В заключение обо всем понемногу

Эта заключительная часть книги уже по традиции заре­зервирована нами для тех вопросов, которые по каким-либо причинам не вошли в ее основные главы, но без ко­торых книга все же будет неполной.

Прежде немного побеседуем о ваших новых возможно­стях. Не ждите, что они откроются моментально, как толь­ко вы дочитаете «Искусство доминировать» до конца. Во-первых, вам понадобится определенное время для практи­ческого усвоения прочитанного материала. Во-вторых, чтобы психотехника реально «заработала», она сначала должна выйти на рефлекторный уровень, так сказать, вжиться в вашу плоть и кровь, а затем для большинства из нас еще потребуется определенный инкубационный пери­од, во время которого ваше подсознание как бы осваивает­ся со своего новой функцией. В одних случаях этот период бывает коротким, в других же он может растянуться на го­ды. Причем наш опыт показывает, что люди молодые и энергичные, как правило, быстрее осваивают приемы пси­хического воздействия. Но это отнюдь не означает, что данные методы недоступны для людей пожилых. У зрелого человека тоже есть определенные преимущества - напри­мер, в сфере самоконтроля. Препятствие к овладению вы­соким искусством — это не биологический возраст как тако-:юй, но духовная дряхлость, усталость от жизни, утрата целей и устремлений в ней.

Тем из вас, кто изучал восточные воинские искусства, возможно, знакома такая ситуация. В течение длительного периода вы упорно отрабатываете какой-нибудь элемент тао, или ката, но почему-то эта комбинация движений ни за что не «встает» у вас на должный уровень. Наконец, - то ли по совету учителя, то ли просто с досады - вы бросаете это безнадежное дело и переходите к каким-то другим за­нятиям. Проходит время, быть может, целый год, в течение которого вы ни разу даже не подумали о своем не удавшем­ся тао. Но однажды вы почему-то все же о нем вспоминаете и просто ради любопытства пробуете его выполнить. Без малейшей, впрочем, надежды на успех... И тут происходит чудо: тао не только у вас получается, как никогда прежде, но вы и чувствуете его совершенно по-новому, и ощущаете телом, как именно и, главное, для чего его следует выпол­нять.

Аналогичная картина наблюдается и при овладении ме­тодами психического воздействия. К примеру, одному из авторов этой книги впервые удалось успешно применил, психотехнологию «Наведение состояния на толпу» (о ней мы рассказывали в «Психодинамике колдовства») лишь спустя примерно год после того, как он с данным приемом познакомился и теоретически его усвоил. Это произошло совершенно случайно в вагоне пригородного поезда. До той минуты данный метод воздействия на групповое соз­нание вообще у него не «запускался», а туг вдруг «включил­ся» спонтанно, легко и, как говорится, на полную катушку.

Вообще, реально «работающая» психотехника обычно выполняется нами с легкостью; все получается у нас как бы само собою, играючи. Обратите внимание на это обстоя­тельство и во время занятий обязательно контролируйте степень затрачиваемых вами усилий. Если попытки выпол­нить психотехнику сопряжены для вас с большим внутрен­ним напряжением, значит, что-то у вас пошло не туда, че­го-то вы не учли или недопоняли.

Итак, по мере того, как вы «раскачиваете» свою психик)' при помощи всевозможных тренингов, теоретически изу­ченные ранее психотехники постепенно становятся ваши­ми естественными возможностями. Вам и самим уже не по­нять, почему же вы не делали этого раньше. Но учтите: стоит вам однажды успокоиться на достигнутом (или вы просто захотите передохнуть), и очень скоро вы потеряете

все, чего добивались голами. Таково следствие закона из­менчивости мироздания: человеку не дано задержаться на каком-то этапе своего развития. Он либо карабкается вверх, либо стремительно катится вниз.

На начальном этапе экспериментов с людьми у вас мо­гут возникать трудности при подстройке к ним. Ничего страшного в этом нет - просто вы еще недостаточно про­чувствовали психический механизм реализации в себе пус­тоты. В конце концов способность психической полной подстройки придет к вам и сама собою (если, конечно, вы будете продолжать свои занятия). А до той поры можете применять метод частичной подстройки, широко исполь­зуемый в неЙролингвистическом программировании (НЛП). Основан он, как, впрочем, и многие современные психотехнологии, на человеческой способности к взаим­ному индуцированию. Представьте, что вы едете в метро, и ваша симпатичная соседка справа, на которую вы время от времени коситесь, вдруг потихоньку зевнет в розовую ла­дошку. И вас тоже моментально потянет зевнуть. А глядя на вас, разинет пасть сосед слева, и по вагону волной про­катится зевота. Вот это и есть непроизвольное взаимное индуцирование. Людям свойственно навязывать Друг Другу собственные психические состояния, реакции и даже моде­ли поведения.

Наш метод полной подстройки в состоянии пустоты основывается на ощущении суггестором психического фо­на того или иного биологического объекта и заключается в пассивном вхождении в резонанс с этим «нащупанным» фоном.

Специалисты НЛП к той же проблеме подходят с про­тивоположного конца. Они исходят из того, что психиче­ское состояние человека отражается, во-первых, в его дви­гательных реакциях (позе, жестах, мимике) и, во-вторых, в его голосе и речи. При этом достаточно жестко «работает» и обратная связь. Следовательно, чтобы выполнить час­тичную подстройку к тому или иному биологическому объекту (при непосредственном контакте с таковым) вам следует попытаться скопировать как бы в зеркальном отра­жении его позу, основные особенности его жестов и мими­ки. Затем вы должны точно так же воспроизвести ритм и темп его речи, а также «подравняться» к его голосу по силе и особенностям модуляций - вообще, попытаться скопи­ровать его манеру говорить (быть может, даже воспользо­ваться его излюбленными словами и фразами). В результа­те этих простых, манипуляций вы вскоре почувствуете, что ваша психика как бы выливается в готовую форму психо­физического состояния выбранного вами биологического объекта. Можно и далее держать себя с ним «в унисон», попутно проводя, скажем, вербальное внушение. А можно попытаться «повести» объект за собою, то есть с какой-либо целью изменить его состояние, сохраняя с ним кон­такт и осторожно меняя собственные модели - двигатель­ную и речевую. В данном случае, «работает» все то же че­ловеческое свойство взаимоиндукции.

Не бойтесь, что ваше подражание собеседнику будет им обнаружено. Как правило, наше сходство с кем-либо отнюдь не бросается в глаза. Зато резкое отличие в манере себя держать заметить нетрудно, поскольку оно вызывает у нас подспудное раздражение. Кроме того, вам совсем не обязательно копировать своего партнера во всех деталях. Как правило, бывает достаточно принять приблизительно ту же позу, да к ней добавить еще два-три штриха — быть может, какой-то характерный жест, ритм речи, излюблен­ную фразу.

Помимо всего прочего метод неполной подстройки по­могает нам развить способности восприятия; начав с него, легче затем перейти к полной подстройке в состоянии пус­тоты.

Наверное, многим из вас не дает покоя некое особое со­стояние сознания, воспетое в подавляющем большинстве трудов, связанных с восточными (а в последнее время — и с западными) вероучениями, духовными школами и даже боевыми искусствами. Это - медитация, дхьяна, или - в тра­диции толт&ков - состояние повышенного осознания. Ему приписываются многие замечательные свойства, да - вот беда! - его невозможно «пощупать», тем более, примерять на себя и толком выяснить, что же это такое.

Теперь припомните, когда мы описывали «работу» с первостихиями, то пообещали массу преимуществ тому, кто ов­ладеет этими четырьмя ключевыми психическими пози­циями. Не беремся выбрать из этих преимуществ главное. Во всяком случае, то, о котором мы намерены сейчас рас­сказать, представляется нам весьма привлекательным. Речь идет о методе сознательного погружения в некое изменен­ное состояние сознания, аналогичное во многих отноше­ниях состоянию дхьяна.

Для начала вспомним одно из важнейших наставлений дона Хуана, касающееся четырех настроений сталкита, ко­торые суть безжалостность, хитрость, мягкость и терпение. Объединенные в некую особую психическую позицию, они и образуют саму основу этого искусства. Рискнем до­бавить от себя, что безжалостности соответствует стихия огонь, хитрости — вода, мягкости — воздух и терпению — разуме­ется, земля..

Теперь попытаемся слить воедино эти четыре ключевые психические позиции, или четыре настроения сталкинш^ с которыми до сих пор вы «работали» лишь порознь. Начни­те с вашей родной стихии — допустим, это огонь; пусть он реализуется в вашей левой руке, левом плече и левой же половине груди. Затем перейдите к воздуху и наполните им нашу левую ногу и левую нижнюю половину тела. В пра­вой руке и верхней половине тела ощутите воду, а ваша правая нога пусть врастет в землю, нальется тяжестью и за-гьердсет. Некоторое время ярко и четко ощущайте в себе все четыре стихии одновременно, а потом как бы переме­шайте их в своем сознании. Хорошенько прочувствуйте:пу новую психическую позицию, возникшую в результате синтеза в вашей психике основных первостихий. Запомните свое новое состояние.

Настало время немного поразмыслить о ритуале, точ­нее, о функциональном назначении тех зачастую маловразумительных, на первых взгляд, действий, которым в раз­личных мистических сообществах и школах отводится важная роль, и которые рационалистам, по их заверениям, кажутся по меньшей мере бессмысленными. Хотя отнюдь не всем рационалистам.

Возьмем к примеру буддистов — экстремально рациона­листичных, на наш взгляд, и весьма ревностных последова­телей своего вероучения без бога; главная цель, которую они декларируют, есть достижение «чарующей твердыни Просветления»., то есть, по буддийским представлениям, наиболее комфортного состояния как в границах всеобщей системы бытия, так и за ее пределами, а также, быть может, помощь в аналогичном свершении окружающим — причем не только собратьям по вере, но и вообще всем живым су­ществам. Так вот, жизнь этих религиозных прагматиков (особенно северной, Тибегской разновидности) целиком подчинена весьма сложному, изощренному и затейливому ритуалу, тесно связанному с особой системой посвящений. Буддийский монах, послушник или даже просто ревност­ный мирянин получает от своего наставника посвящение буквально на любое действие - от ежедневных омовений п приемов пищи до таких, казалось бы, не особенно бого угодных деяний, как торговля или даже ростовщичество. В общем, сказать, что жизнь буддиста подчинена ритуалу, значит, выразиться еще недостаточно сильно, ибо по сути вся его жизнь и есть непрерывный ритуал. Спрашивается; зачем все это нужно прагматику, принципиально отвер­гающему любые проблемы (в том числе и о Боге), на кото­рые не может быть получен конкретный и однозначный ответ?

Припомните, когда в первой главе мы разбирали тех­нику не-делание в связи с эмоциями и их обузданием, то говорили о неких простых и, увы, неприметных для нас же самих действиях, которые играют предательскую роль «пусковых устройств» наших нежелательных эмоцио­нальных реакций. Так вот, у буддистов тот же механизм поставлен «работать», во благо. Отдельные элементы

их ритуала в сочетании со специальными мантрами (мис­тическими звуковыми сигналами, сообщаемыми подвиж­нику при посвящении) как раз и являются аналогичными «пусковыми устройствами»; только «запускают» они у по­слушника отнюдь не эмоциональные реакции, но, по мне­нию его наставника, наиболее целесообразные в каждом конкретном случае состояния сознания. Между прочим, это - самый надежный способ изо всех, что имеются в нашем распоряжении, вывести любую психотехнику, связанную с тем или иным специфическим психо-эмоциональным со­стоянием, на рефлекторный уровень.

А значит, для вас будет весьма желательно «привязать» каждое из измененных состояний сознания, что вами дос­тигнуты и прочувствованы, к какому-то простому ритуаль­ному действию: слову, образу, движению, позе, жесту. Лишь в этом случае даже сложные психические позиции (допустим, состояние четырех первостихий, которое мы не­давно рассмотрели) будут для вас доступны всегда. Для «наработки» такого механизма можно использовать само­кодирование (в данном случае подходит его аналоговая разновидность), и вы уже знаете, как оно выполняется.

Рассказывая в предыдущих главах о личностных типах, мы уже рассматривали преимущества и недостатки каждого из них применительно к тем или иным жизненным ситуа­циям и ролям. Разумеется, индивидуальные особенности человека существенно влияют и на его психические воз­можности. Б этом контексте наше выражение (или даже термин) «раскачать психику» будет эквивалентно фразе «расширить диапазон своих психических возможностей», что достигается при помощи специальной психо-волевой тренировки, различным методам которой мы уделили в этой книге достаточно внимания. В процессе таковой наши личностные особенности и предпочтения существенно сглаживаются, но окончательно не стираются никогда. Од­ним из нас легко дается разгонка психической активности, другим ее торможение, для кого-то психическая позиция вода значительно доступнее земли, а для другого наоборот.

Как правило, людям с невысоким уровнем психической активности проще считывать информацию; им легче дает­ся тестирование биологических объектов и манипулирова­ние ими при помощи «мягких» суггестивных приемов вер­бального типа. Что же касается психически «взведенных» экстравертов с монолитной психикой (и вообще людей с параноидным радикалом), то для них обычно доступнее «силовые» невербальные психотехники, а «считывание» информации с помощью подстройки сопряжено для них с серьезными трудностями. В соответствии с уже известным вам принципом максимальной простоты избираемого для воздействия метода, всегда используйте именно те приемы, которые легче всего у вас выходят. Обширный арсенал средств психического манипулирования, предложенный в этой книге (а также и в «Психодинамике колдовства»), пре­доставляет вам возможность такого выбора практически в любой ситуации.

При освоении различных психических приемов, техник, и технологий, не пытайтесь овладеть всеми этими метода­ми (или даже несколькими из них) одновременно. Отраба­тывайте приемы психического воздействия поочередно, отводя на усвоение каждого не менее двух недель ежеднев­ных тренировок (и даже на отработку тех, что сравнитель­но легко вам даются); чередуйте занятия психотехниками с выполнением психо-волевых тренингов, вооружающих вас психической силой. Учтите, овладение даже некоторыми из методов, о которых вы прочитали в нашей книге, дает вам серьезные преимущества перед прочими человеками мыслящими в этой жизни и позволяет вам незаметно за­владеть в ней инициативой.

И, что, разумеется, не менее важно, во многих случаях одного лишь теоретического знания какого-либо принци­па психического манипулирования оказывается вполне достаточно, чтобы защититься от соответствующих пося­гательств на вашу психику. (Это, конечно же, не касается силовых невербальных методов воздействия, о которых мы рассказали в последней главе и указали вам способы, по-шоляющие им противостоять.)

В этом контексте еще раз взглянем на принципиальную схему любого вербального воздействия: завладеть внима­нием биологического объекта, подстроиться к нему (или шести его в состояние ступора), провести внушение. Итак, для вербального манипулирования кем-либо нам в любом случае необходимо завладеть вниманием объекта воздейст­вия. Следовательно, наиболее простой и эффективной за­щитой от него будет сознательное отвлечение своего вни­мания при чьей-то попытке им завладеть. Правда, совсем обделить вниманием своих ближних будет для нас затруд­нительно. А потому для защиты от вербального манипули­рования собою нам так или иначе придется «уходить» от подстройки или препятствовать таковой уже описанными методами.

При «работе» с неблагоприятно настроенной 1руппой всегда стремитесь ее разделить, чтобы затем манипулиро­вать ее членами порознь. «Разделяй и властвуй» - кажется, именно так этот принцип сформулирован историками.

Мы уже излагали в «Паралогии» основную методику воздействия на толпу (только не путайте толпу с группой), то есть способ «наведения» определенных психических со­стояний на скопление незнакомых (точнее, не обязательно знакомых между собою) людей, внимание которых «привя­зано» к некоему явлению или идее (допустим, к выступле­нию оратора или поп ансамбля, к футбольному матчу и т.п.). Такая людская масса в значительной степени связана взаимоиндукцией составляющих ее биологических объек­тов и потому может рассматриваться как нечто однород­ное. Теперь же мы еще раз кратко рассмотрим диагностику состояния толпы, что представляется нам весьма важным в контексте этой книги.

Итак, вы фиксируете внимание на толпе — не на какой-то отдельной приглянувшейся вам персоне, и не на приме­чательной группе лиц, чем-то притянувшей ваше внима­ние, а именно на всей толпе одновременно, принимая это людское скопление за однородное целое. Затем, реализо­вав в своем сознании пустоту, попытайтесь ощутить общее состояние толлы. Для кого-то проще всего будет «увидеть» его как свет или сияние специфической окраски. Другим покажется легче его «услышать». Третьи смогут ощутить это состояние как вибрацию или же пульсацию, обладаю­щую какой-то частотой, ритмом и интенсивностью. Как бы то ни было, но это и есть общий настрой толпы, который вы воспринимаете в состоянии пустоты в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Теперь вы имеете возможность по-разному распоря­диться своим открытием. Во-первых, чувствуя состояние толпы, легче прогнозировать ее поведение. Во-вторых, ма­нипулируя собственным состоянием, которое опять-таки может восприниматься вами как окрашенный свет, звук или пульсация, вы легко избегнете индуцироваяия, или вовле чения вашей психики в общее состояние. Наконец, вы мо­жете попытаться повлиять на толпу. Надеемся, вы уже и са­ми знаете, как за это взяться.

Итак, наша книга подошла к концу. Мы рассмотрели в ней под разными углами древнее искусство доминировать и, в общем-то, рассказали о нем даже немного больше, чем собирались вначале. Правда, при описании некоторых ме­тодов психического воздействия мы сознательно поступи­лись кое-какими подробностями. Теперь мы можем при­знаться: это - одна из стратегических составляющих книги «Искусство доминировать». Само же наше манипулирова­ние сознанием читателя в данном случае свелось к тому, что, вынуждая его время от времени самостоятельно разга­дывать небольшие психологические «ребусы», мы тем са­мым побуждали его к исследованию собственного психи­ческого пространства, путеводителем по которому, воз­можно, явится одна из следующих наших книг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: