ты развития понимания физического мира были рассмотрены нами выше.
Наша точка зрения отлична от высказанной Кэри. Однако понимание фи-
зического мира и понимание организации социального мира, называемого
психическим концептом, по определению Кэри, т.е. понимание психичес-
ких состояний, происходит различно. Понимание психических состояний
требует более сложной ментальной организации, проходит более продолжи-
тельный путь развития. Однако врожденные, базовые схемы в понимании
как физического, так и социального мира присущи самым маленьким мла-
денцам. Поэтому, мы рассмотрели теоретическую модель развития житей-
ской психологии Пернера, пытающегося объединить две линии ментального
развития детей — понимание физического и социального мира.
Общий прогресс развития, по Пернеру, идет от первичной репрезента-
ции (одиночная модель) к вторичной репрезентации (мультимодель или
комплексная модель) и к метарепрезентации. Пернер выделяет три ступе-
ни в развитии понимания психических состояний или социальных субъек-
тов у детей:
• врожденная сензитивность к экспрессии ментальных состояний;
• понимание ментальных состояний, тесно связанных с ситуацией «си-
туативная теория поведения»;
• понимание ментальных состояний как внутренней репрезентации —
«репрезентативная теория сознания». Только на этой стадии появля-
ется возможность связать референты с ментальными состояниями.
Многие положения концепции Пернера безусловно спорны и некоторые
факты, обсужденные в нашей работе, ставят под сомнение универсальность
данной модели. Так, предположение об организации ментальной репрезен-
тации младенцев первого года жизни как одиночной модели текущей инфор-
мации не согласуется с нашими данными о развитии антиципации у мла-
денцев уже двухнедельного возраста в условиях непрерывного движения, с
данными о возможности понимания некоторых конструктов организации
физического мира — непрерывности и субстациональности. Выполнение
младенцами задач с исчезновением объекта с антиципацией и понимание
некоторых законов существования физического мира с необходимостью тре-
буют ментальной организации на уровне мульти- и даже метамоделей. Уз-
навание себя в зеркале проходит путь постепенного изменения понимания
отражения как объекта познания (как физического объекта) к пониманию
зеркального Я (социального субъекта). Различия в уровнях развития следу-
ет, возможно, искать в количестве и качестве связанности внутренних ре-
презентаций, которые существенно изменяются в процессе развития ребен-
ка. Данное предположение требует дальнейшей теоретической и экспери-
ментальной разработки проблем когнитивного развития.
Таким образом, представлена довольно разноплановая картина пони-
мания процесса становления theory of mind в раннем возрасте. Особый ин-
терес к раннему возрасту обусловлен прежде всего тем, что для понима-
Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже
ния сложных форм социальных взаимодействий между людьми необходи-
мо изучить базовые формы социального поведения, его детерминанты и
механизмы. Несмотря на противоречивость и разнородность представлен-
ных концепций и теорий, становится отчетливо ясно, что процесс станов-
ления модели ментальности хотя и имеет особый статус в психическом раз-
витии человека, он не может быть изучен и понят в отрыве от других ас-
пектов развития: когнитивного, моторного, эмоционального. Создание
единой стереоскопической картины постижения человеком мира во всех
его сложнейших противоречиях позволит продвинуться к пониманию ос-
нов этого процесса, к пониманию основ социализации. Ранний период раз-
вития ребенка позволяет изучить природу этого процесса.