И склонность к подтверждению

Кратко рассмотрим три эффекта в оценочных суждениях, которые, по всей
видимости, вызваны потребностью в снятии (уменьшению) неопределенно-
сти,
стремлением к непротиворечивости собственного поведения и вне-
шних событий. Наличие неопределенности переживается человеком нега-
тивно. Подтверждением этого могут служить, как эксперименты, прове-
денные в рамках теории когнитивного диссонанса [Festinger, 1957], так и
более поздние иелледования в области оценочных суждений, показавшие,
что человеку свойственна четко выраженная склонность к избеганию нео-
пределенности
[Camerer, Weber, 1992]. Если неопределенность вызывает у
человека негативные эмоции, а «ошибки», отклонения (biases) в оценоч-
ных суждениях эту неопределенность хотя бы частично уменьшают, сле-
довательно, последние работают на критерий оптимальности, который мы
назвали улучшением эмоционального состояния.

Эффект оправдания трудных решений (justifying difficult decisions) предска-
зал автор широко известной теории когнитивного диссонанса Леон Фестин-
гер. Этот эффект касается оценки привлекательности альтернативных ва-
риантов поведения и имеет место после принятия трудного решения. Труд-
ным решением
называется тот случай, когда альтернативные варианты, из ко-
торых необходимо сделать выбор, мало различаются по привлекательности.

Экспериментальное исследование одного из учеников Фестингера —
Брема [Festinger, 1957] показало, что после принятия трудного решения по-
вышается субъективная привлекательность избранного варианта и пони-
жается субъективная привлекательность отвергнутого. Эксперимент был
построен следующим образом. Испытуемых (женщин) просили оценить
привлекательность различных предметов домашнего обихода таких, как
секундомер, радиоприемник, настольная лампа и т. д. После этого конт-
рольной группе один из предметов был преподнесен в качестве подарка.
Первой экспериментальной группе (группа трудного решения) был предо-
ставлен выбор между близкими по привлекательности предметами; второй
(группа легкого решения) дали возможность выбрать предмет из двух силь-
но различающихся между собой по привлекательности. После этого испы-
туемых всех трех групп попросили вновь оценить предметы по их привле-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: