Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1. Супрун А.Е., Калюта А.М. Введение в славянскую филологию. Минск, 1981 (хрестоматия).

2. Фролов Н.К., Белякова С.М., Новикова Л.А. Введение в славянскую филологию. 2-ое изд. Тюмень, 2002.

3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Темы для самостоятельного изучения проблем курса:

Источники славянской филологии. Античные авторы о славянах. Индоевропейские истоки славянства. Ностратическая гипотеза. Проблема изучения происхождения и истории древних славян. Духовная культура древних славян. Сравнительно-исторический метод в языкознании и его роль в реконструкции праславянского и праиндоевропейского языков.

Литература для обязательного конспектирования первоисточников:

Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961.

Гладкий В.Д. Славянский мир I - ХVI веков. М., 2001.

История южных и западных славян. Т. 1-2. М, 1998.

Размышления о России и русских. Далекие предки. I - ХVII вв. М., 1994.

Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию. М., 2004.

Супрун А.Е., Калюта А.М. Введение в славянскую филологию. Минск, 1981 (хрестоматия).

Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. М., 1980.

Языки мира: Славянские языки /РАН. Ин-т языкознания. М., 2005.

Темы рефератов по курсу «Введение в специальную филологию»

1. Малые славянские языки (русинский, кашубский, ляшский и др.).

2. Украинский язык: история и современность.

3. Белорусский язык: история и современность.

4. Современное язычество.

5. Лужицкие сербы и их языки.

6. Судьба сербохорватского языка.

7. Гипотеза О.Н. Трубачева о прародине славян.

8. Гипотеза Г.А. Хабургаева о проблеме прародины славян.

9. Языческий пантеон древних славян.

10. Первые исторические сведения о славянах.

11. Жизнь древних славян по данным археологии.

12. Христианизация восточных славян.

13. Первые государства на территории современной Чехии: Само, Великая Моравия, Чехия (Богемия).

14. Отражение в славянском фольклоре языческих представлений.

15. Влияние Византии на культуру и язык славян.

16. Языческие обряды у современных славянских народов.

17. Балто-славянская проблема.

18. Этимология названий Русь и Россия.

19. Жизнь и деятельность Константина и Мефодия.

20. Индоевропейский праязык и индоевропейцы.

21. Санскрит – древнейший индоевропейский язык.

22. Славянская демонология.

23. Праславянский язык как ветвь индоевропейского.

24. Гипотезы о существовании письменности у славян до Константина и Мефодия.

25. Две славянские азбуки.

26. Славянские народы и их языки в современном мире.

27. Образование восточнославянских языков.

28. Сравнительно-исторический метод и реконструкция праславянского языка.

29. Киевская Русь и Болгария (политические, военные и культурные контакты).

30. Особенности славянской кириллической палеографии.

31. Старославянский язык: его основа, характер и функции.

32. История кириллицы от времени создания до наших дней.

33. Чешский язык и его носители.

34. Польский язык и его носители.

35. Словацкий язык и его носители.

36. Македонцы и македонский язык.

37. Словенцы и словенский язык.

38. Болгарский язык: история и современность.

Самостоятельная работа к занятиям:

К теме «Источники славянской филологии»:

1. Славяноведение как наука.

2. Лингвистические и нелингвистические источники.

3. Сведения о славянах в трудах античных авторов.

4. Археология как источник славянской филологии.

5. Языковые данные и их интерпретация.

К теме «Индоевропейские истоки славянства»:

1. Индоевропейский язык-основа.

2. Сведения об индоевропейцах по данным языка и археологии.

3. Расселение индоевропейских племен.

4. Ностратическая гипотеза.

5. Индоевропейская культурная традиция.

К теме «Проблема изучения происхождения и истории древних славян. Духовная культура древних славян»:

1. Проблема прародины славян.

2. Пути расселения славянских племен.

3. Материальная и духовная культура древних славян.

4. Первые исторические сведения о славянах.

5. Общеславянская культурная традиция.

К теме «Сравнительно-исторический метод в языкознании и его роль в реконструкции праславянского и праиндоевропейского языков»:

1. Сущность сравнительно-исторического метода в языкознании.

2. Формирование и применение сравнительно-исторического метода.

3. Реконструкция праславянского и праиндоевропейского языков.

Примеры тестовых заданий:

  1. Славянские языки по морфологической классификации являются:

а) агглютинативными,

б) флективными,

в) корневыми,

г) изолирующими.

2. Старославянский язык относится к подгруппе:

а) западнославянской,

б) восточнославянской.

в) южнославянской.

3. В качестве официальной религии исповедуют православие:

а) украинцы,

б) белорусы,

в) поляки,

г) сербы,

д) хорваты.

4. Знаки, которые использовали славяне до введения азбуки, назывались:

а) буквами,

б) чертами и резами,

в) крюками,

д) знаменами.

Пример задания для написания эссе:

Как вы понимаете смысл стихотворения лингвиста В.М. Иллича-Свитыча? На каком языке оно было написано?

Язык – это брод через реку времени,

Он ведет к жилищу ушедших.

Но его одолеет лишь тот,

Кто не боится глубокой воды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: