МИЭ. №7. Кривая предложения фирмы. Излишек производителя. Эластичность предложения по цене

В связи с тем, что в коротком периоде фирма может выпускать продукцию, не покрывая постоянных затрат, для оценки эк. результата ее деят-ти наряду с прибылью используют понятие излишки производителя. Он равен разности между общей выручкой фирмы и общими переменными затратами. Излишки производителя превышают прибыль на величину постоянных затрат. Соотношение между этими двумя понятиями показано на рис. 1;

прибыль равна площади прямоугольника Pcda, а излишки производители - площади abed. Последние можно рассматривать, как максимальную сумму денег, которую фирма согласна заплатить за возможность производить продукцию в коротком периоде. Т.к. MC=AVC то излишки производителя можно представить как разность между выручкой и суммой предельных затрат, которая соответствует на рис. 2 заштрихованной площади.

Такой способ графического представления излишков производителя удобен тем, что показывает их связь с кривой предложения фирмы. Коэффициент эластичности предложения по цене, или коэффициент прямой эластичности предложения (eS) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения блага, если его цена изменится на 1%:

Предложение называют эластичным, если eS > 1, а неэластичным, если eS < 1.

Значение коэффициента прямой эластичности предложения можно определить по графику функции предложения. Если линия предложения является прямой, как в случаях, представленных на рис. 3, a и б, то коэффициент эластичности предложения равен отношению длины отрезка AQA к длине отрезка АВ. Это следует из того, что

.

Когда прямая предложения исходит из начала координат, то, каков бы ни был ее наклон, eS = 1.

Рис. 3. Графическое определение эластичности предложения

Чтобы определить эластичность предложения в любой точке криволинейного графика предложения S (рис. 3, в), нужно к этой точке провести касательную. Если последняя пересекает ось ординат, то eS > 1, а если - ось абсцисс, то eS < 1; когда касательная проходит через начало координат, тогда eS = 1. Суммарное предложение всех фирм, производящих одинаковый вид продукции, называют рыночным (отраслевым) предложение м. Чтобы получить рыночную функцию предложения нужно сложить функции предложения всех фирм при положительных значениях выпуска. График рыночного предложения представляет собой горизонтальную сумму кривых предложения всех фирм отрасли.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: