УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Супрун А.Е., Калюта А.М. Введение в славянскую филологию. Минск, 1981 (хрестоматия).
2. Фролов Н.К., Белякова С.М., Новикова Л.А. Введение в славянскую филологию. 2-ое изд. Тюмень, 2002.
3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Темы для самостоятельного изучения проблем курса:
Источники славянской филологии. Античные авторы о славянах. Индоевропейские истоки славянства. Ностратическая гипотеза. Проблема изучения происхождения и истории древних славян. Духовная культура древних славян. Сравнительно-исторический метод в языкознании и его роль в реконструкции праславянского и праиндоевропейского языков.
Литература для обязательного конспектирования первоисточников:
Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961.
Гладкий В.Д. Славянский мир I - ХVI веков. М., 2001.
История южных и западных славян. Т. 1-2. М, 1998.
Размышления о России и русских. Далекие предки. I - ХVII вв. М., 1994.
Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию. М., 2004.
Супрун А.Е., Калюта А.М. Введение в славянскую филологию. Минск, 1981 (хрестоматия).
Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. М., 1980.
Языки мира: Славянские языки /РАН. Ин-т языкознания. М., 2005.
Темы рефератов по курсу «Введение в специальную филологию»
1. Малые славянские языки (русинский, кашубский, ляшский и др.).
2. Украинский язык: история и современность.
3. Белорусский язык: история и современность.
4. Современное язычество.
5. Лужицкие сербы и их языки.
6. Судьба сербохорватского языка.
7. Гипотеза О.Н. Трубачева о прародине славян.
8. Гипотеза Г.А. Хабургаева о проблеме прародины славян.
9. Языческий пантеон древних славян.
10. Первые исторические сведения о славянах.
11. Жизнь древних славян по данным археологии.
12. Христианизация восточных славян.
13. Первые государства на территории современной Чехии: Само, Великая Моравия, Чехия (Богемия).
14. Отражение в славянском фольклоре языческих представлений.
15. Влияние Византии на культуру и язык славян.
16. Языческие обряды у современных славянских народов.
17. Балто-славянская проблема.
18. Этимология названий Русь и Россия.
19. Жизнь и деятельность Константина и Мефодия.
20. Индоевропейский праязык и индоевропейцы.
21. Санскрит – древнейший индоевропейский язык.
22. Славянская демонология.
23. Праславянский язык как ветвь индоевропейского.
24. Гипотезы о существовании письменности у славян до Константина и Мефодия.
25. Две славянские азбуки.
26. Славянские народы и их языки в современном мире.
27. Образование восточнославянских языков.
28. Сравнительно-исторический метод и реконструкция праславянского языка.
29. Киевская Русь и Болгария (политические, военные и культурные контакты).
30. Особенности славянской кириллической палеографии.
31. Старославянский язык: его основа, характер и функции.
32. История кириллицы от времени создания до наших дней.
33. Чешский язык и его носители.
34. Польский язык и его носители.
35. Словацкий язык и его носители.
36. Македонцы и македонский язык.
37. Словенцы и словенский язык.
38. Болгарский язык: история и современность.
Самостоятельная работа к занятиям:
К теме «Источники славянской филологии»:
1. Славяноведение как наука.
2. Лингвистические и нелингвистические источники.
3. Сведения о славянах в трудах античных авторов.
4. Археология как источник славянской филологии.
5. Языковые данные и их интерпретация.
К теме «Индоевропейские истоки славянства»:
1. Индоевропейский язык-основа.
2. Сведения об индоевропейцах по данным языка и археологии.
3. Расселение индоевропейских племен.
4. Ностратическая гипотеза.
5. Индоевропейская культурная традиция.
К теме «Проблема изучения происхождения и истории древних славян. Духовная культура древних славян»:
1. Проблема прародины славян.
2. Пути расселения славянских племен.
3. Материальная и духовная культура древних славян.
4. Первые исторические сведения о славянах.
5. Общеславянская культурная традиция.
К теме «Сравнительно-исторический метод в языкознании и его роль в реконструкции праславянского и праиндоевропейского языков»:
1. Сущность сравнительно-исторического метода в языкознании.
2. Формирование и применение сравнительно-исторического метода.
3. Реконструкция праславянского и праиндоевропейского языков.
Примеры тестовых заданий:
- Славянские языки по морфологической классификации являются:
а) агглютинативными,
б) флективными,
в) корневыми,
г) изолирующими.
2. Старославянский язык относится к подгруппе:
а) западнославянской,
б) восточнославянской.
в) южнославянской.
3. В качестве официальной религии исповедуют православие:
а) украинцы,
б) белорусы,
в) поляки,
г) сербы,
д) хорваты.
4. Знаки, которые использовали славяне до введения азбуки, назывались:
а) буквами,
б) чертами и резами,
в) крюками,
д) знаменами.
Пример задания для написания эссе:
Как вы понимаете смысл стихотворения лингвиста В.М. Иллича-Свитыча? На каком языке оно было написано?
Язык – это брод через реку времени,
Он ведет к жилищу ушедших.
Но его одолеет лишь тот,
Кто не боится глубокой воды.