Первичное выявление претендентов происходит путем анализа их документов
(общих анкет, резюме, характеристик, рекомендаций). Его методы зависят от бюджета предприятия, важности должности, престижности данной организации и т.д. С помощью оценки документов можно получить общую информацию, позволяющую сделать вывод о целесообразности встречи с кандидатом для ознакомительного собеседования, которое позволяет отсеять большую часть претендентов, а для оставшихся выбрать наиболее подходящие методы дальнейшей проверки, изучения психологических и профессиональных качеств и выдвижения на соответствующую должность. Для этого используют следующие методы:
— целевые собеседования, дающие возможность оценить интеллект, профессионализм, эрудицию, сообразительность, открытость новому, наблюдательность, инициативность, благоразумие, прилежание и т.п.;
— тестирование, которое может предназначаться как для отбора лучших претендентов, так и для отсева слабых. Преимущества тестирования состоят в оценке профессиональных качеств данного кандидата с учетом особенностей организации и его будущей деятельности.
|
|
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с будущим руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога принимает окончательное решение и отбираетлучшего из претендентов. Такое собеседование проводится обычно с груп-
пой кандидатов (два-три человека на каждую должность), направляемых кадровыми службами.
Ошибками при отборе кадров считаются:
— отсутствие надежного перечня требований к претендентам;
— поспешное суждение о человеке, ошибочная интерпретация его внешности, ответов на вопросы;
— нетерпимость к недостаткам, которые есть у всех, или, наоборот,
их игнорирование;
— ориентация на формальные заслуги;
— прием людей без необходимости, т.е. по принципу «был бы человек, а работа найдется».
Условия, на которых принимается на работу отобранный кандидат,обычно излагаются в форме договора с правами и обязанностями обеих сторон. Каждый сотрудник, прежде чем приступить к работе, должен расписаться в документе, где излагаются все условия найма и работы
в данной должности. Этот документ впоследствии может защитить
и работника, и нанимателя от претензий в случае возникновения спора.
3.