Олигополия

Понятие «монополия» (от греческого «монос» - один, «полео» - продаю) означает исключительное право производства, принадлежащее одному лицу. Следовательно, чистая монополия - это ситуация на конкретном товарном рынке, где имеется всего один продавец.

Рынок чистой монополии имеет характерные черты:

1) на нем выступает единственный продавец, который выпускает уникальный, не имеющий заменителей продукт;

2) монополист контролирует цены;

3) на пути входа в такой рынок часто имеются непреодолимые для конкурента барьеры - экономические, технические, юридические.

Очень часто государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному законодательству США, изобретатель имеет исключительное право над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как «Ксерокс», «Сони», «Истман Кодак» и др.

Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и тем самым - фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль ограничивается также путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий, которые предоставляются как частным лицам, так и государственным организациям.

Пример частной нерегулируемой монополии - алмазный синдикат «Де Бирс», который контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов.

Также различают естественную монополию - ситуацию, при которой производство товара или услуг сосредоточено в одних руках в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

К ним относятся предприятия водоснабжения, электрические и газовые компании, транспортные предприятия, поскольку крайне нерационально в любом городе иметь две сети канализации, подвода газа и электроэнергии. Как правило, естественные монополии находятся или в собственности государства или действуют под его строгим контролем.

Второй тип несовершенной конкуренции составляет монополистическая конкуренция. Она возникает там, где хозяйствуют многие фирмы, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая отдельная фирма действует на свой страх и риск, сама определяет ценовую политику.

При этом предприятия предлагают похожую, но неидентичную продукцию, иначе - дифференцированную. Дифференциация продукции затрагивает прежде всего качество товара, однако может основываться и на тех услугах, которые связаны с обслуживанием покупателя. Покупатель может отдать предпочтение товару в привлекательной упаковке, магазину, находящемуся возле его дома, возможности покупки товара в рассрочку и т.п.

Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают многочисленные примеры монополистической конкуренции. Важной чертой монополистической конкуренции является относительная легкость вступления в рынок, поскольку производители, работающие на этот тип рынка, обычно но являются крупными.

Тем не менее, наряду с мелкими и средними, здесь действуют и весьма крупные фирмы. Например, на рынке вычислительной техники среди множества некрупных производителей выделяется крупное предприятие -«Интернэшнл бизнес мэшинз» (IBM).

Олигополия (по-гречески «олигос» - немногий, «полео» - продаю), - это понятие, характеризующее немногочисленность участников на рынке товаров и услуг. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородные преобладают на рынке сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали и т.п.; дифференцированные - на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность предприятий способствует возникновению соглашений в отношении цен, раздела рынков сбыта. Как правило, выделяется доминирующая фирма, которая обычно следует практике «лидерства в ценах». В этом случае она диктует цену, а остальные олигополисты идут вслед за лидером. Типичными примерами предприятий-олигополистов могут служить компании по производству сигарет и домашних моющих средств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: