Раздел 1. 3. Практическая педагогика

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Предмет и задачи дисциплины, ее место в системе педагогического знания. Педагогическая практика как часть педагогической действительности. Понятие о формах взаимосвязи педагогической теории с практикой: научная конференция, семинар, научный доклад и т.д. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Целеполагание как ведущий компонент педагогической деятельности. Условия конструирования педагогического процесса и системы. Выбор стратегической цели – одно из условий конструирования педагогической системы.

Технологии решения педагогических задач. Понятие о технологии, технологии решения педагогических задач. Педагогические цели, задачи, их взаимообусловленность. Типы профессиональных педагогических задач. Этапы организации педагогической деятельности, постановка педагогом стратегических, тактических и оперативных задач. Воспитательные и образовательные задачи. Педагогическая ситуация, педагогический факт, педагогическое явление, педагогическая закономерность. Методы, приемы решения педагогической ситуации: анализ, характеристика системы отношений, выделение главной линии (проблемы), обобщение, педагогическое действие, анализ, оценка, моделирование новой ситуации.

Педагогическая диагностика образовательной среды ДОУ. Характеристика педагогической диагностики, разнообразие ее форм. Педагогические методики изучения ребенка на разных возрастных этапах развития. Условия проведения педагогической диагностики. Технологии выявления эффективности воспитания и обучения детей в школе. Критерии, показатели и оценка результатов освоения ребенком образовательных программ. Диагностический инструментарий изучения образовательной среды ДОУ.

Изучение образовательной среды дошкольного учреждения – одна из задач администрации ДОУ. Образовательная среда ДОУ – совокупность условий, влияющих на полноценное развитие личности ребенка. Компоненты образовательной среды. Управление образовательной средой. Критерии «измерения» образовательной среды ДОУ. Диагностические методы и методики выявления качества образовательного процесса ДОУ. Технологии диагностики образовательной среды ДОУ, этапы проведения диагностики.

Позиция педагога в профессиональной деятельности. Основные характеристики позиции педагога, воспитателя. Педагогическая позиция, ее существенные признаки. Профессиональная позиция педагога, обусловленная внутренними мотивами и установками на понимание закономерностей построения воспитательного процесса и развитие личности ребенка. Этико-нравственная составляющая педагогической позиции. Субъектная позиция педагога: проявление личностной активности, готовность к саморазвитию. Концептуальная позиция (субъектно-авторская) педагога: ярко выраженный «авторский почерк», целостность педагогической деятельности, опора на научно-теоретические знания, профессиональная оформленность поведения педагога и т.п. Гуманистическая позиция: ориентир на другого, «признание права ребенка быть самим собой» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: