В – 41 В.А. Сухомлинский – мастер педагогического труда

Выдающийся украинский ученый и учитель В. А. Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в с. Васильевке Онуфриевского района Кировоградщине (Херсонская губерния) в крестьянской семье.

Учитель - мастер широкого профиля В. А. Сухомлинский был высококультурной человеком, владел 8 иностранными языками. Его научно - педагогическое наследие содержит более 40 книг, около 500 статей, 120 сказок для детей. (См.: Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. - М., 1976 -1977, "Сердце отдаю детям", "Сто советов учителю", "Как воспитать настоящего человека", "Рождение гражданина", "Павлышская школа "," Разговор с молодым директором школы "," Родина в сердце "," Родительская педагогика "и другие).

. Новаторские идеи педагога Сухомлинского:

- любовь к детям, вера в творческие силы ребенка. ("Каждый ребенок должен быть счастливым")

- воспитание через разум, сердце, руки ребенка. "Школа радости" (1951-1952 РP.)

- мудрость педагогической и родительской любви, власти коллектива

- всестороннее развитие личности каждого ребенка

- теория воспитания настоящего человека

- система обучения грамоте через образно чувственное восприятие детьми 6 лет эксплуатации: эмоции - чувства - восприятие - воображение - образы окружающего мира - образно -эмоциональное мышление - логическое мышление - запоминание - применение разнообразной деятельности (рисование, чтение, размышление, наблюдение, творчество, труд)

- система подготовки к семейной жизни

- традиции, праздники, культы в воспитании

- система требований и советов педагогам ("Сто советов учителю",...) [Т. 2. 418-654].

В работах "Духовный мир школьника", "Рождение гражданина", "Как воспитать настоящего человека" Сухомлинский создал идеал настоящего человека, которому присущи такие черты характера: преданность родной земле, родному народу, долг перед ним, любовь к родному языку, уважение к старшим, любовь к матери и отца, бережное отношение к природе, доброта, трудолюбие.. В этих произведениях раскрываются конкретные принципы, истины, поучения, наставления, рекомендации. Подаются они в виде правил, законов как 14 законов дружбы, правил "Десять нельзя", "Девять негодных вещей", которые составляют азбуку нравственной культуры. В работах раскрывается содержание и методика работы по воспитанию у детей любви к Родине и гражданства, отношение к людям и долга перед ними, отношение к родителям, родным, близким, понимание жизни, добра и зла в нем, воспитание высоких моральных качеств и норм поведения. На основании многолетней практической работы в школе автор впервые в отечественной педагогике глубоко раскрывает суть таких понятий как человечность, патриотизм, ответственность, достоинство, терпимость, тактичность. На конкретных примерах подается методика утверждения в юных душах чувство совести, стыда, справедливости, щедрости, милосердия. Идеал настоящего человека определяется Сухомлинским на основе общечеловеческих ценностей и народной педагогики, объединяет лучшие черты менталитета украинского народа.

Василий Александрович Сухомлинский учил педагогов создавать организованную систему воздействий на воспитанников, которая способствует всестороннему развитию ребенка, построенная на принципах гуманизма. Он подчеркивал, что "педагогический эффект каждого воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия" [58,243]. Методика гуманистического воспитания у Василия Сухомлинского представляет собой систему органично соединенных различных способов, методов, приемов воздействия на воспитанников, реализовались средствами искусного общения учителя с учениками. В Павлышской средней школе, которую еще при жизни педагога (1948-1970 гг) называли школой-лабораторией педагогической мысли и практики воспитания, постепенно создавалась и отшлифовывалась стройная методика гуманистического воспитания, содержит следующие главные методы:

Воспитание словом: разъяснение учителем нравственных понятий, ценностей, норм, правил гуманного поведения; этические беседы; словесное выявление доверия и недоверия; внушения; убеждение, размышления, создание сказочных образов гуманного поведения и взаимоотношений и т.п..

Воспитание примером: отношение к людям, окружающему миру, природе, Украина, человечества.

? Система методов организации деятельности и формирования опыта гуманного поведения детей: вправление (добрые дела), организация специальных педагогических ситуаций; поручения; побуждение к творчески полезной деятельности, создание ситуации успеха и т.д..

? Стимулирование и оценки поступков, поведения, деятельности: похвала, поощрение, принуждение, осуждение, недоверие, надзор, запрет, ограничение, моральная поддержка и другие.

? Самовоспитание, саморазвитие учащихся как вершина, цель воспитания.

Одну из мудрых педагогических статей Сухомлинский назвал "Не бойтесь быть ласковыми". В ней он с болью отмечал, что очень часто в семье и школе звучит невольное, безразлично, время - грубое слово, ранит душу ребенка, делает его равнодушным к любому проявлению человечности. Повышенный тон голоса в общении с детьми создает нервное напряжение, истощает нервы. Дети могут привыкнуть к этому. Тогда у ребенка притупляются чувства, исчезает сердечная чувствительность, а сам педагог навсегда теряет те важнейшие нюансы, тона, полутона эмоциональной чувственности, которые и делают человека Человеком.

Сухомлинский был разработан гуманистические принципы педагогики:

1.Пизнання многогранности ребенка.

2.Виры в ее неповторимость и талантливость.

3.Визнання природного оптимизма ребенка.

4.Обережного обращения к ее души и разума.

5.Защита богатства человеческой природы в детской душе.

6.Виховання у учащихся самоуважения.

7.Утвердження красоты в природе и в человеке.

Для современного педагога имеют большую ценность методические советы великого педагога относительно путей воспитания гуманистической культуры детей, подростков, направлений практической эстетической работы с учащимися, формирование духовного мира человека. Идеалом учителя современной школы должен быть тот образец воспитателя, каким был сам В. Сухомлинский и которого он видел в своих мечтах. Главными чертами такого воспитателя - гуманиста являются:

1.Мудри любовь и власть педагога над разумом и душой ребенка.

2.Багатство мысли, высокая общая культура.

3.Спильни с ребенком взгляды на жизнь, человека как высшую ценность.

4.Здатнисть исцеления душевных ран ребенка.

5.Нижне, ласковое отношение к ребенку.

"Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, то, что никогда не прекращается, проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду "[10,243].

6. Первый совет из "Сто советов учителю" Сухомлинского касается понимания проблемы "Что такое призвание к труду учителя? Как оно формируется?"

Учитель - мастер широкого профиля В. А. Сухомлинский был высококультурным человеком, владел 8 иностранных языках. Его научно - педагогическое наследие содержит более 40 книг, около 500 статей, 120 сказок для детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: