Раздел 1.2. Теоретическая педагогика

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Общее представление о педагогике, история ее становления как науки (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и др.). Объект, предмет, специфические функции педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Задачи педагогики на современном этапе. Категориально-понятийный аппарат педагогики.Характеристика исторически сложившихся педагогических категорий: воспитания, обучения и образования. Проблема соотношения этих понятий в педагогике. Современные педагогические понятия: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая деятельность. Структура педагогической науки. Место педагогики в системе гуманитарных наук.

Методология педагогической науки и методы исследования. Понятие о методологии, методологии педагогики. Функции методологического знания: дескриптивная, прескриптивная, прогностическая. Уровни существования методологического знания. Методологическая культура современного педагога – одно из условий проведения научно-педагогических исследований. Понятие о принципах организации педагогических исследований. Система методов и методика педагогического исследования. Общие требования к организации педагогического эксперимента и обработке результатов педагогического исследования.

Методологические подходы к педагогической системе и решению педагогических задач.

Теории целостного педагогического процесса. Сущность, характеристика педагогического процесса (учебно-воспитательного процесса). Целостный педагогический процесс как целенаправленное и организованное взаимодействие педагога и детей. Отечественные педагоги К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский о характере и структуре целостного педагогического процесса. Целостность, системность – основные признаки педагогического процесса. Единство обучения, воспитания и развития личности в педагогическом процессе. Закономерности и принципы педагогического процесса и педагогической деятельности. Учитель – главная фигура педагогического процесса. Ребенок как объект и субъект учебно-воспитательного процесса.

Противоречия – движущие силы целостного педагогического процесса. Педагогический процесс и педагогическая деятельность. Условия, логика построения целостного педагогического процесса в школе и дошкольном учреждении. Теории Ю. К. Бабанского, Б. Т. Лихачева, Н. Е. Щурковой о целостном педагогическом процессе.

Современные дидактические концепции. Дидактическая концепция как стройная система научно обоснованных взглядов, положений об обучении в конкретной педагогической системе. Преподавание и учение как составляющие процесса обучения. Теоретические подходы к обучению: традиционный, педоцентрический, современный. Доминирующая роль преподавания в традиционном (классическом) обучении (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт).

Ведущая роль учения – деятельности ребенка в педоцентрической теории: система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, свободное воспитание личности и т.д.

Современные дидактические концепции: программированное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированные концепции, педагогика сотрудничества.

Методы и средства обучения. Место метода обучения в целостном педагогическом процессе, его функции. Разнообразие трактовок метода обучения. Классификация методов обучения. Классификация Е. В. Перовской и Е. Я. Голант: методы словесные, наглядные, практические. Классификация М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера на основе характера познавательной деятельности учащихся и др. Традиционная классификация методов обучения в отечественной дидактике. Понятие о средствах обучения и их классификации. Педагогические условия применения средств обучения. Взаимосвязь методов и средств обучения.

Ведущие теории воспитания. Воспитание как ведущее понятие педагогики, его социальная сущность. Воспитание в широком и узком педагогическом смысле. Теория воспитания всесторонне развитой гармоничной личности (традиционная), гуманистическое воспитание. Классификация теорий и концепций воспитания (подходы С. В. Кульневич и Е. В. Бондаревской; Н. Крыловой и др.). Личностно-ориентированное воспитание культурологического типа Е. В. Бондаревской. Социологизаторская теория воспитания А. В. Мудрик, В. Г. Бочаровой и Б. П. Битинас.

Аксиологический подход к воспитанию. Личность как высшая ценность в мире, отношение к ней – главный критерий в определении сущности концепции воспитания.

Теория свободного воспитания (Ж.Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори, К. Н. Вентцель).

«Школа жизни» Ш. А. Амонашвили. Синергетическая теория Н. М. Таланчука. Идеи народного воспитания К. Д. Ушинского и этнопедагогическая концепция Г. Н. Волкова.

Теории коллективного воспитания учащихся в советской педагогике XX в. Концепции экологического, политехнического, трудового воспитания подрастающих поколений.

Педагогические технологии как инновационный подход в воспитании школьников (Н. Е. Щуркова).

Цель и задачи гуманистического воспитания. Представления просветителей о цели воспитания с древнейших времен до настоящего времени. Гуманизм – методологическая основа гуманистического воспитания. Гармоничное развитие личности как ведущая цель гуманистического воспитания. Ведущие идеи гуманной педагогики: формирование духовно-нравственной личности, человек как творец собственного бытия и образования, развитие самости (природного начала) и социумности (социальных свойств, отношений) - две стороны самосознания личности. Воспитание социально значимых качеств личности.

Задачи гуманистического воспитания в современных условиях: формирование и развитие личностной «Я-концепции», осознание собственной уникальности и ценности, помощь в развитии индивидуальных природных способностей, творческого потенциала и ответственности за жизнетворчество, приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры и т.д.

Педагогические условия воспитания гуманной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: