Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Предмет и задачи дисциплины, ее место в системе педагогического знания. Педагогическая практика как часть педагогической действительности. Понятие о формах взаимосвязи педагогической теории с практикой: научная конференция, семинар, научный доклад и т.д. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Целеполагание как ведущий компонент педагогической деятельности. Условия конструирования педагогического процесса и системы. Выбор стратегической цели – одно из условий конструирования педагогической системы.
Технологии решения педагогических задач. Понятие о технологии, технологии решения педагогических задач. Педагогические цели, задачи, их взаимообусловленность. Типы профессиональных педагогических задач. Этапы организации педагогической деятельности, постановка педагогом стратегических, тактических и оперативных задач. Воспитательные и образовательные задачи. Педагогическая ситуация, педагогический факт, педагогическое явление, педагогическая закономерность. Методы, приемы решения педагогической ситуации: анализ, характеристика системы отношений, выделение главной линии (проблемы), обобщение, педагогическое действие, анализ, оценка, моделирование новой ситуации.
|
|
Педагогическая диагностика образовательной среды ДОУ. Характеристика педагогической диагностики, разнообразие ее форм. Педагогические методики изучения ребенка на разных возрастных этапах развития. Условия проведения педагогической диагностики. Технологии выявления эффективности воспитания и обучения детей в школе. Критерии, показатели и оценка результатов освоения ребенком образовательных программ. Диагностический инструментарий изучения образовательной среды ДОУ.
Изучение образовательной среды дошкольного учреждения – одна из задач администрации ДОУ. Образовательная среда ДОУ – совокупность условий, влияющих на полноценное развитие личности ребенка. Компоненты образовательной среды. Управление образовательной средой. Критерии «измерения» образовательной среды ДОУ. Диагностические методы и методики выявления качества образовательного процесса ДОУ. Технологии диагностики образовательной среды ДОУ, этапы проведения диагностики.
Позиция педагога в профессиональной деятельности. Основные характеристики позиции педагога, воспитателя. Педагогическая позиция, ее существенные признаки. Профессиональная позиция педагога, обусловленная внутренними мотивами и установками на понимание закономерностей построения воспитательного процесса и развитие личности ребенка. Этико-нравственная составляющая педагогической позиции. Субъектная позиция педагога: проявление личностной активности, готовность к саморазвитию. Концептуальная позиция (субъектно-авторская) педагога: ярко выраженный «авторский почерк», целостность педагогической деятельности, опора на научно-теоретические знания, профессиональная оформленность поведения педагога и т.п. Гуманистическая позиция: ориентир на другого, «признание права ребенка быть самим собой» и др.