Ван Гог

Билет 30

Постимпрессионизм и его связь с импрессионизмом. Ранние работы Ван Гога, Гогена и Сезанна

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. ХХ в.

Художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать ее основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, при этом подчас прибегая к декоративной стилизации.

К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Они сильно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой направлений в современной живописи. Крупные мастера своей проблематикой положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.: работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.

Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений, из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др.), принципы Cезанна, и проч. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.

Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком ее изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объема, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной формы, на ее обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты.

Ван Гог

Ван Гог Винсент (Van Gogh Vincent) (1853-1890), голландский живописец. В 1869-1876 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже, в 1876 работал учителем в Англии. Ван Гог изучал теологию, в 1878–1879 был проповедником в шахтерском районе Боринаж в Бельгии. Защита интересов шахтеров привела ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-е годы ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880–1881) и Антверпене (1885-1886). Ван Гог пользовался советами живописца А.Мауве в Гааге, с увлечением рисовал простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов (“Крестьянка”, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; “Едоки картофеля”, 1885, фонд Винсента ван Гога,Амстердам), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности. В 1886–1888 ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, “синтетические” произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (“Мост через Сену”, 1887, “Папаша Танги”, 1881). В 1888 ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и в то же время страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (“Жатва. Долина Ла-Кро”, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (“Ночное кафе”, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (“Красные виноградники в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (“Спальня ван Гога в Арле”, 1888).

Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (“Дорога с кипарисами и звездами”, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (“Пейзаж в Овере после дождя”, 1890, ГМИИ, Москва).

Картина «Крыши». Вид из мастерской Ван Гога – одна из самых ранних работ художника. Она была написана в период, когда Ван Гог только осваивал основы рисунка и живописи. Уже тогда у него проявилась склонность к пейзажу.

Картина является прекрасно выполненной учебной работой. Художник четко выстроил композицию, сведя горизонтальные линии в одну точку на горизонте. Практически всю левую часть полотна занимает черепичная крыша, уходящая вглубь пространства. Чтобы разбавить горизонтальные ритмы, художник изображает несколько вертикальных крылец такого же насыщенного красного цвета. Благодаря яркому сочетанию работа выглядит оптимистично и радостно, передавая приподнятое настроение.

Еще более яркой и красочной картину делает сочетание красного цвета крыш и сочного зеленого цвета лугов на дальнем плане. Легкими мазками художник изображает беззаботные облака на голубом небе, летящую в нем птицу, дальне строения. Подробно и тщательно выписаны хозяйственные постройки во дворе дома, легкий дымок из труб, черепичная фактура крыши. Несмотря на сложные перспективные построения, работа выполнена с мастерской легкостью, которая выражена и в четкости рисунка, и в прекрасно подобранном колористическом решении.

Картина художника Винсента Ван Гога «Две женщины в лесу» 1882 г.

«Вид на море в Схевенингене»1882 г. Одной из первых живописных работ, выполненных с натуры, стал этот пейзаж. На нем Ван Гог изобразил море в Схевенингене во время бури. Ван Гогу пришлось писать его в сложных условиях, когда порывы ветра поднимали с земли уйму песка и буквально сбивали художника с ног. Поэтому пришлось писать быстро, сразу схватывая взглядом все, что нужно изобразить. Быстро набросав общий вид, Ван Гог постарался закончить работу в первом попавшемся убежище. От бури в красочном слое картины остались песчинки, которые позже пришлось оттуда удалять.

Учитывая такие непростые условия создания, эту картину можно назвать довольно мастерской работой. Ван Гог постарался как можно точнее передать состояние природы, изобразив тяжелые серые тучи, низко нависшие над водой. Из-за туч пытается пробиться

 
 

солнце, оставляя на волнах сверкающие блики. Такое сложное освещение превращает фигуры людей и лодки в темные силуэтные пятна. Катина выглядит почти монохромной, лишь золотистый берег на переднем плане выбивается из общей серо-зеленой гаммы.
 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: