Экспериментально-психологические теории интеллекта, разрабатываемые
в рамках различных зарубежных и отечественных подходов, ориентирова-
ны (в отличие от тестологических теорий) на выявление механизмов ин-
теллектуальной активности. В целях упорядочения накопленных в этой об-
ласти материалов выделим несколько основных подходов, для каждого из
которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке при-
роды интеллекта (см.: [Холодная, 2002]).
1. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания
сознания).
2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адап-
тации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимо-
действия человека с внешним миром).
3. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социали-
зации, а также влияния культуры в целом).
4. Процессуально-деятельностный подход (интеллект как особая форма
человеческой деятельности).
5. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного
обучения).
Экспериментально-психологические теории интеллекта
6. Информационный подход (интеллект как совокупность элементарных
процессов переработки информации).
7. Функционально-уровневый подход (интеллект как система разноуровне-
вых познавательных процессов).
8. Регуляционный подход (интеллект как фактор саморегуляции психиче-
ской активности человека).
9. Онтологический подход (интеллект как форма организации индивиду-
ального ментального опыта).