ОЭТ. №15. Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы

Фирма - организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для произ-ва товара или услуги с целью получения прибыли. Для успешного функц-ния на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными. Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному опред ее цели и средства их достижения. 1) Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. 2) Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом - дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы. 3) Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Существует два пути роста: внутренний, за счет концентрации произ-ва и капитала, и внешний, который основан на централизации произ-ва и капитала в результате слияний и поглощений. Внутренние источники роста:а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;б) выпуск акций;в) заемные средства, взятые у банка.Внешние источники роста: а) слияние, т.е. объединение двух и более компаний;б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций. Слияния и поглощения осущ-ся путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации. Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, означающая объединение фирм, чьи технолог-кие процессы никак не связаны (например, произ-во химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов произв-ого процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами). 4) Теории множественности целей главный упор делают на характер поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей (Япония). 5) Неоклассическая теория: фирма - черный ящик. На входе - ресурсы, на выходе - продукция. Основная задача - максимизация прибыли, которая достигается при равенстве ТС и TR.В любой теории необходимым звеном явл определение стратегии фирмы. Стратегия - это выбор фирмой основных долгосроч целей и задач, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различ два типа стратегии: оборонительную и наступательную. Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на произ-ве его прототипа. Наступательная стратегия предусматривает активное обновление произ-ва за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши. Основной формой управления фирмой является менеджмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: