В – 21 Авторские школы

Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Такие школы являются феноменом инновационной образовательной практики в России в конце XX в. Термин «авторская школа» употребляется с конца 1980-х гг.

Их появление и развитие связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ. 1992).

Отличительная черта авторской школы – создание ее на основе заранее разработанного оригинального (отсюда – авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики.

Авторские школы известны, как правило, по двум типам названий:

1) по именам их создателей – «школа В. А. Караков-ского», «школа Е. А. Ямбурга»;

2) по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганов, «школа развивающего обучения» (В. В. Давыдов), «школа самоопределения» (А. Н. Тубельский) и др.

Рассмотрим, например, школу А. С. Макаренко. Он создал два образцовых педагогических учреждения – колонию имени А. М. Горького и коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. В колонию и коммуну поступали тысячи правонарушителей и беспризорных, жизнь которых необходимо было организовать. Поэтому и путь А. С. Макаренко как педагога-мыслителя неотделим от пути педагога-практика.

Главным же вкладом А. С. Макаренко в педагогическую науку стала разработанная им теория воспитательного коллектива. Воспитательным коллективом он называл педагогически целесообразно организованный коллектив детей. В конечном итоге педагог добился того, что детско-юношеский коллектив жил и действовал самостоятельно, опираясь на «негласные» законы своего сообщества. Такой коллектив был организован из отрядов, формировавшихся согласно интересам ребят и их командиров. Благодаря тому, что командиры менялись каждые 2–3 недели, каждому воспитаннику довелось не раз побывать на этом месте и научиться справляться с соответствующими обязанностями.

Роль учителя (руководителя) – это роль организатора, задача которого правильно организовать детскую жизнь, детский коллектив и правильно руководить его жизнью.

ГБОУ ДОД АО "Детская школа народных ремесел" Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Архангельской области, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных и образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Школа является областным учебно-воспитательным и методическим центром по работе с учащимися города и области. Принцип осуществления преемственности традиционной народной культуры в творческих мастерских по изучению, сохранению и развитию народных ремесел лег в основу концепции создания детской школы народных ремесел.

Цель работы коллектива школы - сохранение и развитие ремесел Архангельской области на основе исторически сложившихся художественно-стилевых особенностей и традиционных технологий местного народного искусства с учетом современных эстетических требований. Вырастить поколение новых мастеров способных продолжить традиции народных ремесел для использования знаний и навыков в современной действительности.

Образовательная деятельность школы осуществляется в 11 творческих мастерских: художественная резьба по дереву, художественная обработка бересты, резьба по кости, северная вышивка, лоскутное шитье, северное ткачество, орнаментальное вязание, роспись по дереву, керамика, художественная обработка корня, "посвящение в ремесло". Образовательный процесс в Школе осуществляется по программам, утвержденными директором ДШНР и изданными Министерством образования РФ в издательстве Родник Всероссийского центра художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования.

Программы рассчитаны на обучение детей:

В творческих мастерских с 9-11-летнего возраста в течение 3 - 5 лет.

Основы декоративно-прикладного искусства для младших школьников с 7-10 лет.

Подготовительное отделение и "Посвящение в ремесло" с 5-8 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: