double arrow

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

2

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов.

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения курса гражданского права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудитор­ной) работы студентов, изучающих гражданское право, являются:

во-первых, продолжение изучения гражданского права в домаш­них условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.

Изучение и изложение информации, полученной в результате изу­чения научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.




Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются:

- подготовка докладов по отдельным темам программы по граж­данскому праву;

- участие в научных студенческих конференциях.

В рамках ряда форм самостоятельной работы студентов (подготов­ка докладов по отдельным темам программы по гражданскому пра­ву, участие в работе научного студенческого клуба по гражданскому праву, участие в научных студенческих конференциях и т.д.) основ­ное внимание необходимо уделять следующим принципиальным воп­росам.

1. Чтение по рекомендации преподавателя новейших монографи­ческих изданий по гражданскому праву, а также наиболее значимых статей в юридических журналах; конспектирование этих работ с пос­ледующим докладом и обсуждением на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба (на научной студенческой конференции).

2. Составление кратких обзоров по наиболее характерным граждан­ским делам, опубликованным в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ. Итоги таких обзоров дол­жны критически обсуждаться на практических занятиях или на засе­дании научного студенческого клуба (на научной студенческой кон­ференции).

3. Посещения (по заданию преподавателя) судебных заседаний су­дов общей юрисдикции, а также арбитражных судов для привития студентам интереса к «живой» практике работы суда, арбитражного суда, адвокатуры. Итоги таких посещений по наиболее интересным гражданским делам следует обсуждать на практических занятиях или на заседании научного студенческого клуба.



4. Подготовка отзывов на законопроекты в качестве домашних за­даний, поскольку желательно приобщить к правотворческому про­цессу и студентов. Подготовленные отзывы целесообразно обсуждать на практическом занятии или на заседании научного студенческого клуба.

5. Составление проектов гражданско-правовых документов в каче­стве домашних заданий. На практических за­нятиях следует разобрать наиболее и наименее удачные документы.

Желательно, чтобы задания студентам, указанные в пп. 1—5, дава­лись преподавателем с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.

Участие в научной студенческой конференцииимеет своей целью дать студенту возмож­ность приобрести навыки научной работы, связанные со способнос­тью публично высказывать на высоком теоретическом уровне свои суждения и делать обоснованные теоретические выводы, основанные на глубоком изучении и обобщении мнений, высказанных в научно-теоретической литературе различными авторами, а также анализе нормативного материала и правоприменительной практики.

Участие студентов в таких конференциях не предполагает массо­вости. Привлечение студентов к такой форме самостоятельной работы осуществляется преподавателем на основании признания в соответ­ствующей группе определенного студенческого доклада лучшим, материалов подготовленной курсовой (ряда курсовых) или диплом­ной работы, мнения руководителя научного студенческого клуба о сделанном студентом докладе как о лучшем.



Подготовка доклада студентом для выступления на научной сту­денческой конференции предполагает тщательный отбор материалов, содержащихся в докладе, курсовой (нескольких курсовых) или дип­ломной работе с точки зрения их актуальности, новизны и не изученности в науке, а также дискуссионность поставленной проблемы. В связи с этим в докладе студента после чрезвычайно краткого вступле­ния с изложением актуальности предлагаемой вниманию аудитории проблемы должны быть представлены положения научного характера, подтверждающиеся анализом высказанных в научной литературе точек зрения, тенденций соответствующей правоприменительной практики, а также иных практических материалов. Изложение поло­жений научного характера в докладе, связанное с критикой имеющихся в научной литературе мнений или складывающейся правоприменитель­ной практики, должно осуществляться чрезвычайно корректно и до­казательно. Студент, делающий доклад на научной студенческой кон­ференции, должен быть готов к вопросам, которые будут задавать ему слушатели, что делает необходимым при подготовке к докладу тща­тельное обдумывание дополнительной аргументации высказываемой в нем авторской позиции.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студен­тов являются еженедельные консультации преподавателя, на которых осуществляется:

а) контроль за подготовкой студентами планов, а также проверка нормативного материала и литературы по докладам, курсовым и дипломным работам;

б) обсуждение планов и тезисов будущих докладов на заседаниях клуба и научно-студенческих конференциях.

Формой подведения итогов подготовки докладов является их защита.



2




Сейчас читают про: