В настоящее время земельные участки, расположенные на территории РБ, независимо от форм собственности и целевого назначения подлежат обязательному государственному кадастровому учёту, а права на них и сделки с ними – обязательной государственной регистрации.
Согласно ст. 142 Кодекса о земле государственный земельный кадастр - представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель.
Данные земельного кадастра используются при установлении прав на земельный участок, совершении сделок с ним, определении стоимости и размеров платежей за землю.
Земельный кадастр имеет ряд значений:
Ø выступает как государственно-правовое мероприятие. Государство устанавливает содержание земельного кадастра, формы кадастровой документации, порядок веления учёта земель, а также систему контроля за правильностью ведения земельного кадастра;
Ø это целостная система, определённые методы, приёмы учёта земель, их оценки, регистрации землевладений и землепользований по особым обобщённым показателям;
Ø это институт земельного права, совокупность земельно-кадастровых правовых норм;
Ø самостоятельная функция управления земельным фондом, имеющая свою правовую основу.
Государственный земельный кадастр состоит из единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц РБ, регистра земельных участков, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов РБ.
Данные государственного земельного кадастра могут собираться, хранится, и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.
К земельно-кадастровой документации относятся:
· государственные земельно-кадастровые книги;
· кадастровые карты (планы);
· кадастровые дела;
· электронные базы данных регистров (реестров) государственного земельного кадастра;
· каталоги геодезических координат границ земельных участков;
· книги учёта выданных документов;
· статистические отчёты;
· аналитические обзоры;
· другие документы, содержащие сведения о состоянии и использовании земельных ресурсов.
Государственный кадастровый учёт земельных участков предполагает присвоение земельному участку кадастрового номера, который сохраняется за этим участком на весь период его существования, внесение сведений о земельном участке в государственную земельно-кадастровую книгу и нанесение границ этого земельного участка на кадастровую карту.
Государственная регистрация прав на земельный участок – внесение в установленном порядке сведений в государственную земельно-кадастровую книгу о праве собственности и других вещных правах на земельные участки, ограничениях этих прав, об их возникновении, переходе и прекращении в соответствии с требованиями ГК РБ и Кодекса РБ о земле.
Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Задачи мониторинга – выявление изменений в земельном фонде, оценка этих изменений и их последствий, обеспечение собственников, владельцев, пользователей земли, контрольных органов данными о земле, выработка рекомендаций для устранения негативных последствий хозяйственной деятельности.
Объектом мониторинга земель являются все земли РБ. Он осуществляется за счёт средств республиканского бюджета, и порядок осуществления мониторинга земель устанавливаются Советом Министров РБ.
Как и земельный кадастр, мониторинг предназначен для:
1) обеспечения Советов депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле;
2) обоснования размеров платы за землю;
3) оценки хозяйственной деятельности;
4) осуществления других мероприятий, связанных с использованием земель
4.