ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЛЯМИ.
Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель
Система органов государственного управления землями и их компетенция. Функции государственного управления землями.
Государственный земельный кадастр и мониторинг.
Государственная регистрация земельных участков, прав на земельные участки и сделок с ними.
Понятие и содержание землеустройства.
Государственный контроль за использованием земель и их охраной.
1.
Цель управления земельным фондом состоит в организации рационального, эффективного использования земель и их охраны. Объект управления – деятельность в сфере землевладения, землепользования и охраны земель.
Как самостоятельный институт – это совокупность норм, устанавливающих порядок учёта земель и ведения земельного кадастра; мониторинг земель; проведение землеустройства и планировки земель населенных пунктов; осуществление контроля за использованием земель; воспроизводство земельных ресурсов; разрешение земельных споров.
Управление земельным фондом – это подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, направленная на организацию рационального использования и охрану земель.
Управление земельным фондом может быть государственным и внутрихозяйственным. Это – две взаимосвязанные стороны единого процесса управления земельным фондом, осуществляемого и на общегосударственном уровне, и конкретными владельцами (пользователями) земли. Внутрихозяйственное управление землёй предполагает организацию рационального использования и охрану земель собственниками, владельцами и пользователями. Порядок и условия такой деятельности устанавливаются государством.
2.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ И ИХ КОМПЕНТЕНЦИЯ.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ
Государственное управление земельным фондом подразделяется на:
ü общее государственное управление,
ü специальное,
ü ведомственное (отраслевое) управление.
Общее управление осуществляется органами общей компетенции и распространяется на все земли, независимо от категории земель и форм их использования (на праве собственности, владения, пользования, аренды, сервитутном или ином праве).
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент РБ, Совет Министров РБ, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на то государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству (ст. 5 Кодекса о земле). Общее управление строится по принципу административно-территориального деления. В сферу общего государственного управления включается законодательная деятельность высших органов государственной власти в области регулирования земельных отношений.
Специальное управление осуществляется уполномоченными органами, которые подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции. Органы специального управления имеют двойное подчинение - органу общего управления и вышестоящему органу специального управления.
В Республике Беларусь специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству является Комитет по государственному имуществу. Он наделен обширными полномочиями в области государственного управления земельным фондом.
Ведомственное управление осуществляют различные министерства и ведомства. В их управление переданы земли определенного целевого назначения. К числу ведомственных органов относятся: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство обороны, Министерство энергетики, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь и др.
В управлении земельным фондом могут участвовать общественные объединения, территориальные органы общественного самоуправления, граждане (в соответствии со ст.7 Кодекса о земле).
Государственные органы занимают ведущее место в управлении земельным фондом. К числу основных функций управления в области использования и охраны земель относятся:
· планирование использования и охраны земель;
· государственный земельный кадастр;
· регистрация земельной недвижимости, прав на неё и сделок с нею;
· предоставление и изъятие земель;
· землеустройство;
· мониторинг земель;
· государственный контроль за использованием и охраной земель;
· разрешение земельных споров.
3.