Вашишта продолжил:
О Рама, в этой связи я расскажу тебе древнюю легенду.
На континенте Джамбудвипа есть огромная гора Махендра. В лесах на склонах этой горы живут святые и мудрецы. Для своих нужд они принесли на эту гору реку Виома Ганга. На берегу этой реки жил один мудрец Диргатапа. У него было два сына, Пунья и Павана. Пунья достиг полного просветления, а Павана, хоть и преодолел заблуждения, еще не достиг полного просветления и поэтому имел полу-мудрость.
С безжалостным течением времени мудрец Диргатапа (он был свободен от любых привязанностей и желаний) постарел и, как птица улетает из клетки, оставил свое тело и достиг состояния совершенной чистоты. Используя йогические методы, полученные от него, его жена тоже воспоследовала за ним.
Из-за внезапного отбытия в мир иной обоих родителей, Павана погрузился в глубокое безутешное горе. Пунья, однако, выполнил все погребальные церемонии, но не был тронут тяжелой утратой. Он подошел к горюющему Паване.
Пунья сказал: Брат, почему ты погряз самого себя в таком глубоком горе? Слепота непонимания – единственная причина рек слез из твоих глаз. Наш отец ушел отсюда с нашей матерью в состояние свободы, в высочайшее состояние, которое натурально для всех существ и есть истиная природа тех, кто превзошел границы своего маленького «я». По непониманию ты сам привязал себя к понятиям «отец» и «мать» и проливаешь слезы по тем, кто не имеет этого непонимания! Он не был нашим отцом, а она не была нашей матерью, и ты не был их сыном. У тебя было бесконечное число отцов и матерей. У тебя было множество детей. Бесчисленны были твои воплощения! И, если ты желаешь поплакать по поводу смерти родителей, почему же ты не плачешь без перерыва по всем этим людям?
|
|
Уважаемый, то, что ты видишь как мир – только иллюзорный вид мира. На самом деле тут нет ни друзей, ни родственников. Поэтому нет ни смерти, ни разлуки. Все эти прекрасные признаки процветания вокруг – обманки, длящиеся три или пять дней! Своим острым разумом пойми истину: оставь пониятия «я», «ты» и т.д., а также «он помер», «он ушел». Все это только твои понятия, вовсе не истина.
Пунья продолжил:
Эти неверные понятия «отец», «мать», «друг», «родственник» и т.д. пропадают перед лицом истины как пыль сдувается ветром. Родственные отношения не базируются на истине, это только слова! Если о ком-то думают как о друге, он – друг, если о нем подумают как о ком-то другом – он уже «этот другой»! Когда все это видится как одно вездесущее существо, где разница между другом и «другим»?
Брат, подумай – это тело инертно и состоит из крови, плоти, костей и т.д., где во всем этом «я»? Если ты также задумаешься об истине, ты поймешь, что нет ничего что можно было бы назвать «я» или «ты», - то, что называют Пуньей или Паваной есть ничто иное как неверные понятия.
|
|
Однако, если ты все еще думаешь «я есть»,тогда в прошлых инкарнациях у тебя было большое количество родственников. Почему ты не рыдаешь над их смертью? У тебя было множество родственников среди лебедей, когда ты был лебедем, множество древесных родственников, когда ты был деревом, множество родственников-львов, когда ты был львом, множество родственников среди рыб, когда ты был рыбой. Почему ты не плачешь по ним? Ты был и принцем, ты был и ослом, ты был деревом пипул и ты был деревом баньяном. Ты был ученым и ты был мухой, и комаром, и муравьем. Полгода ты был скорпионом, ты был пчелой и теперь ты мой брат. В этих других инкарнациях ты рождался снова и снова бесчетное количество раз.
У меня тоже было множество воплощений. Я вижу их все своим тонким чистым ясновидением, и твои воплощения тоже,. Я был птицей, я был аистом, лягушкой, деревом, верблюдом, королем, тигром – и теперь я твой старший брат. Десять лет я был орлом, пять месяцев – крокодилом и сто лет – львом, а теперь я твой старший брат. Я помню все это и множество других воплощений, через которые я прошел в состоянии непонимания и заблуждения. Во всех этих воплощениях были бесчисленные родственники. О ком я должен плакать? Раздумав об этом, я не плачу ни по кому.
Вдоль этого пути жизни родствнники раскиданы как сухие листья на лесной тропинке. Что могло бы быть подходящей причиной для печали и радости в этом мире, брат? Давай оставим все эти заблужденческие понятия и сохраним внутреннее спокойствие. Оставь понятие окружающего мира, которое возникает в твоем уме как «я». И – оставайся на месте, не падая вниз и не поднимаясь вверх! У тебя нет несчастья, нет рождения, нет отца и нет матери – ты есть что ты есть и ничего более. Мудрецы выбирают средний путь, они видят что есть СЕЙЧАС, они находятся в мире с самими собой, у них сознание свидетеля – они сияют как лампа в темноте, в чьем свете случаются все события, не затрагивающие саму лампу.
Вашишта продолжил:
Получив такие инструкции от своего брата, Павана просветлился. Оба они стали просветленными существами, мудрыми и испытавшими просветление непосредственно. Они жили в лесу, делая что желают и не желая ничего дурного. В свое время они оставили свои тела и достигли окончательного освобождения, как масляная лампа без масла.
Желания и стремления – корень всех страданий, О Рама, и единственный верный путь – оставить все стремления без остатка и не индульгировать в них. Как огонь разгорается все больше, если ему подкидывать дрова, так и мысли размножаются в прогрессии от раздумий: мысли прекращаются только по прекращении думания.
Во всех трех мирах нет ничего ценного, ничего что бы хотелось иметь и что не мог бы иметь ум свободный от желания иметь. Выздоровевшие от лихорадки желаний не подвергают себя падениям и подъемам, характерным для воплощенного существования. Тому, кто свободен от привязанностей и желаний, все три мира так широки, как след теленка и целый цикл творения – как единый момент. Прохлада вершин Гималаев – ничто в сравнении с прохладой ума мудреца свободного от желаний. Свет полной луны не такой яркий и океан не такой наполненный и лицо богини процветания не такое светлое, как ум мудреца, свободного от желаний.