Оперение

Оперение самолетов разделяется на ГО и ВО.

Горизонтальное оперение, состоящее на дозвуковых самолетов нормальной схемы из стабилизатора и рулей высоты, предназначено для обеспечения продольной устойчивости и управляемости самолета. Вертикальное оперение, состоящее из киля и руля направления, служит для обеспечения путевой устойчивости и управляемости.

Для поперечной управляемости самолета предназначены элероны. На сверхзвуковых самолетах ГО, а иногда и ВО делают цельноповоротным.

Размещают оперение таким образом, чтобы на него не оказывали вредного воздействия крыло, двигатели и другие части самолета.

Оперение самолета в полете нагружается внешними распределенными силами: веса и аэродинамической. Под действием внешних нагрузок в конструкции оперения возникают поперечная сила, изгибающий и кру­тящий моменты. Конструктивно-силовые схемы оперения такие же, как у крыла. Аналогичны также характер нагружения и работа отдельных силовых элементов.

2.3. Особенности технического обслуживания планера самолета

После грубой посадки или попадания ЛА в сильную турбулентную атмосферу, а также после большой маневренной перегрузки, превышающей эксплуатационную, необходимо осмотреть узлы крепления, обшивку и заклепочные швы фюзеляжа, крыла, мотогондол, стабилизатора, киля, рулей и закрылков, стыковые соединения отъемной части крыла с центропланом и выборочно проверить затяжку болтов; осмотреть шасси и узлы его крепления, элементы конструкции центроплана и фю­зеляжа в зоне расположения узлов подвески шасси, закрылков и зам­ков выпущенного положения шасси, а также силовые установки и особенно их узлы крепления. Для некоторых ЛА предусматривается и осмотр лонжеронов (через смотровые люки), силовых элементов и нивелировка.

Вопросы для самопроверки

1. Какие внешние силы действуют на крыло самолета в полете?

2. Какие внутренние нагрузки появляются в конструкции крыла под действием внешних сил в полете?

3. Какие причины вызывают появление в конструкции крыла изгибающего и крутящего моментов?

4. Назовите элементы продольного и поперечного набора крыла.

5. Из каких элементов состоит лонжерон, и какие нагрузки воспри­нимают эти элементы?

6. Какие отличия имеются в нагружении обшивки лонжеронного, кессонного и моноблочного крыла внутренними силами и моментами?

7. Какие элементы конструкции крыла или оперения воспринимает поперечную силу, изгибающий и крутящий моменты?

8. Назовите конструктивно-силовые схемы оперений.

9. Какими условиями определяется месторасположения оперения?

10. Какие особенности технического обслуживания крыла и оперений вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: