В -24 Методы формирования поведения

Методами воспитания в педагогике называют способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения. Немалые трудности в типологии и классификации методов воспитания создают их многообразие и вариативный характер. Поэтому ученые-педагоги практически условно делят методы воспитания на следующие группы:

1) методы формирования сознания личности;

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3) методы стимулирования поведения и деятельности;

4) методы контроля;

5) методы самооценки в воспитании.

Методы формирования поведения. К данной группе методов относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учеников с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи. Формами, которые учитель использует в данной группе методов, могут быть следующие: разъяснение; внушение; рассказ; беседа; внеклассное чтение; убеждение.

Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникновению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою очередь побуждают к определенным поступкам. Значит, необходимо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не задеть педагогическим давлением инициативы и самобытных особенностей школьников, формировать их поведение.

Основой процесса формирования личностного поведения будем считать, прежде всего, опыт, который приобретается в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взрослыми и сверстниками. Следует понимать, что воспитание не должно начинаться и заканчиваться только личным опытом самого учащегося.

Важнейшим фактором является также то, как воспринимает, осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт. Главным оказывается вся совокупность скрытой работы человеческого сознания. Однако только личный опыт отдельного ученика не может составить полную картину воспитания.

Важно подключить к личному опыту индивидуального характера нравственный и социальный опыт всего человечества. Все приведенное выше показывает структуру метода формирования поведения, которую можно реализовать только с помощью словесного воздействия, которое в свою очередь организует преподаватель. Само понятие воспитания можно трактовать по-разному. Воспитание есть нечто иное, как упражнение учащихся в правильных поступках и действиях.

Под упражнением в широком смысле этого слова понимают организацию жизни, разумной, с определенной целью, разносторонней деятельности учащихся. Кроме того, сюда же относится и приучение школьников к выполнению стандартных норм и правил поведения человеческого общества.

Основной задачей воспитания и конкретно данного метода является формирование характера. Характер – совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: