Цели и задачи защиты информации

В современной среде нельзя обеспечить полный физический контроль за каналами связи и повсеместно распространяющимися автоматизированными системами обработки и хранения информации – вторжение возможно из любой точки сети, спектр потенциальных атак на информацию чрезвычайно широк. В этой связи можно рассматривать следующие основные цели защиты информации:

1. предотвращение утечки, хищения, утраты, замены, искажения, подделки информации;

2. предупреждение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

3. предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы;

4. обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

5. защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

6. обеспечение прав субъектов в информационных процессах, а также при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения [26, с. 13; 28, с. 35-37].

Задачи защиты информации можно подразделить на два уровня.

Первый уровень – задачи общеконцептуального плана.

· предупреждение угроз. Предупреждение угроз — это превентивные меры по обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их возникновения;

· выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных мерах по их предупреждению;

· обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий;

· локализация преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных преступных действий;

· ликвидация последствий угроз и преступных действий и восстановление статус-кво.

Второй уровень – прикладные задачи. Они зависят: от видов защищаемой на предприятии информации; степени ее конфиденциальности; состава носителей защищаемой информации [18, с. 5-12; 19, с. 25-27].

Защита информации разбивается на решение двух основных групп задач:

1. Своевременное и полное удовлетворение информационных потребностей, возникающих в процессе управленческой, инженерно-технической, маркетинговой и иной деятельности, то есть обеспечение специалистов организаций, предприятий и фирм секретной или конфиденциальной информацией.

2. Ограждение засекреченной информации от несанкционированного доступа к ней соперника, других субъектов в злонамеренных целях.

При решении первой группы задач — обеспечении специалистов информацией — всегда учитывается, что специалисты могут использовать как открытую, так и засекреченную информацию. Снабжение специалистов открытой информацией ничем не ограничивается, кроме ее фактического наличия. При снабжении же специалиста засекреченной информацией действуют ограничения: наличие соответствующего допуска и разрешения на доступ к конкретной информации. В решении проблемы доступа специалиста к соответствующей засекреченной информации всегда существуют противоречия, с одной стороны, — максимально ограничить его доступ к засекреченной информации и тем самым уменьшить вероятность утечки этой информации, с другой стороны — наиболее полно удовлетворить его потребности в информации, в том числе и засекреченной для обоснованного решения им служебных задач. В обычных, не режимных условиях, специалист имеет возможность использовать в целях решения стоящей перед ним проблемы разнообразную информацию: ретроспективную, узко и широко-тематическую, отраслевую и межотраслевую, фактографическую и концептуальную. При обеспечении его засекреченной информацией возможности доступа к ней ограничиваются двумя факторами: его служебным положением и решаемой специалистом в настоящее время проблемой [19, с. 15-20].

Вторая группа задач — это ограждение защищаемой информации от несанкционированного доступа к ней соперника, включает такие условия, как:

1. Защита информационного суверенитета страны и расширение возможности государства по укреплению своего могущества за счет формирования и управления развитием своего информационного потенциала.

2. Создание условий эффективного использования информационных ресурсов общества, отрасли, предприятия, фирмы, структурного подразделения, индивида.

3. Обеспечение безопасности защищаемой информации: предотвращение хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, модификации, блокирования информации и другие вмешательства в информацию, и информационные системы.

4. Сохранение секретности или конфиденциальности засекреченной информации в соответствии с установленными правилами ее защиты, в том числе предупреждения ее утечки и несанкционированного доступа к ее носителям, предотвращению ее копирования, фотографирования.

5. Сохранение полноты, достоверности, целостности информации, ее массивов и программ обработки, установленных собственником информации или уполномоченными им лицами.

6. Обеспечение конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальной персональной информации, в том числе накапливаемой в банках данных.

7. Недопущение безнаказанного растаскивания и незаконного использования интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, предприятиям и фирмам, частным лицам [18, с. 22-27].

Проблемы информационной безопасности решаются, как правило, посредством создания специализированных систем защиты информации, которые должны обеспечивать безопасность информационной системы от несанкционированного доступа к информации и ресурсам, несанкционированных и непреднамеренных вредоносных воздействий. Система защиты информации является инструментом администраторов информационной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: