Псевдолюбовь

Э. Фромм пишет о нескольких видах псевдолюбви. Один из них он назвал невро­тической любовью, когда оба «любовника» больше привязаны не друг к другу, а к своим родителям, и выбирают себе объект любви не как самоценную личность,


а как воплощение в ней черт своих родителей. Матерински ориентированные муж­чины в своих любовных отношениях часто остаются детьми и требуют от женщи­ны, так же как в свое время от матери, материнской любви. Они бывают добрыми, нежными, но беспомощными и безвольными. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель — скорее быть любимым, а не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, если она хочет быть лю­бимой и окруженной вниманием и не согласна прощать ему любовные дела с дру­гими женщинами, то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным.

Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые в детстве были очень привязаны к своему отцу. Став взрослыми, они ищут такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты их отца, и обычно крепко при­вязываются к нему. Такая женщина бывает счастлива с мужем, который заботится о ней, как о ребенке.

Другая разновидность псевдолюбви — фанатичная любовь к кумиру. Это са­моуничтожающая любовь, любовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так другого человека, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того чтобы приобретать. Это не любовь, а идолопоклонничество.

К псевдолюбви Э. Фромм относит и сентиментальную любовь. Здесь на пер­вый план выходит ритуальное, поверхностное ухаживание, театральное поведе­ние с эпизодами мелодрамы, без наличия глубокого чувства к «любовнику». Че­ловек с сентиментальной любовью скорее занят самолюбованием, самим собой, чем проявлением чувства любви, на которое он, вероятно, вообще не способен.

Э. Фромм отмечает, что любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства. Сексуальное влечение может скрепить любовь, но для этого она должна быть. Без любви сексуальный акт со­здает лишь видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной не­знания друг друга, пишет Э. Фромм. Такой акт исключительно чувствен, а настоя­щая любовь сердечна и сознательна.

Вражда

Вражда — это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конф­ликте. А. Басе (Buss, 1961) понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Мне более импонирует пони­мание враждебности К. Изардом, который определяет ее как комплексную аффек­тивно-когнитивную черту, или ориентацию личности, что соответствует моему пониманию чувства как эмоциональной установки. Чувство враждебности возни­кает из отрицательного опыта общения и взаимодействия с каким-либо челове­ком в ситуации конфликта. Оно легче возникает у обидчивых и мстительных людей. Чувство враждебности проявляется в «агрессивном настроении», «агрес­сивном состоянии» (Н. Д. Левитов), т. е. в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут при­водить к агрессивному поведению. В связи с этим Ч. Спилбергер с коллегами


i Spielberger et ai, 1985) говорят о синдроме ВАГ (враждебность—агрессия—гнев), причем враждебность они рассматривают как личностную черту, представляю­щую собой набор склонностей, которые мотивируют агрессивное поведение и слу­жат основой и предпосылкой гнева.

Однако А. Басе отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочета­ются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее извест­ны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враж­дебности, когда, например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враж­дебных чувств.

К. Изард тоже подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические дей­ствия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессив­ное) поведение может проистекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия (хотя труд­но представить себе, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию, т. е. не пожаловался на него кому-нибудь, не ска­зал про него какую-нибудь колкость. Очевидно, у этих авторов речь идет о прояв­лении прямой физической и вербальной агрессии).

К. Изард даже считает, что враждебность является сложным мотивационным состоянием. Действительно, чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии или, наоборот, уклонения от контакта) в каче­стве одного из мотиваторов.

Ненависть. Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как не­нависть (Олпорт, 1998). Ненавидеть можно не только отдельных людей, но и че­ловечество в целом:

Я ненавижу человечество. Я от него бегу спеша. Мое единое отечество — Моя пустынная душа, — писал К. Бальмонт.

Стернберг (цит. по Г. М. Бреслав, 2004), аналогизируя структуру ненависти с представленной им структурой любви, выделяет в первой три компонента: а) от­рицание интимности (дистанцирование) вследствие испытываемого отвращения, омерзения; б) страсть (гнев или страх при опасности) и в) девальвация человече­ского достоинства (взгляд на объект ненависти как на неполноценное существо).

Различное сочетание этих компонентов дает, по Стернбергу, семь видов нена­висти (табл. 14.4).

Нельзя не отметить, что в этой классификации совмещены чувство ненависти как устойчивое отношение к кому-либо и эмоциональные переживания чувства ненависти, возникающие внезапно (кипящая ненависть) при восприятии объек­та ненависти как отвратительного (негодующая ненависть), и даже предполагае­мые или желаемые действия по отношению к объекту ненависти (сжигающая не­нависть). Условность этой классификации и даваемых видам ненависти названий очевидна.



Таблица 14.4.Виды ненависти по Стернбергу

Озлобленность — это фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни ко всем и вся, ожесточение. Это хрони­ческое состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости озлобления {ненависти). Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равноду­шием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились ког­да-то к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды и разочарования.

Ксенофобия. Ненависть, обращенная против определенных групп населения, например против таких меньшинств, как иностранцы или эмигранты, обознача­ется как ксенофобия, в которой, как пишет П. Куттер (1998), «нет и следа страсти, а есть только неприкрытая ненависть и жажда разрушения...» (с. 58-59). У неко­торых женщин и мужчин в результате неудачной любви может возникнуть нена­висть ко всем лицам противоположного пола.

Ненависть проявляется также в злопыхательстве, т. е. в исполненном злобы раздраженно-придирчивом отношении к кому-нибудь, а также в клевете, особен­но если ненависть носит скрытый характер.

В то же время чувство ненависти может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена не­нависть.

Цинизм. Специфичным проявлением презрения является цинизм, т. е. устой­чивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Термин «цинизм» обязан своим про­исхождением древнегреческой философской школе киников, которые проводили свои диспуты на афинском холме под названием Kynosarges. В латинском языке слово «киники» стало звучать как «циники». Киники проповедовали презрение к общественной культуре, полную независимость человека от общества, возврат к «естественному» состоянию. Проявляется цинизм как в словах, так и в поступ­ках: надругательстве над тем, что составляет культуру человечества, глумлении над нравственными принципами, осмеянии идеалов, попрании человеческого до-


стоинства. Таким образом, цинизм является не только эмоциональным, но и мо­ральным чувством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: