Тема 1. Информационное общество и право

На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией и, наконец, информацией. При этом на заре цивилизации человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался, и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений. И человек стал придумывать различные устройства. Стали появляться средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе — информационные революции.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Некоторые характерные черты информационного общества:

1. В информационном обществе людям и коллективам, прежде чем предпринять какое-либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого специальные технические средства.

2. Неизбежно использование компьютеров, что обеспечивает доступ к источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации.

3. Движущей силой общества становится производство информационного продукта.

В конце XX в. произошел переход людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Появился новый социальный слой, «белые воротнички» — люди, не производящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработкой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт стал более «информационно емким». Его стоимость определяется инновациями, дизайнерскими решениями, качеством маркетинга.

4. Увеличивается доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе становятся знания и интеллект. Увеличивается количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.

5. Происходит переоценка ценностей, уклада жизни и изменяется культурный досуг.

Уже сейчас компьютерные игры занимают большую часть свободного времени человека. Сейчас они трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, «проведенное» в Интернете, где можно путешествовать по образовательным сайтам, виртуальным музеям, читать литературу и т.д. Большой популярностью пользуются «чаты» и служба ICQ, которые позволяют общаться с людьми на расстоянии в режиме реального времени.

6. Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.

Сеть Интернет разрастается на 10-15% в месяц и число ее пользователей приближается к 200 млн человек (эти данные меняются, т. к. количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги с этими данными). Информа­ционные технологии универсализируются, чему способствует использование современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств - компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д. Устройства хранения информации уменьшаются, умещаются на ладони, содержат собственные универсальные справочники, объем которых сопоставим с несколькими энциклопедиями, их можно подключать к сети, чтобы получать оперативные данные, например о погоде или пробках на дороге и т.д.

По данным Минкосвязи РФ, за 2014 г. 62% граждан России стали активными пользователями интернета. Годовой прирост составил 2,5 млн. Также выросло количество россиян, которые оплачивают услуги скачивания музыкальных файлов и фильмов. Их число составляет 12 млн человек. Прирост составил 4 млн с момента вступления в силу антипиратского закона, который и стал катализатором роста граждан, оплачивающих данные услуги в интернете. В интернете россияне стали намного активнее. Так, в 2014 году было создано свыше 139 тыс. жалоб на содержание некоторых ресурсов, которые могут негативно сказываться на детях. Нужно отметить, что около 42 тыс. материалов были действительно опасными и ликвидированы. Кроме этого, было создано около 100 тыс. рабочих мест в отрасли киберпространства. Результативность труда в интернете выросла примерно на 20%. Таким образом, Сеть стала не просто развлечением, но и реальным рабочим местом для жителей России. Повысилась и сознательность граждан в отношении материалов, выкладываемых в Сеть, – люди больше задумываются, что допустимо к обнародованию, а что - нет.

7. У людей дома появились разные электронные приборы и компьютеризированные устройства.

Система «умного дома» оснащается вместо системы проводов одним силовым и одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидения и выход в Интернет. Специальный электронный блок контролирует бытовую технику и все системы жизнеобеспечения. К «умным зданиям» добавятся «умные автомобили», в которых кроме компьютера, следящего за технической частью автомобиля, будет функционировать система, связанная с городскими информационными службами. Такой автомобиль будет связан с «умным домом» и даже сможет им управлять.

8. Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек - главным образом обработкой информации. На производстве происходит сокращение людей на сборочных линиях, и внедряются роботы и манипуляторы.

9. В сфере образования создается система непрерывного образования. Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию, занять достойное место в обществе.

10. Дети смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.

11. Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать.

Для перехода от индустриального общества к информационному должна возникнуть ситуация информационного кризиса. И она возникла, т.к. в XX в. лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, затруднил его ориентацию в этом объеме. Возникло большое количество избыточной, лишней информации. Началом же перехода к информационному обществу стало внедрение современных средств обработки и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Этот процесс называется информатизация.

Переход от индустриального общества к информационному осуществился, благодаря информатизации общества.

Информатизация общества — это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации[1].

До недавнего времени вместо термина «информатизация» использовался термин «компьютеризация», который означает развитие и внедрение компьютеров в общество. Но информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация, т.к. сегодня главными являются не столько технические средства, сколько сущности и цели социально-технического процесса в целом. Компьютеры являются только частью процесса информатизации общества — ее базовой технической составляющей.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации определена соответствующим документом от 7.02.2008 г. № Пр-212, в котором определены цель, задачи и принципы развития информационного общества в РФ, приведены контрольные значения показателей развития информационного общества в РФ (семинары).

Информационное общество кроме вышеперечисленных благ несет для человека и множество этических и правовых проблем. Не следует воспринимать его как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

На пути к информационному обществу существуют опасности информационного общества:

— частная жизнь людей и организаций может быть разрушена;

— негативное влияние со стороны средств массовой информации;

— сложность выбора качественной и достоверной информации из большого ее объема;

— людям все время придется повышать свой профессиональный уровень;

— психологические проблемы, связанные с виртуальной реальностью;

— усиление социального расслоения людей;

— массовая безработица;

— «информационные войны»;

— информационное неравенство, которое вносит раскол в общество и ставит под угрозу национальную безопасность.

Одним из стратегических направлений жизнеобеспечения РФ на современном этапе является защита ее интересов в области национальной безопасности. С переходом к политике создания демократического, открытого общества и правового государства эта проблема выдвинулась в разряд ключевых с точки зрения перспектив выживания России.

В качестве жизненно важных интересов этой безопасности рассматривается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития.

Все многообразие угроз безопасности личности, общества и государства по природе их возникновения принято дифференцировать по двум основным классам: объективные (естественные) и субъективные (связанные с деятельностью определенных субъектов).

Оценку возможных угроз целесообразно проводить по следующим основным направлениям:

• обеспечение стабильности общества, государства;

• обеспечение безопасности национальных интересов;

• обеспечение безопасности информации.

Таким образом, информационная безопасность страны является важнейшей неотъемлемой составляющей национальной безопасности России. Она неразрывно связана с основными ее приоритетами — национальной обороной, государственной и общественной безопасностью. Еще одним подтверждением этого являются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Доктрина информационной безопасности РФ [2] гласит, что интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации,

на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития,

а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

В действующих нормативных правовых актах нет унифицированного подхода к определению сущности информационной безопасности РФ. В Доктрине информационной безопасности РФ она фигурирует как «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Т.е. рассматриваемое понятие должно включать в себя 3 основных элемента:

состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений;

безопасность информации;

защищенность субъектов от негативного информационного воздействия.

В ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3], определяются цели, к достижению которых должна стремиться защита информации.

Защита информации — это определенный длящийся процесс, который в ходе своей реализации стремится к достижению определенного равновесного потенциала. Этот потенциал и есть состояние защищенности информации — один из важнейших элементов информационной безопасности. Таким образом, целью защиты информации является достижение максимально возможного уровня информационной безопасности, который определяется эффективностью защитных мер. Сравнивая понятия защиты информации и информационной безопасности, можно привести аналогию с движением маятника в механике: чем больше кинетическая энергия маятника (интенсивность защитных мер), тем конечная точка траектории его движения выше (уровень информационной безопасности), и наоборот.

Причем из положений указанного Закона следует, что защите подлежит не только информация ограниченного доступа, но и общедоступные сведения. Цели защиты общедоступной информации заключаются в:

пресечении противоправного доступа к ней;

обеспечении ее целостности (воспрепятствовании противоправному уничтожению и модифицированию);

недопущении неправомерного блокирования, копирования, распространения, предоставления (включая возможность отказа от информации, получение которой для адресатов нежелательно), и т.д.;

обеспечении беспрепятственного легитимного доступа к ней любых лиц, если по каким-либо причинам этот доступ затруднен[4].

Как уже подчеркивалось, основными объектами национальной безопасности страны являются личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Доктрина выделяет четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Для достижения этого требуется:

• повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

• усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

• обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

• обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

• укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

• гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

• не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

• обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Для достижения этого требуется:

• укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

• интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности. Для достижения этого требуется:

• развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства РФ;

• развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

• развивать производство в России конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

• обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. В этих целях необходимо:

• повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

• интенсифицировать развитие отечественного производства аппарат­ных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

• обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

• расширять международное сотрудничество РФ в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности РФ, соответственно, подразделяются на следующие виды:

• угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

• угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

• угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

• угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России, согласно доктринальным положениям, могут являться:

• принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;

• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

• противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;

• нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;

• противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

• неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

• неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

• дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

• нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

• вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

• девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;

• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозами информационному обеспечению государственной политики РФ могут являться:

• монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;

• блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;

• низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.

В качестве угроз развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов рассматриваются:

• противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

• закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

• вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:

• противоправные сбор и использование информации;

• нарушения технологии обработки информации;

• внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

• разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

• воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

• компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

• утечка информации по техническим каналам;

• внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

• уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

• перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, Дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

• использование сертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

• несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

• нарушение законных ограничений на распространение информации.

Понятие информационной войны. Атакуемая информационная среда как сфера правового регулирования. К сожалению, в Доктрине не упоминается еще одна, едва ли не самая главная составляющая информационной безопасности России — предусматривающая защищенность ее объектов от негативного информационного воздействия, в первую очередь, — оказываемого зарубежными странами, рассматривающими территорию нашей страны как зону своих геополитических интересов. Другими словами, речь идет о противодействии информационным войнам, развязываемым в отношении России.

Хотя методы информационно-психологического воздействия в военных целях известны еще с древнейших времен, понятие информационной войны в его современном понимании возникло и сформировалось лишь в XX в.

Уже после Первой мировой войны стало понятно, что физические формы воздействия на противника — весьма дорогостоящее удовольствие. Победа в кровавой схватке зачастую не окупает потерь в живой силе и технике. Научно-технический прогресс и изобретение средств массового уничтожения вообще поставили под сомнение целесообразность полномасштабных физических войн, ведь в ходе применения, например, ядерного оружия уничтожаются не только войска противника, но и природные ресурсы, потенциальная рабочая сила и др. Да и сам агрессор может существенно пострадать.

Из истории минувшего века можно привести целый ряд широко известных примеров психологического воздействия на противника. Когда фашисты вели систематический обстрел Ленинграда, это была не только военная операция, но и акт психологической войны, рассчитанный на запугивание населения осажденного города. Далеко идущие цели преследовали и американские атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г. На этот шаг американское правительство пошло в тот момент, когда судьба милитаристской Японии была уже практически предрешена. Он был необходим американцам, положившим принцип демонстрации силы в основу всей своей послевоенной политики, как акт устрашения Советского Союза, вынесшего на себе основную тяжесть Второй мировой войны.

Самой известной информационной войной, пожалуй, явилась та, которая получила название «холодной». Обе страны — и СССР, и США — могут похвастаться успешными операциями друг против друга. СССР, к примеру, в свое время успешно намекал, что СПИД вышел из лабораторий Пентагона. США блефовали с космическими войнами, подталкивая Советский Союз к разорительному вложению средств в гонку вооружений, и т.д.

Выделяют два основных направления ведения информационных войн: 1) воздействие на информационные ресурсы и аппаратно-программные средства противника; 2) психологическое воздействие на живых людей.

Примером информационной агрессии первого рода является разрабатываемое и осуществляемое США и их союзниками в целях завоевания геополитического господства в мире программно-математическое воздействие на информационный ресурс потенциального противника, в том числе и России. Зависимость России от зарубежных разработчиков компьютерной техники и программного обеспечения приводит к появлению в нашей информационной инфраструктуре множества уязвимых мест, обуславливающих возможность вторжения в эту сферу вероятного противника. Такое вторжение может выражаться в массированных групповых и одиночных программных ударах, специальных операциях и систематических действиях по установлению наиболее важных объектов информационных ресурсов нашей страны, заблаговременному установлению над ними скрытого контроля с целью последующего выведения их из строя.

Потенциальный противник способен реализовать свое преимущество в применении таких средств информационного воздействия, как программно-компьютерная атака и оружие направленной энергии, получивших общее название «некинетическое оружие».

Известно, что разведслужбы США используют современные компьютерные технологии для тотальной слежки за всем миром, нередко оказывая услуги американским корпорациям в борьбе с конкурентами. Подчас при этом стираются грани между политическим, военным, экономическим шпионажем и своего рода «неототалитаризмом». К примеру, французские спецслужбы опубликовали доклад, где утверждается, что компьютерный гигант «Майкрософт» сотрудничает со спецслужбами США. Создаваемые компанией программы дают возможность следить за действиями пользователей с помощью специальных «закладок», которые при необходимости могут не только «прочитать» необходимую информацию, но и вывести из строя те или иные аппаратно-программные средства. К слову сказать, программы «Майкрософт» установлены на сегодняшний день у 90% компьютерных пользователей.

В данной ситуации единственным реальным выходом из создавшегося положения является наращивание научно-экономического потенциала России, позволяющего производить отечественные средства информатизации и коммуникации, а также неукоснительное соблюдение всех необходимых требований, связанных с лицензированием этой деятельности и сертификацией используемых аппаратно-программных средств.

Второе направление информационной войны связано с негативным информационно-психологическим воздействием потенциального противника на сознание определенной нации. Здесь используются все доступные средства: телевидение, радио, художественная литература, учебники, периодические издания, религиозные секты, кино, компьютеры и т.п. Причем спектр направленности их действия может быть весьма широким и простираться от обычного распространения порнографии до зомбирования сознания людей.

Отличительной особенностью практически всех современных военных операций было беспрецедентное по своей интенсивности информационно-психологическое воздействие на противника.

Особое место в установлении «нового мирового порядка» отводится нейтрализации на международной арене России, которую наши западные оппоненты по-прежнему рассматривают как самого серьезного геополитического соперника. Российское государство всегда было «костью в горле» у западных «демократий». Они патологически недолюбливали нашу страну из-за огромных размеров, во все времена пытаясь взять ее в «ежовые рукавицы». Как говорил Александр III: у России имеется только два надежных союзника — ее армия и флот. Тогда как Ален Даллес — бывший шеф ЦРУ США, касаясь стратегического противоборства с Советским Союзом, писал, что главным орудием «холодной войны» является разложение населения стран противника.

Негативные мысли и намерения наших недоброжелателей (по недомыслию, злому умыслу или иронии судьбы, а скорее всего, — вследствие узко понимаемых коммерческих интересов) сегодня во многом успешно реализуются с помощью российских же средств массовой информации. Например, результаты проведенного контент-анализа содержания и времени показа отечественных и зарубежных художественных фильмов на многих телеканалах страны свидетельствуют о том, что немалую долю российского телевизионного эфира занимают сегодня фильмы и иные передачи, в которых с натуралистических позиций демонстрируются жестокость, насилие, вседозволенность.

По мнению психологов и психиатров, в результате восприятия подобной информации наступает психологическое перерождение людей. У многих после просмотра таких сцен запускается подсознательная программа реализации подобных действий. Более того, не раз увиденное по ТВ насилие фиксируется индивидуумом, становится для него обыденным, привычным. Убийства и издевательства превращаются в норму. И это несмотря на то, что ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» содержит прямой запрет обнародования материалов, пропагандирующих культ жестокости и насилия. Правда, положения гл. VII этого же закона, регламентирующие ответственность за нарушение законодательства о СМИ, не подкрепляют этот запрет конкретными санкциями, в отличие, например, от советского законодательства, которое за подобные действия предусматривало уголовную ответственность по ст. 228-1 УК РСФСР (Изготовление или распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости).

В советский период, когда государственный контроль осуществлялся над всеми СМИ, появление низкопробных фильмов на телевидении было большой редкостью. На этом фоне в 1995 г. они составляли уже 33,6% от всех демонстрируемых фильмов, в 1998 г. их стало более 40% (с преобладанием среди них зарубежных, в первую очередь — американских — до 80%). Сейчас эта тенденция еще больше усугубилась, за счет появления на экранах отечественных низкопробных подделок, до 90% из которых демонстрируется в удобное для просмотра время[5].

Следует особо подчеркнуть, что подобное массовое «оболванивание» населения происходит на фоне резкого снижения спроса на художественную и научную литературу. Согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян не читают книг вообще. Другая часть населения преимущественно интересуется печатной продукцией, не имеющей ничего общего ни с отечественной, ни с зарубежной классикой. А ведь еще совсем недавно наша страна была самой читающей страной в мире!

Интеллектуальная обработка населения нашей страны в значительной мере спонсируется представителями различного рода зарубежных «неправительственных» организаций. Примером может служить Британский совет, который открыл свои отделения более чем в 100 странах мира, где он «продвигает» английский язык и литературу. США также имеют на разных континентах многочисленные отделения образовательных, благотворительных и экспертных фондов — типа фондов Карнеги, Сороса и т.п. Позитивный образ Германии формирует Институт Гете, Франции — «Французский альянс», Испании — Институт Сервантеса, Швеции — Шведский институт и т.д. Языковые курсы, гуманитарная помощь, гранты ученым, писателям, режиссерам и т.д. позволяют активно расширять арсенал средств воздействия на общественное мнение в других странах, в том числе и в России. Формирование негативного имиджа нашей страны — это тоже разновидность информационной войны, и к отражению подобных атак Россия должна быть всегда готова.

Вследствие упущенной инициативы в объективном освещении первоначального этапа грузинской агрессии против Южной Осетии России практически целый год пришлось «отмываться» от тех надуманных обвинений в свой адрес, которые заранее были сфабрикованы и запущены в СМИ режимом Саакашвили и странами Запада.

Нужно отдать должное некоторым отечественным СМИ: с недавних пор они заняли весьма активную позицию в отстаивании интересов страны в ходе общения с традиционными оппонентами России, находящимися в данный момент у власти, — в частности, политиками из Украины, стран Балтики и некоторых стран Восточной Европы. В первую очередь, это касается вопросов, связанных с Крымом и военными действиями в Украине, с так называемым «голодомором» начала 1930-х гг., с героизацией деятельности во время Великой Отечественной войны бендеровцев, ОУНовцев, всевозможных «лесных братьев» и прочих пособников нацистов и т.д.

В преддверии 70-летия окончания Второй мировой войны многими нашими СМИ предприняты усилия по разъяснению гражданам России и всему мировому сообществу некоторых малоизвестных страниц истории тех лет. Развернувшаяся вокруг этих исторических событий острая полемика показывает, сколь глубока степень влияния на умонастроения людей тех деструктивных сил из-за рубежа, которые пытаются пересмотреть итоги Второй мировой войны и перекроить карту мира. А перекраивать, по их мнению, есть что. В мировом сообществе активно культивируется мнение, будто Россия не имеет морального права единолично владеть своими огромными территориями и залегающими на ее просторах полезными ископаемыми. В сознание человечества внедряется миф о том, что дальнейшее территориальное дробление России — необходимость и благо, как для мирового сообщества, так и для самих россиян.

Весьма своевременной мерой по локализации подобных поползновений явилось создание Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, которая была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2009 г. № 549[6]. Ее главной задачей является обеспечение согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направленной на противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Еще одним существенным шагом в данном направлении стало создание российской «неправительственной» организации — Института демократии и сотрудничества, отделения которого должны появиться в Нью-Йорке и Париже.

Имидж России в последнее время начал подкрепляться значительными материальными средствами. Например, в 2005 г. заработал англоязычный канал «Russia today». Его аудитория в различных странах составляет на сегодняшний день порядка 120 млн человек. Недавно у Российского телевидения появилась и арабская редакция. Популяризацией русского языка вместе с Росзарубежцентром занимается фонд «Русский мир». Создаются частные культурные и образовательные проекты.

Наконец, в конце 2008 г. создан Международный информационно-аналитический клуб «Русский взгляд», главной целью которого является создание площадки для продвижения за рубежом неофициальными средствами инициатив Президента РФ с использованием ресурса неправительственных организаций, PR-агентств, структур отечественных и зарубежных корпораций, а также журналистского и экспертного сообществ.

Таким образом, в борьбе за обеспечение своей безопасности на данном участке информационного фронта Россия постепенно от обороны переходит к противодействию, заимствуя и активно используя методы своих оппонентов.

Вместе с тем, наши геополитические соперники в ходе борьбы за мировое господство используют не только политику «мягкой силы». Для оказания воздействия на психику людей, в том числе — в экстремальных условиях — они активно применяют и гораздо более жесткий инструментарий ведения информационных атак, нередко вызывающий пагубные последствия. В рассматриваемой связи особо следует отметить появление различных приходящих к нам с Запада компьютерных технологий, генерирующих виртуальную реальность. Анализ результатов их применения позволяет сделать однозначный вывод об их крайней опасности, как для отдельных людей, так и для общества в целом. Эта опасность предопределяется следующими моментами:

• погружение в иллюзорный мир и подмена им окружающей действительности, подобно наркотическому состоянию, чреваты серьезными психическими расстройствами;

• увлечение эффектами виртуальной реальности приводит к «выключению» из других видов активной деятельности и ограничивает развитие личности;

• «калькирование» восприятия и мышления в соответствии с программами обусловливают шаблонность поведения в пределах схем, созданных виртуальной реальностью;

•при взаимодействии с информационной средой возможно тотальное психическое включение в систему с целью поиска нужной или полной информации или же полное отторжение среды как средства взаимодействия и получения нового информационного ресурса;

• при взаимодействии пользователя с сетевыми партнерами возможен уход в иной мир человеческого взаимодействия, замена реального общения контактами с реальными и виртуальными сетевыми партнерами и т.д.

Этот тип контактов при полном погружении в виртуальную реальность непредсказуем и поэтому опасен. В результате возможно аккумулирование эффектов виртуальности и возникновение эффектов зомбирования со сложными процедурами выхода из виртуальной реальности.

Для этих же целей применяются и аппаратно-программные комплексы психотропного воздействия, использующие так называемый эффект 25-го кадра, при котором фоновая информация, не видимая для глаз, обходя защитные функции сознания, с экрана монитора попадает в подсознание, изменяя реакцию человека или направляя на совершение определенных действий.

К подобным же средствам относится разработанный в США так называемый «метод наложения». Поверх записанных слов сверху накладывается музыка. Человек полагает, что слушает музыкальную запись, а на самом деле — воспринимает скрытые установки, связанные с его поведением. В структуру изображения или звукового фона можно ввести любую команду, и человек при определенных условиях будет ее выполнять. Несколько лет назад сотни детей в Японии попали в больницы с приступами сильного психического расстройства после просмотра мультфильма про покемонов. Как выяснилось, припадки эпилепсии вызвал вплетенный в изображение невидимый при обычных условиях иероглиф. Причем подобные методы нередко практикуются нашими отечественными рекламодателями.

Современная реклама, кстати, — это еще один пример негативного влияния информации на человека. Наши граждане давно привыкли к рекламе, но что они видят в ней? Человек должен быть успешным, иметь деньги, престижную машину, просторную квартиру, а лучше — отдельный особняк где-нибудь на Багамах и т.п. С одной стороны, быть успешным — это хорошо. Однако при этом замалчивается, какой ценой можно добыть рекламируемые материальные ценности, удовольствия и прочие блага. Значит, для обретения всего этого можно использовать любые средства, в том числе — противоправные. С одной стороны, подобная реклама, демонстрируемая в стране, где, мягко говоря, далеко не все острые социальные проблемы нашли разрешение, развращает население, особенно детей и подростков, у которых формируются соответствующие стереотипы будущей жизни, с другой — она нарушает право человека на защищенность от негативного информационного воздействия, поскольку абсолютное большинство рекламных роликов, компьютерного спама и т.п. людьми воспринимаются без энтузиазма. В принципе каждый из нас должен иметь возможность отказаться от получения рекламной информации, воспринимать которую он не желает. Вместе с тем, ни в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе», ни в Основном информационном законе никаких ссылок на этот счет не содержится.

Таким образом, составляющая информационной безопасности, связанная с отражением информационных атак в отношении нашего государства, самым тесным образом связана со сферами духовной и социальной безопасности государства. Однако наряду с этим в ходе информационных войн могут решаться и другие глобальные задачи, например, дезорганизация системы государственного управления; подрыв экономического потенциала страны; скрытая экономическая и демографическая экспансия; ведение разведки и др.

В современных условиях достаточно очевидна сложность квалификации информационной войны с позиций общепринятых международных норм Гаагской (1907 г.) и Женевской (1949 г.) конвенций, касающихся законов и обычаев войны. Прежде всего, из-за того, что трудно определить, к какому виду они относятся — к обороне или к наступлению. Неясно также, к какому именно уровню следует относить акты информационно-психологического воздействия — индивидуальному, корпоративному или государственному. В этом случае стираются различия между такими традиционными атрибутами военного противоборства, как фронт и тыл (воздействие осуществляется на всю глубину информационного пространства противостоящего общества). Наконец, весьма неопределенной оказывается грань между войной и миром. Следовательно, возникает насущная потребность в международно-правовом регулировании этой области противоборства государств.

Вопросы противодействия информационным войнам не нашли пока отражения и в российском законодательстве. Даже в Доктрине информационной безопасности РФ понятие информационной войны представлено фрагментарно, в «размытом» виде. Но учитывая усиливающуюся активность в этом плане наших оппонентов, данный приоритет государственной политики следует рассматривать в качестве самостоятельной составляющей информационной безопасности.

Таким образом, совокупность мер по противодействию информационным войнам, развязываемым против Российской Федерации, можно представить в следующем виде:

1) сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

2) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни;

3) развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе — индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией;

4) обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Аналогичным образом можно дифференцировать и цели реализации указанной составляющей информационной безопасности. Согласно избранным целям необходимо:

• не допускать пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

• укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

• развивать производство в России конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи;

• обеспечивать государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи;

• расширять международное сотрудничество РФ в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере (см.: приложение 3).

Подобным же образом необходимо дифференцировать и угрозы, имеющие непосредственное отношение к сфере информационных войн. Их можно классифицировать по следующим категориям:

угрозы, связанные с первой составляющей ИБ:

• создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

• противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

• вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

• девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

• снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;

• манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);

угрозы, связанные со второй составляющей ИБ:

• монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов зарубежными информационными структурами;

• блокирование деятельности государственных СМИ по информированию российской и зарубежной аудитории;

• низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы реализации государственной информационной политики;

угрозы, связанные с третьей составляющей ИБ:

• противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

• вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

угрозы, связанные с четвертой составляющей ИБ:

• внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

• разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

• уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

• использование сертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры.

Как отмечалось, некоторые характеристики угроз, прямо или косвенно затрагивающих сферу противодействия информационным войнам, содержатся и в положениях Стратегии. Здесь к таким угрозам отнесены:

в области обеспечения национальной обороны — «политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы...»[7];

в области государственной и общественной безопасности — «разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности РФ; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти...»[8];

в сфере науки, технологии и образования — «отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования»[9];

в области культуры — «засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев...», «...попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость»[10].

В связи с этим, соответственно, следует несколько расширить и перечень целей по локализации этих угроз. С учетом положений Стратегии, к нему следует отнести:

реализацию долгосрочной государственной политики в области национальной обороны, реструктуризацию, оптимизацию и развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере;

гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечение эффективности государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности;

признание первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа РФ и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой; создание системы духовного и патриотического воспитания граждан России; развитие общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств — участников СНГ и в сопредельных регионах.

Помимо «внешних» информационных войн специалисты выделяют также «внутренние» информационные атаки. Как правило, они становятся инструментом для различных политических провокаций. Хронология подобных действий с использованием Интернета берет свое начало с ноября 1998 г., когда на российском сервере бесплатных web-страниц был размешен сайт «Коготь», содержавший список домашних адресов и телефонов многих чиновников и политиков, расшифровки телефонных переговоров последних и некоторые пикантные подробности, касающиеся их личной жизни.

Для защиты от подобных информационных атак законом предусмотрены соответствующие нормы уголовного права. В частности, могут использоваться следующие статьи Уголовного кодекса РФ: 129 (Клевета); 130 (Оскорбление); 144 (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов); 207 (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма); 237 (Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей); 242 (Незаконное распространение порнографических материалов или предметов).

Во «всемирной паутине» нередко появляются сайты, дискредитирующие не только тех или иных политических деятелей, но и политику отдельных государств в целом. Так, на протяжении нескольких лет в Интернете существовал сайт чеченских сепаратистов (kavkaz.org), открыто выступавший не только против проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике, но и призывавший бороться против федеральных властей России.

Призывы подобного рода квалифицируются как проявления экстремистской деятельности, являющейся питательной средой для распространения терроризма и иных тяжких и особо тяжких преступлений. В подавляющем большинстве случаев проявления экстремизма носят ярко выраженный информационный характер. В п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ[11] к экстремистским проявлениям, помимо прочего, относятся:

• «...публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии..;

•...воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса РФ[12];

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

В рассматриваемой связи представляет также интерес определение экстремистских материалов, содержащееся в п. 3 указанной статьи, под которыми понимаются «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».

В соответствии с положениями п. 2 ст. 29 Конституции РФ и ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание расовой или религиозной ненависти, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность, запрещается.

Более категоричные суждения на этот счет содержит ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: «за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке». К числу уголовно-правовых норм, подкрепляющих эти положения, могут быть отнесены следующие статьи Уголовного кодекса РФ: 280 (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ); 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства); 282-1 (Организация экстремистского сообщества); 282-II (Организация деятельности экстремистской организации); 354 (Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны).

В качестве первостепенных общегосударственных мер, предусмотренных Концепцией противодействия терроризму в РФ, рассматриваются противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства РФ и совершенствование системы информационного противодействия терроризму.

Таким образом, по сравнению с противодействием «внешним» информационным войнам, деятельность по отражению «внутренних» информационных атак в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом располагает более эффективным правовым инструментарием и концептуальной проработкой.

Правовое обеспечение информационной безопасности в исключительных ситуациях

Серьезную угрозу для национальной безопасности таят в себе различного рода чрезвычайные события, происходящие на территории Российской Федерации. Специалисты отмечают несколько исключительных ситуаций (обстоятельств и условий), возникновение которых представляет такую угрозу и обусловливает в связи с этим введение временных ограничений прав человека и гражданина, в том числе — и в информационной сфере.

К таким ситуациям относятся: 1) вооруженный конфликт (международного и немеждународного характера); 2) ситуация внутренних беспорядков или внутренней напряженности; 3) террористический акт; 4) исключительная ситуация природного или техногенного характерa.

К числу исключительных правовых режимов, которые могут вводиться на территории страны или отдельных ее регионов при возникновении указанных ситуаций, законодательство РФ относит режимы военного и чрезвычайного положений и режим контртеррористической операции. Указанные правовые режимы обладают законодательно закрепленными исчерпывающими перечнями оснований введения, возможных исключительных правоограничений и мер государственного реагирования.

В ст. 1 ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» [13] под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 87; п. «б» ч. 1 ст. 102) Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Эти ограничения могут касаться и информационной сферы.

В этих случаях вводится контроль за работой коммуникаций и связи, типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации. Запрещается также работа приемопередающих радиостанций индивидуального пользования. Вводится военная цензура за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроль за телефонными переговорами.

Предусмотрены также временные ограничения на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Осуществление этих мер, согласно подп. 10, 11 п. 2 ст. 14 рассматриваемого закона, относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения.

Чрезвычайное положение в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[14] означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ (ст. 88; п. «в» ч. 1 ст. 102) и данным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокиров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: