ОЭТ. №14. Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки

Предпр-во существует в разных формах. В основе классификации лежат два признака - форма собственности и величина фирмы. В зав-ти от формы собственности предпр-во делится на гос-ое и частное. Уд. вес этих двух секторов в нац-й экономике подвижен: при национализации границы гос-го предпр-ва расширяются, приватизация их сужает. Гос-ое предпр-во обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финан и организац опекой правительства. В то же время частный сектор имеет перед гос-ым ряд преимуществ: - он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;- не регламентирован в объемах бизнеса; - не ограничен твердой ценой. В предпринимательстве выделяют три вида: 1) индивидуальное, или частное, 2) товари­щество, или партнерство, 3) корпорация (акционерное общество). Индивидуальным называют бизнес, влад-м кот-го явл. 1 человек. Он несет неогр-ю имущественную ответств-ть и у него невелик капитал - в этом недостатки индив-го предпр-ва. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам произ-ить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установ­ленного для корпораций. Это наиболее распр-ная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг,, а также проф деятельности юристов, врачей и т.п. Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Достоинства парт­нерства в том, что его легко организовать и привлечь доп. ср-ва и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность фин ресурсов при развиваю­щемся деле, кот. треб. новых вложений кап-ла, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпр-кой деят-ти. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпора­ция - АО. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпри-ва стала в России самой популярной. К числу преимуществ корпораций относятся: 1) неогран-е возможности привлеч-я денежною кап-ла через продажу акций и облигаций; 2) привлечение проф специалистов для выполнения управл-ких функ­ций; 3) стабильность функционирования корпорации, ибо выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы. К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся: 1) двойное налогообложение той части дохода корпорации, кот выплач-ся в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции; 2) благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости; 3) разделение функций собств-ти и контроля. Владельцы акций заинтересованы в мах дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот. По признаку размеров предпр-ва различают: малый бизнес, средний биз­нес, крупный бизнес. Наибо­лее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга и венчурного предпринимательства. Франчайзинг - система мелких частных фирм, кот-е включают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деят-ти на опред территории и в опред сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т.д. Мелкие фирмы стано­вятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказыва­ются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги не затрачивая их на реал-ю собственной продукции и кроме того они получают регулярные платежи от своих подо­печных. Венчурная фирма - комм организация, занимающаяся разработкой научных иссл-й для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют "прогореть", если новая продукция не будет соотв-ть требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издерж­кам. Средний бизнес непрочен, т.к. ему приходится конку­рировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение состав­ляют лишь фирмы, которые явл своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов) Крупный бизнес. монопольное положение на рынке дает ему возможность произ-ть дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. В соответствии с ГК РФ все организации разделяются на коммер­ческие и неком-ие. Коммерческие основной целью имеют извлечение прибыли. Некоммерческие не ставят таких целей. Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производ­ственных кооперативов, гос-ых и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственные товар-ва существуют в формах: полного товарищества, товари­щества на вере (коммандитного товарищества), общества с ограниченной ответственно­стью, общества с дополнительной ответственностью, АО (открытого и закрытого), дочерних и зависимых обществ. Неком. фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общест­венных или религиозных организаций, благотворительных фондов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: