environment and social behavior. Belmont. Arbeitskreis OPD (Hrsg. 1996): Operation­alisierte Psvchodynamische Diagnostik. Grundlagen und Manual. Bern: Huber. arendt, H. (l978): Vita activa oder vom tätigen Leben. München: Piper. argelander, H. (1963/64): Die Analyse psychi­scher Prozesse in der Gruppe. Psyche 17, 450-470 und 481-515. argelander, H. (1966): Zur Psychodynamik des Erstinterviews. Psyche 20, 40-53.
  – 712 –
argeländer. H. (1967): Das Erstinterview in der Psychotherapie. Psyche 21. 341-368, 429-467,473-512. argeländer. H. (1968): Gruppenanalyse unter Anwendung des Strukturmodells. Psyche 22, 913-933. argelander, H. (1970): Das Erstinterview in der Psychotherapie. Dannstadt: Wissen­schaftliche Buchgesellschaft. argelander, H. (1972 a): Der Flieger: Eine cha­rakteristische Fallstudie. Frankfurt: Suhr­kamp. argelander, H. (1972 b): Gruppenprozesse: Wege zur Anwendung der Psychoanalyse in Behandlung, Lehre und Forschung. Reinbek: Rowohlt. argeländer, H. (1974): Die psychoanalytische Situation einer Gruppe im Vergleich zur Einzeltherapie. Psyche 28, 310-327. argelander, H. (1976): Im Sprechstunden-In­terview bei Freud. Psyche 30, 665-702. argelander, H. (1978): Das psychoanalytische Erstinterview und seine Methode. Ein Nachtrag zu Freuds Fall «Katharina». Psyche 32, 1089-1098. aristoteles. Poetik, Kapitel 13, S. 1453 a 2-12. Interpretiert bei: G. F., lessing, Hamburgische Dramaturgie, 74.-79. Stück. Gesammelte Werke II. München: Hanser, 1959. arlow, J. A. (1963): Konflikt, Regression und Symptombildung. Psyche 17, 23-43. arlow, J. A. (1977): Die Affekte und die psychoanalytische Situation. Psyche 31, 637-659. arlow, J. A. und brenner, C. (1976): Grund­begriffe der Psychoanalyse. Die Entwicklung von der topographischen zur strukturellen Theorie des psychischen Systems. Hamburg: Rowohlt. bacal, H. und newman, K. M. [1994): Objekt­beziehungstheorien - Brücken zur Selbstpsychologie. Stuttgart-Bad-Cann­statt: Frommann-Holzboog. balint, M. (1935): Zur Kritik der Lehre von den Prägenitalen Libidoorganisationen. In: balint, M. (1966): Die Urformen der Liebe und die Technik der Psychoanalyse. Stuttgart: Klett. balint, M. (1937): Frühe Entwicklungsstadien des Ichs. Primäre Objektliebe. In: balint, M. (1966): Die Urformen der Liebe und die Technik der Psychoanalyse. Stuttgart: Klett. balint, M. (1957): The doctor, his parient and the illness. London: Pitman. (Dt.: Der Arzt, sein Patient und die Krankheit. Stuttgart: Klett, 1965.) balint, M. (I960): Primärer Narzißmus und primäre Liebe. Jahrbuch der Psycho­analyse i, 3-34. balint. M. (1965): Primary love and psychoanalytic technique. Neue, erw. Auflage. London: Tavistock. 1. Auflage London: Hogarth, 1952. (Dt.: Die Urformen der Liebe und die Technik der Psychoanalyse. Stuttgart/Bern: Klett/ Huber. 1966.) balint. M. (1968): The basic fault. Therapeutic aspects of regression. London: Tavistock. (Dt.: Therapeutische Aspekte der Regres­sion. Die Theorie der Grundstörung. Stuttgart: Klett, 1970.) balint. M. (1970): Trauma und Objektbezie­hung. Psyche 24, 346-358. balint, M. und balint, E. (1961): Psychothera­peutic techniques in medicine. London: Tavistock. (Dt.: Psychotherapeutische Techniken in der Medizin. Bern/Stuttgart: Huber/Klett, 1963.) battegay. R. (1975): Detective developments of therapeutic groups. In: uchtenhagen, A., battegay, R. und friedmann, A. (Hrsg.): Gruppentherapie und soziale Umwelt. Stuttgart: Huber. battegay, R. (1979): Der Mensch in der Grup­pe, Bände 1-3. Bern: Huber, 3. Auflage. battegay, R. (1988): Psychoanalytische Neuro­senlehre. Bern: Huber. battegay, R. (1992): Kollusion: Die verschie­denen Formen des unbewußten
  – 713 –
Rapproche-ments in der Gruppen­psychotherapie. Grup pcnpsychotherapie und Gruppendynamik 28, 2-16. baumgart, M. (1991): Psychoanalyse und Säug­lingsforschung: Versuch einer Integration unter Berücksichtigung methodischer Unterschiede. Psyche 45, 780-806. beauchamp, T. L. und childress, J. F. (1983): Principles of Biomedical Ethics. New York, Oxford: Univ. Press. beck, T. A. und freeman A. (1993): Kognitive Therapie der Persönlichkeitsstörungen. Weinheim: Psychologie Verlags-Union. becker, H. und senf. W. (1988): Praxis der sta­tionären Psychotherapie. Stuttgart: Thieme. becker-fischer, M. (1995): Psvchodvnamische Aspekte bei sexuellem Mißbrauch in der Psychotherapie. In: schmidt-lellek. C. J. und heimannsberg, B. (Hrsg.): Macht und Machtmißbrauch in der Psychotherapie. Köln: Humanistische Psychologie. becker-fischer, M. und fischer, G. (1995): Se­xuelle Übergriffe in Psychotherapie und Psychiatrie. Forschungsbericht für das Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend, Bonn. Stuttgart: Kohlhammer. bellak, L., hurvich, M. und gediman, H. K. (1973): Ego functions in schizophrenics, neurotics, and normais. New York: Wiley. benedetti, G. (1978): Psychodynamik der Zwangsneurose. Darmstadt: Wissen­schaftliche Buchgesellschaft. benedetti. G. (1984): Der psychisch Leidende und seine Welt. Frankfurt: Fischer. benedetti, G. (1987): Todeslandschaften der Seele. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. benjamin, L. S. (1993): Interpersonal diagnosis and treatment of personality disorder. New York: Guilford. bilitza, K. W. und heigl-evers, A. (1993): Suchtmittel als Objekt-Substitut. Zur Objekt-beziehungs-Theorie der Sucht. In: bilitza, K. W. (Hrsg.): Suchttherapie und Sozialtherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. bion, W. R. (1961): Experiences in groups and other papers. London: Tavistock/ (Dt.: Erfahrungen in Gruppen und andere Schriften. Stuttgart: Klett, 1974.) birnbacher, D. und kottje-birnbacher, L. (1996): Ethik in der Psychother.apie und der Psychotherapeutenausbildung. In: senf, W. und broda, M. (Hrsg.): Praxis der Psychotherapie. Ein intcgratives Lehrbuch für Psychoanalyse und Verhaltenstherapie. Stuttgart, New York: Thieme. blanck, G. und blanck. R. (1981): Angewandte Ich-Psychologie. Stuttgart: Klett. blanck, G. und blanck, R. (1989): Jenseits der Ich-Psychologie. Stuttgart: Klett. bochenski, L. M. (1965): Die zeitgenössischen. Denkmethoden. Bern: Francke. bohle, A. und vattes, H. (1993): Stationäre Gruppenpsychotherapie mit Alkoholkran­ken. In: bilitza. K. W. (Hrsg.): Sucht­therapie und Sozialtherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. bohleber, W. (1989): Neuere Ergebnisse der empirischen Säuglingsforschung und ihre Bedeutung für die Psychoanalyse. Psyche 43, 564-571. bohleber, W. (1992): Identität und Selbst/ Psy­che 46, 336-365. boothe-weidenhammer, B. (1989): Zur psychoanalytischen Konfliktdiagnostik. Entwicklung eines hermeneutischen Verfahrens zur diagnostischen Auswertung von Ersrinterview-und Therapie-Kont­rollen. Bern: Europäische Hochschul­schriften, Reihe 6. Psychologie. Band 282.. bowlby, J. (1970): Attachment. London: Hogarth. (Dt.: Bindung. München: Kindler, 1975.) bowlby, J. (1973): Separation. Anxietyan­danger. London: Hogarth. (Dt.: Trennung. München: Kindler, 1976.) bowlby, J. (1988): Asecure base. Clinical appli­cations of attachement theory. London: Routledge.
  – 714 –
brazelton, T. B. und gramer, B. G. (1991): Die frühe Bindung. Die erste Beziehung zwischen dem Baby und seinen Eltern. Stuttgart: Klett. brautigan, W. und christian, P. (1986): Psy­chosomatische Medizin. Stuttgart: Thieme. brenner, C. (1974): On the nature and develop­ment of affects: A unified theory. Psychoanalytic Quarterly 43, 532-556. brenner, C. (1975): Affects and psychic conflict. Psychoanalytic Quarterly 44, 5-28. brenner, C. (1986): Elemente des seelischen Konflikts. Theorie und Praxis der modernen Psychoanalyse. Frankfurt: S. Fischer. brenner, C. (1987): Working through: 1914-1984. Psychoanalyric Quarterly 56. 88-108. brocher, T. (1967): Gruppendynamik und Er­wachsenenbildung. Braunschweig: Westermann. buchheim, P., c1erpka, M. und scheibe, G. (1988): Das Verhältnis von Psychoanalyse und Psychiatrie - dargestellt am Beispiel von Konzepten für das psychiatrisch-psychodynamische Erstinterview. In: klussmann, R., mertens, W. und schwarz, F. (Hrsg.): Aktuelle Themen des Psycho­analyse. Berlin: Springer. buchheim, P., cierpka, M. und seifert, th. (1991). Psychotherapie im Wandel. Abhängigkeit. Berlin: Springer. buchholz, M. B. (1990): Die Rotation der Tria­de. Forum der Psychoanalyse 6, 116-134. buie, D.H. (1981): Empathy: Its nature and limitarions. Journal of the American Psychoanalytic Association 29, 381-307. chasseguet-smirgel, J. (1987): Das Ichideal. rankfurt: Suhrkamp. chasseguet-smirgel, J. (1988): Die Haltung des Psychoanalytikers zur Ethik. In: kutter, P., paramo-örtega, R. und zagermann, P. (Hrsg.): Die psychoanalytische Haltung. Auf der Suche nach dem Selbstbild der Psychoanalyse. München, Wien: Interna­tionale Psychoanalyse. colby, K. M. (1960): An introducrion to psycho­analytic research. New York: Basic Books. cremerius. J. (1978): Einige Überlegungen über die kritische Funktion des Durcharbeitens in der Geschichte der Psychoanalyse. In: drews, S. und klüwer, R. (Hrsg.): Alexander Mitscherlich zu Ehren. Frankfurt: Suhrkamp. cremerius. J. (1979): Gibt es zwei psychoanalytische Techniken? Psyche 33, 577-599. deutsch, F. (1939): The associative anamnesis. Psychoanalyric Quarterly 8, 354-381. deutsch, F. und murphy, W. F. (1955): The clinical interview. New York: International Universities Press. dornes, M. (1993): Der kompetente Säugling. Frankfurt am Main: Fischer. drews, S. und brecht, K. (1982): Psychoanalyti­sche Ich-Psychologie. Grundlagen und Entwicklung. Frankfurt: Suhrkamp, dührssen, A. (1972): Analytische Psychothera­pie in Theorie, Praxis und Ergebnissen. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. dührssen, A. (1986): Die biographische Anam­nese unter tiefenpsychologischem Aspekt. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. dührssen, A. (1988): Dynamische Psychothera­pie. Berlin: Springer. dulz, B. und schneider, A. (1995): Borderline-Störungen. Stuttgart: Schattauer. eagle, M. N. (1988): Neuere Entwicklungen in der Psychoanalyse. Wien: Verlag Interna­tionale Psychoanalyse. egle, U. T., hoffmann, S. O. und joraschky, P. (1997): Sexueller Mißbrauch, Mißhand­lung, Vernachlässigung. Stuttgart, New York: Schattauer. emde, R. N. (l981): Changing modeis of infancy and the nature of early development. Remodeling the foundation. Journal of the American Psychoanalytic Association 29, 179-219.
  – 715 –
emde, R. N. (1991): Die endliche und die unend­liche Entwicklung. Psyche 9, 745-779 und 10, 890-913. enke, H. (1989): Das Dilemma mit den Affekten. Psychotherapie und Psychosomatik 34, 1-6. erikson. E. H. (l950 a): Childhood and society. New York: Norton. (Dt.: Kindheit und Gesellschaft. Stuttgart: Klett, 1957.) erikson, E. H. (1950 b): Growth and crises of the healthy personality. In: senn, M. J. E. (ed.): Symposium on the healthy personality. New York: Josiah Macy Jr. Foundation, 91-146. (Dt.: Wachstum und Krisen der gesunden Persönlichkeit. Stuttgart: Klett, 1953.) erikson. E. H. (1959): Identity and the life cycle. New York: International Universities Press. (Dt.: Identität und Lebenszyklus. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1973.) ermann, M. (1980): Das psychoanalytisch-diagnostische Interview. Grundlagen, Technik und Gefahren. Internistische Praxis 20, 501-510. ermann, M. (1985): Die Fixierung in der frühen Triangulierung. Forum der Psychoanalyse 1, 93-110. ermann, M. (1989): Das Dreieck als Beziehungsform. Zur Entwick­lungsdynamik der Triangulierun-gsprozesse. Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik 34, 261-269. ermann, M. (1991): Psychoanalytische Diagno­stik und das psychoanalyische Erstin­terview. Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik 36, 97-103. ezriel, H. (1950): A psychoanalytic approach to group treatment. British Journal of Medical Psychology 23, 59-74. ezriel, H. (1956): Experimentation within the psychoanalytic Session. British Journal of Philosophy of Science 7, 29-48. ezriel, H. (1960/61): Übertragung und psycho­analytische Deutung in der Einzel- und Gruppenpsychotherapie. Psyche 14, 496-523. faber. F. R. und haarstrick. R. (1994): Kommentar Psychotherapie-Richtlinien. Neckarsulm, München: Jungjohann. 3. Aufl. fairbairn, W. R. D. (1944): An object-relarions theory of the personality. New York: Basic Books. fairbairn, W. R. D. (1946): Objektbeziehungen und dynamische Struktur. In: kutter, P. (Hrsg.) (1982): Psychologie der zwischen­menschlichen Beziehungen. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft. fenichel, O. (1930): Statistischer Bericht über die therapeutische Tätigkeit 1920-1930. In: Deutsche Psychoanalytische Gesell­schaft (Hrsg.): 10 Jahre Berliner Psychoanalytisches Institut. Wien: Verlag Internationale Psychoanalyse. fenichel, O. (1937): Der Begriff Trauma in der heutigen psychoanalytischen Neurosen­lehre. Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse 23, 339-359. fenichel, O. (1974): Psychoanalytische Neuro­senlehre. Freiburg: Walter. ferenczi. S. (1909): Introjektion und Übertra­gung. In: ferenczi, S. (1984): Bausteine zur Psychoanalyse. Bd. 1. Bern: Huber. ferenczi, S. (1929): Das unwillkommene Kind und sein Todestrieb. In: ferenczi. S. (1972): Schriften zur Psychoanalyse. Bd. 2. Frankfurt: Fischer. ferenczi, S. (1932): Sprachverwirrung zwischen den Erwachsenen und dem Kind. In: ferenczi, S. (1972): Schriften zur Psychoanalyse, Bd. 2. Frankfurt: Fischer. fetscher, R. (1981): Das Selbst und das Ich. Psyche 36, 616-641. fetscher, R. (1983): Selbst und Identität. Psy­ehe 37, 385-411. feuerlein, W. (1981): Sozialstörungen und Sucht - Psychoanalytische Aspekte in Sozialstörungen und Sucht. Wiesbaden Akademische Verlagsgesellschaft. fiedler, P. (1994): Persönlichkeitsstörungen. 2. Aufl. Weinheim: Psychologie Verlags­union.
  – 716 –
finger-trescher. U, (1985): Die primärnarziß­tische Repräsentanzenwelt in der Gruppe. In: kutter. P. (Hrsg.): Methoden und Theorien der Gruppenpsychotherapie. Stuttgart: Frommann-Holzboog. finger-trescher. U. (1991): Wirkfaktoren der Einzel- und Gruppenanaivse. Stuttgart: Frommann-Holzboog. fischer, G. und fischer-becker, M. (1997): Folgetherapie nach sexuellem Mißbrauch in Psychotherapie und Psychiatrie. In: egle, U. T., hoffmann, S. O. und joraschky, P. (Hrsg.): Sexueller Mißbrauch, Mißhandlung, Vernach­lässigung. Stuttgart, New York: Schattauer. fliess, R. (1942): The metapsychology of the analyst. Psychoanalytic Quarterly 11, 211-227. foulkes, S. H. (1957) Group anaivtic dynamics with specific reference to psychoanalytic process. International Journal of Group Psychotherapy 7, 40-52. foulkes, S. H. (1964): Therapeutic group analysis. London: Allen &: Unwin. (Dt.: Gruppenanalytische Psychotherapie. München: Kindler, 1974.) foulkes, S. H. (1990): Selected papers. Psycho­analysis and group analysis. London: Karnac Books. foulkes, S. H. und anthony, E. J. (1965): Group Psychotherapy. London: Penguin Books, 2. Auflage. french, T. M. (1952): The integration of behavior. Chicago: Chicago University Press. freud, A. (1926): Zur Theorie der Kinderanaly­se. Internationale Zeitschrift für Psycho­analyse 14. freud, A. (1936): Das Ich und die Abwehrme­chanismen. Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag. In: Die Schriften der Anna Freud, Bd. l, 191-355. München: Kindler, 1980. preud, A. (1965): Wege und Irrwege in der Kin­derentwicklung. Stuttgart: Klett. freud, A. (1978): Die Hauptfrage der Kinder­analyse. In: Die Schriften der Anna Freud. Band 10. München: Kindler, 1989. freud, A., nagera, A. H. und freud, W. E. (1965). Metapsychological assessment of the adult personality. The adult profile. Psychoanalytic Study of the Child 20, 9-14. fromm-reichmann, F. (1950): Intensive Psy­chotherapie. Stuttgart: Hippokrates. fürstenau, P. (1977): Die beiden Dimensionen des psychoanalytischen Umgangs mit strukturell Ich-gestörten Patienten. Psyche 31, 197-207. fürstenau, P. (1992): Progressionsorientierte psychoanalytisch-systemische Therapie. Zur Revision des Therapiekonzepts der Psychoanalyse. In: fürstenau, P.: Entwicklungsförderung durch Therapie. Grundlage psychoanalytisch-systemischer Psychotherapie. München: Pfeiffer. fürstenau, P. (1992): Entwicklungsforderung durch Therapie. Grundlagen psychoana­lytisch-systemischer Therapie. München: Pfeiffer. gast, L. (1992): Libido und Narzißmus. Vom Verlust des Sexuellen im psycho­analytischen Diskurs. Eine Spuren­sicherung. Tübingen: Edition Diskord. gast, L. (1997): Zur psychoanalytischen Ideen-und Begriffsgeschichte des Narzißmus. Psyche 51, 46-75. gast, U. (1997): Borderline-Persönlichkeitsstö­rungen. In: egle, U. T, hoffmann, S. O. und joraschky, P. (Hrsg.): Sexueller Mißbrauch, Mißhandlung, Vernach­lässigung. Stuttgart, New York: Schattauer. gedo, J. E. (1979): Beyond interpretarion. New York: International Universities Press. gill, M. M. (1982): Analysis of transference. Vol. I: Theory and technique. New York: International Universities Press. gill, M. M., newman, R. und redlich, F. С. (1954): The initial interview in psychiatric practice. New York: International Universities Press.
  – 717 –
glover, E. (1955): The technique of psycho­analysis. New York: International Uni­versities Press, goodall. J. (1986): The Chimpanzees of Gombe. Patterns of Behavior. Cambridge (Mass). green. A. (1979): Psychoanalyrische Theorie über den Affekt. Psyche 33. 681-732. greenson, R. R. (I960): Empathy and its vicissitudes. International Journal of Psychoanalysis 41, 418-424. greenson, R. R. (1975): Die Technik und Praxis der Psychoanalyse. Stuttgart: Klett. greenson, R. R. (1982): Das Problem des Durcharbeitens. In: greenson, R. R. (Hrsg.): Psychoanalytische Erkundungen. Stuttgart: Klett-Cotta. grinberg, L. (1973): Projective identification and projective counter-identification in the dynamics of groups. In: wolberg, L. R. und schwartz, E. K. (Hrsg.): Group Therapy, An Overview. New York: International Medical Book Corporation. grinberg. L. M., langer, M. und rodrigue, E. (1960). Psychoanalyrische Gruppenthera­pie. Praxis und theoretische Grundlagen. Stuttgart: Klett. grunberger, B. (1976); Vom Narzißmus zum Objekt. Frankfurt: Suhrkamp. haesler, L. (1979): Zur Technik des Interviews bei «unergiebigen Patienten». Psyche 33, 157-182. hahn, P. (1983): Psychosomarik. Weinheim: Beltz. hartkamp, N. und heigl-evers, A. (1995): Feinstrukturen einer analytischen Supervision. Zeitschr. Psychosom. Med. Psychoanal. 41, 253-267. hartmann, H. (1939): Ich-Psychologie und Anpassungsproblem. Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse 24, 62-135, und Stuttgart: Klett, I960, 3. Auflage 1975. hartmann. H. (1950): Commentson the psycho­analytic theory of the ego. psychoanalytic Study of the Ghild 5. 74-96. (Dt.: Bemerkungen zur psychoanalytischen Theorie des Ichs. Psyche 18. 1964, 330-353: und in: hartmann. H. (1972): Ich-Psychologie. Studien zur psycho­analytischen Theorie. Stuttgart: Klett.) hartmann, H. (1951): Technical implications of ego psychology. Psychoanalytte Quarterly 20. 31-43. hartmann. H. (1952): The mutual influences in the development of the ego and id. Psychoanalytic Study of the Child 7, 9-30. (Dt.: Die gegenseitige Beeinflussung von Ich und Es in der psychoanalytischen Theoriebildung. Psyche 9, 1955, 1-22.) hartmann, H. (1972): Ich-Psychologie. Studien zur psychoanalytischen Theorie. Stuttgart: Klett. hartmann, H., kris, E. und loewenstein, R. M. (1946). Comments on the formation of psychic structure. Psychoanalytic Study of the Child 2. 1, 1-38. (Dt. in: kutter, P. und roskamp, H. (Hrsg.): Psychologie des Ich. Darmstadt: Wissenschaftliche Buch­gesellschaft, 1974.) hartmann, H., kris, E. und loewenstein, R. M. (1949). Notes on the theory of aggression. Psychoanalytic Study of the Child 3/4, 9-36. hartmann, H., kris, E. und loewenstein, R. M. (1953): The function of theory in psychoanalysis. In: loewenstein, R. M. (Hrsg.): Drives, affects, behavior. New York: International Universities Press 1, 13-37. hartmann, H. und loewenstein, R. M. (1962): Notes on the superego. Psychoanalytic Study of the Child 17, 42-81. heigl, F. (1959): Die Handhabung der Gegenübertragung in der analytischen Psychotherapie. Zeitschrift für psycho­somalische Medizin 5, 189-191. heigl, F. (1960 a): Die Gegenübertragungsangst und ihre Bedeutung. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 6. 29-35. heigl, F. (1960 b): Über die Bedeutung und Handhabung der Gegenübertragung. Zeit-
  – 718 –
chrift für psychosomatische Medizin 6, 110-123. heigl, F. (1966); Zur Handhabung der Gegen­übertragung. Fortschritte der Psychoanaly­se 2, 124-140. heigl, F. (1969): Zum strukturellen Denken m der Psychoanalyse. In: schelkopf, A. und elhardt S. (Hrsg.): Aspekte der Psy­choanalyse. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl, F. (1972): Indikation und Prognose in Psychoanalyse und Psychotherapie. Göttingen: Vandenhoeck &; Ruprecht, 3. Auflage 1987. heigl, F. (1981): Psychotherapeutischer Ge­samtbehandlungsplan. In: baumann, U. (Hrsg.): Indikation zur Psychotherapie. München: Urban & Schwarzenberg. heigl, F. und heigl-evers, A. (1984): Die Wert­prüfung in der Psychoanalyse - Über­legungen zu einem von Heinz Hartmann geprägten ichpsychologischen Begriff. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 30, 72-82. heigl, F. und heigl-evers, A. (1991): Basale Störungen bei Abhängigkeit und Sucht und ihre Therapie. In: heigl-evers, A., helas, I. und vollmer, H. C. (Hrsg.): Suchttherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl, F. S. und ibenthal, M. (1984): Der Um­gang des Psychotherapeuten mit sich selbst. Prax. Psychother. Psychosom. 29, 87-97. heigl, F. und neun, H, (1981): Psychotherapie im Krankenhaus. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl, F. S. und reister, G. (1994): Die Indika­tion zur psychoanalytisch-interaktionellen Psychotherapie. In: heigl-evers, A. und Orr, J. (Hrsg.): Die psychoanalytischin-teraktionelle Methode. Göttingen: Vandenhoeck &: Ruprecht. heigl-evers, A. (1965): Aggressivität als Ab­wehrmechanismus. Die Identifizierung mit dem Angreifer. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 11. 81-104. heigl-evers, A. (1967 a): Gruppendynamik und die Position des Therapeuten. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 13, 31-38. heigl-evers, A. (1967 b): Zur Behandlungs­technik in der analytischen Gruppen­therapie. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 13, 266-276. heigl-evers, A, (1968 a): Prägruppale Bezogen­heiten in der analytischen Gruppen­psychotherapie. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik l, 9-27. heigl-evers, A. (1968 b): Rache als Gekränkt-heitsaggression. In: salzmann, L. (Hrsg.): Fortschritte der Psychoanalyse. Inter­nationales Jahrbuch zur Weiterentwick­lung der Psychoanalyse. Bd. 3. Göttingen: Hogrefe. heigl-evers, A. (1970): Analytische Gruppen­psychotherapie. In: schraml, W. (Hrsg.): Klinische Psychotherapie. Bern: Huber. heigl-evers, A. (1978): Konzepte der analyti­schen Gruppenpsychotherapie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. (1993): Die psychoanalytisch-interaktionelle Methode zur Behandlung strukturell gestörter Patienten, expliziert am Vergleich der psychoanalytisch-deutenden und der psychoanalytisch-anwortenden Vorgehensweise. In: heigl-evers, A. und günther, P, (Hrsg.): Blick und Widerblick. Göttingen: Vandenhoeck cc Ruprecht. heigl-evers, A. und gfäller, G. R. (1993): Gruppenpsychotherapie - eine Psychothe­rapie sui generis? Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 29, 333-358. heigl-evers, A. und günther, P. (Hrsg.) (1993): Blick und Widerblick. Göttingen: Vanden­hoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. (1968): Analyti­sche Einzel- und Gruppenpsychotherapie: Differenria specifica. Gruppenpsycho­therapie und Gruppendynamik 2, 21-52. heigl-evers, A, und heigl, F. (1970 a): Ge­sichtspunkte zur Indikationsstellung für die analytische Gruppenpsychotherapie.
  – 719 –
Gruppenpsychotherapie und Gruppen­dynamik 3, 179-198. heigl-evers. A. und heigl, F. (1970 b): Ge­sichtspunkte zur Indikationsstellung für die kombinierte Einzel- und Gruppen­psychothcrapie. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 4, 82-99. heigl-evers. A. und heigl, F. (1971): Für wen ist die Gruppenpsychotherapie geeignet? In: heigl-evers, A. (Hrsg.): Psychoanalyse und Gruppe. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. (1972): Rolle und Interventionsstil des Gruppentherapeuten. Gruppenpsychotherapie und Gruppendy­namik 5. 152-171. heigl-evers. A. und heigl. F. (1973): Grup­pentherapie: interaktioneil - tiefenp­sychologisch fundiert (analytisch orientiert) - psycho-analytisch. Gruppen­psychotherapie und Gruppendynamik 7, 132-157. heigl-evers, A. und heigl, F. (1975 a): Zur tiefenpsychologisch fundierten oder analytisch orientierten Gruppenpsy­chotherapie des Göttinger Modells. Gruppenpsychotherapie und Gruppen­dynamik 9, 237-266. heigl-evers, A. und heigl, F. (1975 b): Aus­bildung in individueller und Gruppen­psychotherapie auf psychoanalytischer Grundlage. In: kisker, H. P., meyer, F.-E., müller, C. und strömgren, E. (Hrsg.): Psychiatrie der Gegenwart. Band 3. Berlin: Springer. heigl-evers, A. und heigl, F. (1976): Zum Konzept der unbewußten Phantasie in der psychoanalytischen Gruppentherapie des Göttinger Modells. Gruppenpsycho­therapie und Gruppendynamik 11, 6-22. heiul-evers, A. und heigl, F. (1979 a): Die psychosozialen Kompromißbildungen als Umschaltstellen innerseelischer und zwischenmenschlicher Beziehungen. Gruppenpsychotherapie und Gruppen­dynamik 14. 310-325. heigl-evers. A. und heigl, F. (1979 b): Prinzi­pien und Methoden der Gruppenpsycho­therapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts. Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979 c): Konzepte der analytischen Gruppenpsycho­therapie. In: heigl-evers. A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979 d): Struk­tur und Prozeß in der analytischen Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979 e): Die tie­fenpsychologisch fundierte (analytisch orientierte) Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers, A. und heigl, F. (1979t): Inter­aktionelle Gruppenpsychotherapie. In: heigl-evers, A. und streeck, U. (Hrsg.): Die Psychologie des 20. Jahrhunderts, Bd. 8: Lewin und die Folgen. Zürich: Kindler. heigl-evers. A. und heigl, F. (1979g): Die Initialphase in der Arbeit mit Gruppen. Gruppenpsychotherapie und Gruppen­dynamik 14, 105-116. heigl-evers, A. und heigl. F. (1980 a): Zum interaktionellen Prinzip in der Psycho­analyse. Schleswig-Holsteinisches Ärzteblatt 33, 234-238. heigl-evers, A. und heigl, F. (1980 b): Zur Bedeutung des therapeutischen Prinzips der Interaktion. In: haase, H.-J. (Hrsg.) Psychotherapie im Wirkungsbereich des psychiatrischen Krankenhauses. Erlangen: Penmed. heigl-evers, A. und heigl, F. (1982 a): Angst - Trauma und Signal. Praxis der Psycho­therapie und Psychosomatik 27, 83-96.
  – 720 –
heigl-evers, A. und HEIGL, F. (1982 b). Tiefen­psychologisch fundierte Psychotherapie -Eigenart und Interventionsstil. Zeitschrift fürpsychosomatische Medizin 28, 160-175. heigl-evers, A. und heigl, F. (1983 a): Was ist tiefenpsychologisch fundierte Psycho­therapie? Zeitschrift für Psychotherapie, Psychosomatik und medizinische Psycho­logie 33, 63-112. heigl-evers. A. und heigl, F. (1983 b): Das in­teraktionelle Prinzip in der Einzel- und üruppenpsychotherapie. Zeitschrift für psychosomatische Medizin 29. 1-14. heigl-evers, A. und heigl, F. (1983 c): Die projektive Identifizierung - einer der Entstehungsmechanismen psychosozialer Kompromißbildungen in Gruppen. Gruppcnpsychotherapie und Gruppen­dynamik 18, 316-327. heigl-evers, A. und heigl, F. (1983 d): Zum Interventionsstil in der analytischen Gruppenpsychotherapie. Gruppenpsycho­therapie und Gruppendynamik 19, 2-18. .heigl-evers, A. und heigl, F. (1984): Was ist tiefenpsychologisch fundierte Psycho­therapie? Praxis der Psychotherapie und Psychosomatik 29, 234-244. heigl-evers, A. und heigl, F. (1985): Das Göttinger Modell der Gruppen­psychotherapie. In: kutter, P. (Hrsg.): Methoden und Theorien der Gruppen­psychotherapie. Stuttgart: Fromman-Holzboog. heigl-evers, A. und heigl, F. (1987): Die psy­choanalytisch-interaktionelle Therapie. -Eine Methode zur Behandlung präödipaler Störungen. In: rudolf, G., rüger, U. und studt, H. (Hrsg.): Psychoanalyse der Gegenwart. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. (1988 a): Zum Prinzip 'Antwort' in der psychoanaly­tischen Therapie. In: klussmann, R., mertens, V. und schwarz, F. (Hrsg.): Aktuelle Themen der Psychoanalyse. Berlin: Springer. heigl-evers, A. und heigl, F. S. (1988 b): Die Behandlungstechnik Schultz-Henckes bei prä-genitalen Störungen. In: rudolf, G. und rüger, U. (Hrsg.): Die Psychoanalyse Schultz-Henckes. Stuttgart: Thieme. heigl-evers, A. und heigl, F. S. (1988): Die Therapie Suchtkranker im Lichte medizin­ethischer Grundsätze. In: heigl-evers, A., vollmer, H., helas, I. und knischewski, E. (Hrsg.): Psychoanalyse und Verhaltens­therapie in der Behandlung von Abhängigkeitskranken - Wege zur Kooperation? Kassel: Nicol. heigl-evers, A. und Heigl, F. S. (1989): Ethik in der Psychotherapie. Zeitschrift für Psychotherapie, Psychosomarik und medizinische Psychologie 39, 68-74. heigl-evers, A. und heigl, F. (1990): Psycho­therapie in Klinik und Praxis: Methoden-Monismus - Methoden-Pluralismus? Methoden-Purismus - Methoden-Pragma­tismus? Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 26, 145-154. heigl-evers, A. und heigl, F. (1991): Basale Störungen bei Abhängigkeit und Sucht. In: heigl-evers, A., helas, I. und vollmer, H. G. (Hrsg.): Süchttherapie. Göttingen: Van­denhoeck & Ruprecht. heigl-evers, A. und heigl, F. S. (1994): Das Göttinger Modell der Anwendung der Psychoanalyse in Gruppen unter besonderer Berücksichtigung der psychoanalytisch-interakrionellen Methode. Gruppenpsychotherapie und Gruppendynamik 30, 1-29. heigl-evers, A. un

double arrow