Правовая защита - это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе;
Право – совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных или санкционированных государством в отношении определенных сфер жизни и деятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения.
Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и регулируется соответствующими законодательными и правовыми актами Рис. 9.
Рис. 9
Современные условия требуют и определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотнесения его со всей системой законов и правовых актов РФ.
Существует следующая структура правовых актов, ориентированных на правовую защиту информации:
- Международные акты информационного законодательства
- Информационно - правовые нормы Конституции Российской Федерации (ст. 2, 23, 24, 29, 33, 41, 42, 44 Конституции РФ)
|
|
- Отрасли законодательства, акты которых целиком посвящены вопросам информационного законодательства.
- Отрасли законодательства, акты которых включают отдельные информационно - правовые нормы.
Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995).
В этом законе определен правовой режим информатизации, правила, процедуры и распределение ответственности в области защиты информации в системах ее обработки, установлен порядок правовой защиты и гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных взаимоотношений.
Наиболее существенными в законе являются:
Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации:
* обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
* формирование и защита государственных информационных ресурсов;
* обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации;
* развитие законодательства в сфере информатизации и защиты информации.
Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества государства, организаций, общественных объединений и отдельных граждан:
* государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения ее к гостайне;
* собственник информационных ресурсов, отнесенных к гостайне вправе распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти;
|
|
* информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Статья 10. Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к гостайне и конфиденциальную.
Не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом:
* законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений а также права, свободы и обязанности граждан и порядок их реализации;
* документы с информацией о чрезвычайных ситуациях угрожающих безопасности граждан и населения в целом;
* документы открытых фондов библиотек и архивов.
Статья 11. Персональные данные (информация о гражданах) относится к области конфиденциальной информации. Она не может распространяться и использоваться без согласия физического лица, кроме как на основании судебного решения.
Подлежит обязательному Лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных.
Статья 12. Пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, кроме информации с ограниченным доступом.
Порядок получения пользователем информации (место, время, должностных лиц, необходимых процедур) определяет владелец информационных ресурсов.
Статья 17. Право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
Статья 23. Защита прав субъектов информационных отношений осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.
ЗАКОН РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 06.10.1997) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ"
Субъекты и объекты правоотношений.
Субъектами правоотношений в соответствии со Статьей 1 Закона о государственной тайне являются органы государственного управления, а также любые юридические лица, т.е. предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм деятельности и видов собственности.
Действие закона распространяется лишь на тех граждан и должностных лиц, которые взяли на себя обязательства, либо обязаны по своему статусу выполнять требования законодательства о гостайне. В соответствии с этой нормой физическое лицо является субъектом рассматриваемых правоотношений лишь в случае допуска к закрытым сведениям в добровольном порядке на договорной основе. В противном случае доступ к таким сведениям может быть квалифицирован как нарушение законодательства, а гражданин не может быть ограничен в своих правах, в частности, на выезд за границу и неприкосновенность частной жизни.
Объектами правоотношений являются сведения из военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной сфер государственной деятельности. В законе дана подробная характеристика таких сведений. В частности, в сферах экономики, науки и техники к государственной тайне относятся сведения:
- о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение;
- о методах и средствах защиты информации;
о государственных программах и мероприятиях в области защиты гостайны.