Ст. преподаватель Кушнер И.Т

Вопросы к государственному экзамену по психологии

В 2011-2012 уч. г. ОЗО

Ст. преподаватель Кушнер И.Т.

1. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте.

2. Психическое развитие и формирование личности в подростковом

возрасте.

3. Психическое развитие и формирование личности в ранней юности.

4. Характеристика психологической структуры деятельности учителя физической культуры. Стили деятельности и руководства учителя физической культуры.

5. Психологические основы профессионального мастерства учителя физической культуры.

6. Школьник как объект и субъект учебной деятельности на уроках физической культуры (учет индивидуально-типологических особенностей личности, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности).

7. Учащийся как субъект познания на уроках физической культуры (особенности использования различных видов внимания, восприятия, памяти, мышления на уроках физической культуры).

8. Психологическая характеристика спортивной деятельности.

9. Психологические особенности тренировочной деятельности.

10. Психология спортивного соревнования.

11. Психология личности спортсмена.

12. Понятие, основные направления и виды психологической подготовки в спорте.

13. Психологические особенности личности тренера как педагога по виду спорта.

14. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.
15. Волевая подготовка спортсменов эмоционально-волевой сферы спортсмена.

В.1.Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст охватывает период школьной жизни ребенка от 6(7) до 10(11) лет, т е 1-4 класс. Соц. ситуация развития в младшем возрасте определяется: 1) поступление ребенка в школу. 2) совместная со взрослым деят-ть учения. 3) установление деферен-ых отношений с миром взрослых. В школе система взаимоотношений «ребенок-взрослый» деференцируется на 2 системы «ребенок педагог» и «ребенок родитель». Специфика соц. сист. разв-я обусловлена наличием противоречий: 1) для успешной жизни в обществе, ребенку необходимо уметь осваивать знания и опыт, накопленный человечеством. 2) в игровой деятельности системного усвоения знаний не происходит и не возможно научить читать. Разрешение этого противоречия приводит к появлению новой ведущей деят-ти – учебная деят-ть. На момент поступления в шкалу, учебной деятельности как токовой еще нет, она формируется в процессе обучения начальной школы. В учебной деятельности, как ведущей для младшего школьника формируется след. психическое новообразование: 1) произвольность - это означает, что в ходе учебной деятельности у ребенка перестраивается и совершенствуются все психические процессы и развиваются познавательная сфера: внимание, память, воображение становится произвольным, т.е. управляемые самим ребенком с помощью воли. 2) внутренний план воздействий – это умение выполнять действия в умственном плане про себя, благодаря этому дети осваивают различные мыслительные операции (анализ, синтез, сообщение, сравнение, классификация), кот. становятся предпосылками будущего формирования абстрактного мышления. 3) рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает и обосновывает, т.е. аргументировать свою деятельность. 4) самоконтроль – умение управлять своим поведением и своей деятельностью. Младший школьный возраст явл. периодом фактического складывания личности и появление Я- концепции, ребенок приобретает черты большей индивидуальности и которая проявляется в поведении, в интересах, в личностных особенностях. В мл. шк. возрасте ребенок буквально совершенствуется сначала в физическом развитии. В возрасте от 7-9 лет происходит вторичное ускорение темпов роста, появл. Объективные предпосылки для выполнения сложных, моторных актов. К 7-8 годам заканчивается полное сращивание тазовых костей и ускоряется развитие мышц верхних конечностей, благодаря этому ребенок становится способным к тонким и точным движениям пальцев рук. Особые сильные изменения в НС. К 10 годам заканчивается рост мозговой части черепа, после чего совершенствуется НС. Идет за счет функционального развития. Т.о. младший школьный возраст является важнейшим периодом развития психических и физиологических функций организма ребенка, кот. способствует реализации сложнейших психомоторных факторов.
В.2. Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте Ср. школьный возраст период жизни от 10-11 до 13-14. Современный подросток – выше, сильнее, выносливее, чем 20 лет назад (акселерация). Присущ инфантилизм – отсталость в развитии (сохранение во взрослом состоянии черт, свойственных детям). Происходит физическая пересторйка организма (сердечно-сосудистой, нервной системы, рост скелета и конечностей, мышц)(опережает развитие двигательных способностей). Диссонанс в росте сердца и сосудов (отсюда понижение давления, вялость, головные боли, апатия, раздражение, утомление). Усиливается интерес к своей внешности. Половое созревание. Интерес к противоположному полу. Процессы возбуждения преобладают над процессами возбуждения (отсюда неуравновешен, возбудим). Период активной социализации, но и крайней индивидуализации. Стремится к идеалу, но не любит прямолинейного воспитани. Социальная ситуация развития: изменение содержания учебной деятельности, отношение к ней, критическое отношение к учителям, автономия от взрослых; ведущая деятельность: общение со сверстниками, интимно-личностное общение; новообразования: формирование нравственности, ориентация на коллектив, старший подросток – проявление индивидуальности, формирование (усиление) произвольных процессов (послепроизвольного внимания), овладение новыми приемами и навыками учебной работы; кризизы: Центральное место в жизни подростка занимает общение с товарищами. Следует отметить, что подросткам важно не просто быть с одногодками, но занять в их среде место, которое бы соответствовало их требованиям. Общение отходит от просто учебной деятельности, становится самостоятельной сферой жизни. Больше всего подростков волнуют отношения с ровесниками, но не с учителями и не с родителями. Оно часто даже отодвигает на второй план обучение и даже отношения с родными. Существенно меняются мотивы общения с товарищами. 4-ый класс – желание находится в этой среде, 5-6 класс – желание занять определенный статус, 7-8 классы – желание автономии, поиск признания ценности собственной личности. Развивается умения ориентироваться на требования товарищей. Определенный кодекс товарищества. (Изоляция не придерживающихся кодекса). Идет поиск друга. Кроме того возникает взаимный интерес полов, желание нравиться. В общении с взрослыми часто различные формы протеста, конфликтность – поиск самостоятельности. Основные новообразования в личности подростка: интеллектуальное, нравственное, эмоционально-волевое развитие.
В.3.Психическое развитие и формирование личности в ранней юности. Биологически – период завершения физического созревания (устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью развития в подростк. возрасте). Социальное положение – завершающий этап первичной социализации. Главная соц.задача – жизненное самоопределение и выбор профессии. Формируются познавательный и профессиональный интересы, устанавливаются нравственные идеалы. Развивается самосознание. Умение пользоваться приемами логической памяти. Умственная деятельность приобретает самостоятельный, активный, творческий характер. Социальная ситуация развития: появляются социальные ценности, ориентация на определение своего места в жизни; ведущая деятельность: учебно-профессиональная; новообразования: дифференциация своих способностей, мировоззрение, определяется психо-сексуальная ориентация, формируются жизненные планы, становление самосознания, устойчивого образа «Я» (познавательный компонент (знание себя, своих качеств, свойств,), эмоциональный (оценка этих качеств и отсюда самоуважение, самолюбие), поведенческий (практическое отношение к себе)); кризисы: В период ранней юности принципиально меняется отношение к собственной личности. Идет формирование новых качеств личности, осознание себя как неповторимой личности, с собственными мыслями, переживаниями, чувствами, взглядами и оценками. Высокий уровень самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегуляции. Внешний мир теперь лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является теперь собственное «Я». Но представления о себе прежде всего соотносится с полным групповым образом «Мы», но никогда с ним не объединяется. Образ «я» более дифференцированный и включает в себя другие нормативные качества. Очень важный процесс в развитии юношеского самосознания -–формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности и целостности…. Мышление становится систематическим. Знания создают определенную систему, которая постепенно трансформируется в когнитивную модель мира, которая служит основой для формирования мировоззрения. Учебная работа в старших классах создает благоприятные условия для перехода к более высоким уровням абстрагированного и обобщающего мышления. Научные понятия стают не только предметом изучения, но и инструментом познания. Характерной особенностью познавательных функций и интеллекта становится появление выраженной склонности к теоретизированию, созданию абстрактных теорий, увлеченность философскими размышлениями. Абстрактная возможность становится интереснее и важнее действительности, поскольку она не знает ограничений (хотя у девушек выражено менее ярко). Интеллектуальные интересы очень широки. Интеллектуальное развитие в период ранней юности заключается в формировании собственного стиля умственной деятельности, то есть стойкой совокупности индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления.
В.4.. Характеристика психологической структуры деятельности учителя физической культуры Структура пед. деят-ти изучена и описана Кузьминой И.В., кот. выделяет в ней 5 основных компонентов: 1) гностический 2) конструктивный 3) проектировочный 4) организаторский 5) коммуникативный 1)- гностич.компонент включает в себя: - систему знаний и умений УФК, кот. составляют основу его профессион-ой деят-ти. Эта система знаний включает 3 уровня: а) мировоззренческий; б) уровень общекультурных знаний (относ-ся знания в области искусства и литературы, экономики, политики). Относ-ся наличие содержательных увлечений и хобби; в) специальных знаний – относ-ся знания по предмету, по методике преподавания, знания по психологии и педагогике. - определенные свойства познавательной деят-ти УФК, кот. влияют на ее эффективность: а) умения строить и проверять гипотезы; б) умения быть чувств-ым к противоречиям; в) умения критически оценивать полученные результаты. 2) конструкт-ый компонент обеспечивает реализацию тактических целей и позволяет: а) структуировать свою работу; б) позволяет подбирать конкретное содержание для отдельных разделов уч.процесса; в) выбирать оптимальные формы проведения занятий. 3) проектиров-ый компонент обеспечивает стратегическую направленность пед.деят-ти УФК и проявляется в умениях УФК: а) прогнозировать, конкретно планировать физ. развитие уч-ся и развитие их личности; б) ориентироваться на конечную цель (такие умения развив-ся только с возрастом и стажем работы); 2) и 3) компоненты являются определяющими в достижении высокого уровня пед. мастерства УФК. 4) организ-ий компонент предполагает умения: а) целенаправленно, по плану организовывать учебно-воспитат. процесс, внеклассную работу и физк.-оздоровит-ые мероприятия; б) организов-ть коллектив уч-ся; в) самоорганизация. 5) коммуникат. компонент предполагает способ-ти УФК грамотно построить общение с уч-ся, с их родителями, с коллегами и с администрацией. Этот компонент требует от учителя след. личностных качеств: - искренность - доброжелательность - толерантность (терпимость) - тактичность - симпатия.
8.В.5. Психологические основы профессионального мастерства УФК. В мастерстве УФК выделяют 4 компонента или 4 псих. составляющие: 1. Пед. направленность (это устойчивое стремление чел-ка заним. пед. дея-тью. Входят 2 мотивационных образования: любовь к детям и интерес учителя к ФК). 2. Знания (эрудиция) учителя- общие (общ.-полит., общ.-образоват., общекультурные) и специальные (медико-биологические, психолого-пед. и физкультурные, знания теоретич., практич. и методические). 3. Умения УФК – это фактическое владение способами выполнения отд. действий или дея-тью в целом в соот-ии с правилами и целью деят-ти. В системе умений УФК выдел.: -конструктивные умения -организаторские умения -коммуникативные умения: А) собственно-коммуникативные Б) дидактические умения В) ораторские умения -гностические связанные с познание отд-ых учеников -двигательные умения 4. Профессионально важные качества УФК придают своеобразие общению У и ученика и опред. быстроту и степень освоения У разл-ми умениями. А. мировоззренческие кач-ва(чувство отв-ти У за судьбу ученика) Б. нравственные кач-ва(гуманизм, вежливость, искренность, требовательность, пед. оптимизм, принципиальность, самокритичность, тредолюбие, справедливость) В. Коммуникативные кач-ва (общительность, доброжелательность, пед. такт(уважит. отн-е, справедливость)) Г. Волевые(целеустремленность, настойчивость, выдержкаи самообладание) Д. Интеллектуальные(ясность, критичность, точность, оперативность, остроумие) Е. Перцептивные (быстрота и объем восприятия) Ж. Аттенционные (кач-ва внимания) И. Мнемические (быстрота и прочность запоминания) К. Двигат. или психомоторные (быстрота, сила и умения) Интегральной хар-кой 4 составляющих явл-ся авторитет педагога.
В.6. Психологические особенности воспитания школьников в процессе занятий физической культурой. Психологическая характеристика воспитанияВоспитание-это 2-я после обуч-я сторона социализации ребенка, т.е. приобретение им жизненного опыта чел-ка. Воспитание и обучение имеют различные черты: Общие - это основные механизмы приобретения чел-ком жизненного опыта. Главное отличие обучения(О) от воспитания(В)- это их цели. Цели О: становление познавательных психических процессов чел-ка, его способности и приобретение знаний, умений и навыков. Цели В: формирование чел-ка как личности, т.е. его отношение к миру, людям, себе. Кроме того О и В различается по результатам. Результатами В являются свойства и качества личности, а также формы соц. поведения личности. Результатом О явл. знания, умения и навыки. Психологическая сущность В: В как и учение представляет собой двусторонний процесс, в котором участвуют 2 субъекта педагог и обучаемый. Участие педагога в процессе В не сводится лишь к воздействию на воспитуемого, но и предполагает: 1. Познание уч-ся как личности; 2. Проектирование его развития; 3. Организация его поведение и деятельности (развитие познавательной мотивации) 4. Выбор методов и средств В В свою очередь поведение уч-ся в процессе В не сводится лишь только к послушанию, к исполнению указаний и требование педагога, но и предполагает осущ. макс. самост-ных и глубоко мотивированных поступков. В всегда начинается с опред. его целей. Цели В не устанавливаются раз и навсегда, и не явл-ся постоянными в любом обществе. Когда меняется система общ-го устройства и соц. отношений изменяются и цели В. Поэтому следует говорить: 1. Об общих целях В, кот. Отражают культуру и цивилизованность, и явл-ся неизменными духовность, нравственность, свобода, отв-ть. 2. Могут существовать специальные соц. цели воспитания. Спец. цели В отвечают современным тенденциям общ-го прогресса и заключ. в том, чтобы вырастить школьников инициаторами, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успеха. Занятия ФК, как никакие другие способствуют достижению целей В. Поэтому в работе учителя ФК выделяют след. направления воспитательной работы: 1. Формир-е нравственности уча-ся в процессе занятий ФК; 2. Формир-е коллектива и воспитания в нем уч-ся; 3. Воспит. уч-ся с отклоняющимися от норм форм поведения; 4. Разв-е самост-ти уч-ся и фрмир-е у них активной жизненной позиции; 5. Трудовое В школьников и профориентационная работа; 6. Работа учителя ФК по организации самовоспитания уч-ся.
В.7. Учащийся как субъект познания на уроках физической культуры (особенности использования различных видов внимания, восприятия, памяти, мышления на уроках физической культуры). Успешность в обучении в ФВ во многом определяется тем, на сколько в нем активированы и задействованы различные познавательные псих процессы. Названые псих процессы выполняют 2 основных ф-ии человека:1) познания окружающего мира(т.е получение и переработка инфы, познание окружающего мира и самого себя) 2) ф-ия регулирующая предполагает управление поведением и деят человека, а также общением между людьми. Все познавательные процессы тесно связаны между собой. Рассматривая ученика как субъекта познания на уроках ФК, необходимо ответить главный вопрос- как УФК должен построить свою деят чтобы обеспечить наилучшее внимание, восприятие, память т.е наилучшее усвоение учеб материала, поэтому работа уфк, должна вестись в следующих направлениях: 1)развитие внимания(непроизволное, произвольное, послепроизвольное) 2)организация эффективного восприятия на уроках 3)активизация памяти(образно-слуховая, зрительная, осязательная, вестибулярная) 4)развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логич.)
В.8.. Психологическая характеристика спортивной деятельности. Спорт – является специфическим видом деят человека, спорт деят имеет псих структуру-1)мотивация (потребность, мотивы, цели) 2)способы деят(спорт деят, техника, тактика) 3)результаты деят(биологические, пед, соц, псих). П сущность спорт деят составляет предложение различных препятствий на пути к достижению целей и проявления при этом волевых усилий и качеств. В процессе преодоления препятствий развивается индивидуальная способность спортсмена к волевым проявлениям. Препятствиями являются объективные условия внешней среды и деят в конкретном виде спорта, которые мешают достижению цели. Препятствия различаются по величине по сложности. При не соответствии возможностей спортсмена величине и сложности преодолеваемых препятствий возникают внутренние затруднения т.е трудности. В П спорта все трудности делятся на объективные и субъективные. Объективные(физические, технические, тактические, экзогенные). Субъективные(познавательные, эмоциональные, моральные), они проявляются как внутреннее сопротивление спортсмена и называется псих барьерами – основной псих механизм возникновения субъективных трудностей он заключается в образовании условно- рефлекторных связей сильных отрицательных эмоций с определенными раздражителями значимыми для спортсмена.
В.9. Психологические особенности тренировочной деятельности Специфика деят человека в спорте связана в основным содержанием учебно-тренировочной деят и соревновательной деят спортсмена, поэтому спорт тренировку следует рассматривать как систему воздействия на организм психику и личность спортсмена с помощью физ. упр. Основной целью спорт тренировки подготовка спортсмена к участию в соревнованиях и достижение высоких результатов в избранном виде спорта. Важнейшей задачей учебно-тренировочной деят в спорте выступает не только развитие и совершенствование двигательных качеств спортсмена но и развитие их личности и психики. Конечным итогом спортивной тренировки должно стать достижение и проявление высокого состояния работоспособность спортсмена(тренированность). Высшей степенью состояния тренированности является состояние спортивной формы, когда спортсмен способен показывать самые высокие результаты. Состояние спортивной формы характеризуется различные виды готовности спортсмена выступать на спортивных соревнованиях. Состояние тренированности и спортивной формой являются совокупность различных видов подготовленности спортсмена: физической, тактической, психологической, теоретической, технической. Поэтому псих особенности трен процесса определяются назваными видами подготовки. Псих напряжение:1)в тренировке 2) в соревнованиях. Основой результативности в тренировке является псих напряжение – является одним из важнейшей фактором результативности тренировки. Псих напряж является положительным фактором который активизирует все ф-ии и системы организма. Но если напряжение сопровождается негативными факторами, то оно перерастает в перенапряжение или псих напряженность – фактор отрицательный. Выделяют 3 стадии:1)нервозность 2)прочной стеничности 3)астеничности. Общие признаки(быстрая утомляемость, снижение работоспособ, расстройство сна, отсутствие бодрости после сна, эпизодическая головные боли). Специфические: нервозность (капризность, неустойчивое настроение, внутренняя раздражительность, неприятное ощущения), прочная стеничность(нарастающая не сдерживающая раздражительность, эмоциональная не устойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство), астеничность (общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сензитивность). Псих-е усл-я рез-ти тренир-го процесса: -внешние(мат-е обесп-е тренир-ки, соц.-псих-е усл-я, мотивация спор-на) -внутренние(отн-е к выполн-ой и предстоящей физ-ой нагрузке, спорт-му режиму, к саморегуляции и самовоспитанию, к нервно-психическому напряжению)
В.10. Психология спортивного соревнования Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и трени­ровка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Существует значительное разнообразие видов спортивной дея­тельности: поединок, групповая борьба и т.Д., однако их объеди­няют общие психологические особенности: 1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влия­нием; 2) целью выступления в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата. Это основная причина экстре­мальности условий этой деятельности; 3) соревнования всегда социально значимы: их результаты, как правило, получают широкую общественную известность и оценку; 4) результаты выступления в соревнованиях всегда лично зна­чимы для спортсмена; 5) соревнования являются специфичным фактором, создаю­щим экстраординарные эмоционально-волевые состояния. Предсоревноват-е псих-е сост-я спорт-на: 1. Состояние стартового безразличия 2. Боевой готовности 3. Предстартовой лихорадки 4. Стартовой апатии Возник-е сост-ий зависит от 2-х хар-к психич-го напряж-я: -динамика проявления псих-го напряж-я(ПН) -время возник-я ПН Различ-т след-е псих-е сост-я на соревн-х: 1. Оптимальное боевое состояние(оптим-й уровень активации мозга вегет. НС и психомоторным контролем. Компоненты ОБС: физич., эмоц., мыслительный) 2. Фрустрация(потребность в успехе борьбе не нашла своего удовлетворения; спор-н переживает разочарование, тревогу и отчаяние) 3. Болевой финишный синдром(проявл. в одервенении конечностей, боль в мышцах, тошнота, потеря созн-я; сопрвожд-ся псих-ми св-ми: равнодушие, апатия, жалость, страх боли(смерти)) 4. Психосоматический срыв(сост-е рассоглас-ти между психикой и соматическими функ-ми) 5. Эмоциональная персервация(это сост-е, выраж-ся как в сохран-ии эмоции после того, как вызвавш-я их причина перестала действовать, а переживания продолж-т быть аффективно знач-ми для спор-на)
20.В.11. Психология личности спортсмена. Спортсмен как субъект двигательной деят-ти – это чел-к со всеми его способностями личности. Согласно систематизации Ковалева А.Г. В структуре личности выделяют: направленность, способность, темперамент, характер, систему управления, т.е. саморегуляцию, поэтому в спортивной психологии в качестве компонентов в структуру личности спортсмена также наз. эти 5 компонентов. Направленность личности спортсмена – совокупность устойчивых доминирующих мотивов, кот. ориентируют его спортивную деятельность. Осн. Формы направленности личности- это влияние, желание, стремление, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировозрение. Все формы направленности вместе с тем явл. мотивами деят-ти личности спортсмена. Поэтому анализ деятельности спортсмена неразрывно связан с анализом мотивов его спотр-ой деят-ти. В психологии спорта рассматривается в основном 2 вида мотивации: 1) мотивация побуждения занимающихся спортом.2) мотивация достижения. Спортивная мотивация может носить коллективистический хар-р, т.е. стремления защищать интересы коллектива, и индивидуалистический, т.е. стремление к личным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена, и формируется путем воспитания. В спорте направленность личности как правило предопределяется мотивацией достижения. Темперамент – это индивидуальные особенности спортсмена, которые отражают динамическую сторону его личности. Спорт-ая деят-ть протекает в сложных экстремальных условиях и требует от чел-го орг-ма проявление предельных возможностей, поэтому эффективность деят-ти спортсмена напрямую связана от характера его темперамента (от типа, св-ва). Этот факт необходимо учитывать тренеру в работе со спортс-ми разных типов темперамента. 1) Сангвиник. Отдает предпочтение упр-ям, кот. Связаны с большой подвижностью и активностью, и требуют смелости. Сангвиники легко переходят от выполнения одного вида упр-ий к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной тренировочной деятельности. При изучении новых упражнений сангвиники легко усваивают основы изучаемого движения, могут легко его выполнять с первой попытки, но с ошибками. Сангвиники не любят кропотливой двигательной работы по совершенствованию техники. Сангвиники достаточно работоспособны, уверены в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны, и как правило на соревнования выше, чем на тренировках. Перед стартом сангвиники оказываются в состоянии боевой готовности. 2) Холерик. предпочитают высокоэмоциональные виды упр-ий, интенсивные и темповые движения. Они охотно и с увлечением начинают заниматься избранным видом спорта, но быстро теряют энтузиазм. Спортсмены холерики неохотно выполняют двигательную тренировочную работу на силу и выносливость. Их соревновательные результаты не достаточно стабильны. Холерики спортсмены склонны к предстартовой лихорадке, и это не всегда позволяет им реализовать свои возможности. 3) флегматики. В спорте характеризуется в недостаточно быстрой выработке. Проявляется также в замедленных реакциях и трудности переключения с одного вида деятельности на другой. В тоже время сформированы навыки и привычки отлич. большой прочностью и консервативностью. Флегматики очень работоспособны и устойчивы к влияниям раздражителей. Предпочитают спокойные однообразные упр-я и всегда длительно и тщательно отрабатывают технику. Не отличаются высокой общительностью. Соревн-ые результаты достаточно стабильны и на старте находятся в состоянии боевой готовности. 4) меланхолики. Отличаются чрезмерно высокой ответственностью, высоко развита мышечно двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но при этом недостаточно работоспособны, малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, кот поражает неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их не стабильны, т.к. высокая тревожность способствует возникновению состоянию спортивной апатии. У спортсмена можно выделить след-е черты хар-ра: 1) ВОЛЕВЫЕ- это устойчивые индивидуально- типологические особенности сознательной регуляции спорт-на (целеустремленность, настойчивость, упорство). 2) ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЕ – это индивид- типологич. особенности интеллекта спортсмена (широта ума, гибкость ума, самостоятельность ума, объем мыслительного процесса). 3) ЭМОЦИАНАЛЬНЫЕ – определяется количеством и динамикой эмоциональных процессов спортсмена (вспыльчивость, сдержанность, раздражительность). Способности: определяются возможностями спортсмена и обеспечивает его успех в спорте. Развитие способностей зависит от направленности личности и психо-динамичности св-в. Способности спортсмена в основном проявляется в уроне развития различных психических качеств, необходимых для спортивной деятельности. Система самоуправления спортсмена: надстраиваться над всеми остальными компонентами. Этот компонент относится к самосознанию личности и осуществляет саморегуляцию и самоконтроль поведения и деятельности. Важнейшее проявление самосознание спортсмена явл. самооценка.
В.12.. Понятие, основные направления психологической подготовки в спорте и ее значение в системе подготовки спортсмена. Планирование организация психологической подготовки. Психологическая подготовка(ПП)-это один из видов подготовки в спорте, поэтому ей вместе с др. видами подготовки должна отводится роль в планировании тренир. и соревновательного процесса. ПП способствует эффективному проведению др. видов подг-ки и служит условием успешного выступления на соревнованиях. В ходе ПП формир-ся целостное сост-е личн-ти спор-на, которое наз-ся психологической готовностью(ПГ). ПГ- это сост-е спор-на, котор. приобретается в рез-те всех видов подг-ки и позволяет достигнуть определенных рез-тов в соревновательной деятельности. ПП спор-на- это комплекс мероприятий по работе с психикой спор-на. Физиологич-й основой психики явл-ся нервная система. ПП предполагает формир-е, разв-е и соверш-е свойств психики, которые необх-мы для успешной деят-ти спор-нов и команд. ПП – это один из аспектов использ-я найчных достижений в психологии путем реализации ее ср-в и методов для повыш-я эффективности спортивной дея-ти. Основные напр-я ПП: 1. Социализация личности в спорте 2. Обеспечение динамики командной дея-ти 3. Развитие личности и психич-х процессов спор-на. Под технологией ПП целесообразно понимать практическую сторону ее организации, совокупность всех (в том числе вспомогательных, подготовительных) психолого-педагогических действий и мероприятий в определенной последовательности составляющих этот процесс. Технология является понятием, упорядочивающим структуру, логическую и методическую последовательность, этапность исследовательских и организационных действий и управляющих воздействий на спортсмена и команду. Все данные обследований и тестовых испытаний сводятся в индивидуальные карты психологических особенностей смена или своего рода досье (личное дело). На основании его составляется психолого-педагогическая характеристика спортсмена, делается заключение и даются рекомендации на будущее. Формы (схемы) психолого-педагогических характеристик спортсмена разработаны достаточно подробно. Характеристика должна содержать оценочную информацию психической подготовленности спортсмена (или команды) и отдельных параметрах психики. Оценки даются на основе сравнения индивидуальных данных с психоспортограммой, критериями готовности данного вида спорта. Следующий шаг в технологии психологической подготовки - составление индивидуального плана (программы). План психологической подготовки спортсмена является органической частью общего плана учебно-тренировочного процесса и рассчитан на определенный временной период (тренировочный цикл). Составлением индивидуального плана психологической подготовки завершается подготовительный этап. Основы планирования ПП спортсменов к соревнованиям Конкретный план должен быть составлен только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности. Общий план (образец) психологической подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований: 1) необх-мо знать возраст спор-нов, для которых предназначена разработка; 2) следует учитывать уровень их спортивного мастерства; 3) важно определить цели и задачи психологической подготовки и включать в план конкретные мероприятия в полном соответствии с ними; 4) средства обучения и воспитания, включенные в план, должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования); 5) комплекс мероприятий следует планировать на годичный цикл подг-ки; 6) важно определить средства психодиагностики (отбор, пе­реводные мероприятия, средства для определения динамики ро­ста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), сред­ства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), сред­ства специального психического развития (мероприятия, спо­собствующие развитию таких психических качеств, способнос­тей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта); 7) необходимо включить в план методы и средства гетеротренинга; 8) в комплекс следует включить методы и средства, направленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера; 9) при составлении плана важно использовать условное его разделение на блоки, которые символизируют определенную за­конченность развития, формирования или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств спортсмена и т.п.).
В.13. Психологические особенности личности тренера как педагога по виду спорта Почти все, что относится к личности спортсмена, имеет отношение и к личности тренера, но тренер это педагог, нередко с большим педагогическим мастерством, включающим педагогическую технику с соответствующими знаниями, умениями (гностическими, проектировочными, коммуникативными конструктивными, организационными) и навыками, психологическим и педагогическим талантом, педагогической мотивацией, умением воспитывать. Он должен обладать и высокой педагогической культурой, основанной на общей культуре, развитых этических и эстетических чувствах, наличии разносторонних знаний. Ю.Л.Ханин (1980) выделяет три параметра оценки тренера спортсменом: гностический, характеризующий профессиональную компетентность тренера; эмоциональный, связанный с эмоциональном привлекательностью тренера; поведенческий, отражающий особенности поведения, общения, эффективность воспитательных воздействий тренера. Очень важен авторитет тренера, построенный на его педагогическом мастерстве, педагогической культуре, позитивном уровне работы, кумулирующем успешность физической, технической, тактической, психологической подготовки спортсменов высокого класса, мастеров, чемпионов, рекордсменов. С педагогическим мастерством тренера связаны его взаимоотношения с большинством спортсменов, что определяется так же уровнем взаимной эмоциональной привлекательности и статусом тренера и спортсмена. К тому же, когда речь идет о высококлассном спортсмене, он сам себе во многом тренер, и, как правило, обладает очень тонким "чувством нагрузки", "чувством готовности" к высокому результату. Опытный тренер, конечно, это учитывает и грамотно взаимодействует со своим подопечным. В информационном потоке, формирующемся в условиях управления спортсменом, могут быть выделены: исходная информация для тренера, управляющие воздействия тренера (прямая информация) и информация обратной связи (от спортсмена к тренеру). Информация обратной связи является базой для исходной информации и во многом с ней совпадает. Одни категории, являются основными для исходной и дополнительными для обратной информации, другие - наоборот. Основными для исходной информации можно считать следующие категории: личностную, характеризующую социальную направленность спортсмена, его социальную мотивацию соревновательной деятельности, отношение к общественным ценностям, коллективу; групповую, содержащую сведения об отношениях в спортивной команде, о динамике этих отношений, об уровне сплоченности спортивного коллектива, о взаимных симпатиях и антипатиях, формальной и неформальной структуре организации команды; коммуникативную, отражающую уровень взаимопонимания и взаимоудовлетворенности отношениями между спортсменом и тремором. Дополнительными для исходной информации категориями являются: праксическая (от лат. "praxis" "дело"), содержащая сведения об успешности выполнения спортсменом технических и тактических приемов; ситуативная, содержащая сведения о внешних и внутренних условиях соревнований: степени их сложности для спортсмена, уровне их экстремальности; эмоционально-экспрессивная, характеризующая эмоциональное состояние спортсмена, особенности его эмоциональной сферы. Дополнительные категории исходной информации являются основными в информации обратной связи, и наоборот, основные категории обратной информации - это дополнительные категории в исходной информации. Тренер в указанной системе обычно выполняет роль руководителя, субъекта управления, спортсмен - объекта управления. Хотя на уровне высоких спортивных достижений могут быть другие варианты субординации.
В.14.. Психологическое обеспечение спортивной деятельности Как и любая другая, спортивная деятельность тре­бует соответствующего обеспечения: материального, технического, медицинского, психологического и т. п. Термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» отражает наиболее прикладную сторону современной психо­логии спорта. Спортивный результат определяется тремя основными показателями: 1. под­готовкой органов, исполняющих движение 2. функциональной трени­рованностью 3. совершенством нервно-психических механизмов ре­гуляции (движений, переживаний, поведения) Результат падает при ослаб­лении любой из этих трех характеристик. Суть психологического обеспечения спортивной деятельности составляет третья характеристика – развитие и совершенствование нервно-психических механизмов регуляции. Психологическое обеспечение спортивной деятельности — это комплекс мероприятий, направленных на специаль­ное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психиче­ского регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования. В психологическом обеспечении спортивной деятельности выделяют четыре направления: I. Психодиагностика. Основная цель: целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятель­ности: особенностей протекания психических процессов, психиче­ских состояний (актуальных и доминирующих), свойств лично­сти, социально-психологических особенностей деятельности. Пси­ходиагностика осуществляется в процессе отбора, в тренировочном процессе и в соревнованиях. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействия на спортсмена. II. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут быть направлены всем, кто вступает в контакт со спортсменом и может влиять на его пси­хическое состояние, т.е. тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, родителям, товарищам и т. п. Психолого-педагогические и психогигиениче­ские рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий определенным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму. III. Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и психологическую подготовку спортсмена. В психологической подготовке спортсмена выделяют 4 раздела, тесно связанных между собой: а) психологи­ческую подготовку к продолжительному нагрузочному трениро­вочному процессу; б) общую психологическую подготовку к со­ревнованиям; в) коррекцию психических состояний на заключи­тельном этапе подготовки к ответственным соревнованиям; г) спе­циальную психологическую подготовку к конкретному соревно­ванию. IV. Ситуативное управление состоянием и поведением спорт­смена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется срочное влияние на психическое состояние спорт­смена. Управление может осуществляться за день или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Анало­гично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятий либо в определенном тренировочном цикле. Само по себе понятие «психологическое обеспечение» преду­сматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-прак­тических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин. Решение этих во­просов невозможно без соответствующих знаний о конкретных особенностях и условиях спортивной деятельности, о спортсмене, тренере, их взаимоотношениях и т. п.
В.15. Волевая подготовка спортсменов. Совершенствование эмоционально волевой сферы спортсмена Волевая подготовка является важнейшей частью общей психологической подготовки и теснейшим образом связана с общефизи­ческой и специальной подготовкой спортсмена и команды. Воля –сознательное регулирование спортсменом своего поведения и деятельности, которое выражается в его умении преодоле­вать внутренние и внешние трудности при достижении целей. Поэтому, важнейшей функцией воли является сознательное регулирование спортсменом своего поведения в затрудненных условиях. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. Поэтому общая функции – регуляции, конкретизируется в — активизирую­щей и тормозящей функциях. Волевая подготовка предполагает развитие у спортсмена различных волевых качеств (волевых черт характера), которые считаются необходимыми, универсальными в спорте, а также ценятся и в других видах деятельности человека. Для того, чтобы эффективно руководить волевой подготовкой спортсменов, тренер должен иметь определенные теоретические знания и практические навыки управления развитием волевых качеств и привычек своих учеников. Важнейшим (ведущим) волевым качеством личности спортсмена является целеустремленность. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенную деятельность; это важнейшее мотивационно-волевое свойство личности, определяющее содержание и уровень развития всех других свойств. Инициативность – умение по собственному почину пред­принимать необходимые действия и поступки. Дисциплинированность – умение сознательно, точно и свевременно выполнять свои задачи и обязанности. Самостоятельность – умение следовать своим убежде­ниям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других. Противоположное свойство – внушаемость. Решительность — умение принимать обдуманные реше­ния и последовательно проводить их в жизнь. Настойчивость и упорство – умение постоянно и длительно пресле­довать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Не смешивать с упрямством. Выдержка – умение сознательно тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого ре­шения. Организованность – умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении. Смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения поставленной цели. Противоположное свойство — трусость. Мужество — одно из высших проявлений воли спортсмена, стойкость, умение всегда быть верным долгу, добиваться поставленной цели с полным самообладанием и выдержкой, затормаживая страх в опасных ситуациях. Противоположное свойство — малодушие. Устойчивым волевым качеством личности спортсмена является локус контроля (от лат. 1осus —местоположение и фр. сопtrо1е —проверка) — склон­ность человека возлагать ответственность за принятие решения и резуль­таты деятельности на внешние обстоятельства (экстернальный локус кон­троля) или на самого себя (интервальный локус контроля). Исследова­ния показывают, что экстернальный локус контроля связывают с такими чертами личности, как безответственность, неуверенность в своих си­лах, нерешительность и пр. Относящиеся к этой категории спортсмены найдут оправдание любым своим поступкам, ссылаясь на неблагоприятные вне­шние условия. Все проявления воли, характеризующие систему волевых качеств, находятся в теснейшей взаимосвязи. Только наличие системы развитых волевых качеств определяет сильную волю (силу воли) спортсмена. Однако бывают случаи, когда одно или несколько качеств воли развиты слабо, и тогда говорят о безвольном поведении, или о формах проявления волевой недостаточности (аномалиях воли). Различают активные и пассивные формы волевой недостаточности спортсменов. К пассивным формам волевой недостаточности относятся: Легкая внушаемость и несамостоятельность. Внушаемость – это индивидуальная некритическая податливость спортсмена воздействиям окружающих людей. Для таких людей прав тот, кто говорит последним, мнение последнего явля­ется и их мнением, они делают то, что предписывают или приказывают другие. Предприимчивость и инициатива от­сутствуют, настойчивость незначительна. Такая форма волевой недостаточности связана чаще всего со слабым раз­витием принципиальности. Апатия – более тяжелая форма волевой недо­статочности, которая характеризуется эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. Апатия протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. Нерешительность – это форма во­левой недостаточности, проявляющаяся в неспособности остановиться на одном существенном мотиве и решить дей­ствовать в определенном направлении. У нерешительных спортсменов наблюдается длительная борьба мотивов, сопровождающаяся тяжелым состоянием самосознания собственной беспомощности. Нерешительные люди или совсем не при­нимают никакого решения или принимают случайное решение, утомившись от душевной борьбы. Но и это принятое решение не доводят до конца и часто меняют, уже приступив к исполнению. Отсутствие настойчивости и выдержки проявляется в том, что люди принимают много решений, но никогда не доводят их до конца. Отсутст­вие настойчивости и выдержки часто определяется развившейся леностью со слабо развитой способностью к волевому усилию. Спортсмены с активными формами волевой недостаточности на первый взгляд кажутся необы­чайно энергичными и настойчивыми. Импульсивность проявляется в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивным спортсменам свойственно неудержимое стремление к немедленному действию, чтобы достигнуть желаемого. Причем действуют необдуманно, беспланово, под влиянием вспыхнув­шего чувства, а потому и не достигают целесообразных результатов. Импульсивность характерна людям с сильными и бурно протекающими чувствами, неспособными к самообладанию и выдержке, людям, которые не выработали самоконтроля, людям «разбросанным», с неустойчивыми интересами и стремлениями. Данная форма волевой недостаточности является ярким выражением безволия, внешне проявляющимся в бурной, малоосознанной активности. Упрямство – дефект волевой сферы человека, выражающееся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам и указаниям других людей. Упрямство связано со слабостью критической оценки, неспособностью спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, отсутствием гибкости ума. Негативизм проявляется как немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, хотя разумные соображения не дают оснований для этого. Существуют различные степени проявления форм волевой недостаточности– от более или менее незначительных и эпизодических до крайних случаев, вплоть до болезненных. Не существует резких границ между различными формами волевой недостаточности спортсменов, чаще всего наблюда­ются смешанные типы. Глав­ным фактором формирования воли спортсмена является сознательный выбор более сложного и трудного, но эффективного пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях: подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей подготовки, уме­ние рационально использовать каждую минуту, планирование и соблюдение режима дня, специальные задания для развития воли по типу «отставленного финиша», попытки «для характера», де­монстрация соперникам готовности переносить тяготы, различ­ные пари с партнерами, тренером — все это позволяет сформировать волевую готовность спортсмена, создает ореол «легкой побе­ды», позволяет порой выиграть соревнование до соревнования. Воля спортсмена проявляется в действиях. Волевыми называются такие дей­ствия человека, с помощью которых он сознательно стремится к дости­жению определенных целей.
 
 
 
 
 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: