double arrow

Как сделать свою речь убедительной

Если в процессе выступления требуется убедить или переубедить аудиторию в ее мнении, оратор должен использовать весомые доводы и доказательства.

Доводы — это заявления, которые отвечают на вопросы, почему слушатели долж­ны верить во что-то или делать что-то. Что же такое весомые (хорошие) доводы? Это доводы, которые удовлетворяют трем требованиям:

• они должны быть подкреплены фактическими доказательствами;

• должны иметь отношение к делаемому предложению;

• должны оказывать воздействие на аудиторию, для чего нужно знать состав аудитории.

Сами по себе доводы — это ничем не подкрепленные заявления, хотя некото­рые из них являются самоочевидными и нередко оказывают убедительное воздей­ствие без какого-либо подкрепления (доказательства). Однако в большинстве слу­чаев слушатели будут ждать от оратора оглашения фактов и мнений экспертов, подтверждающих его доводы, т. е. доказательств.

Серьезность доказательств обусловлена достоверностью источника получен­ных оратором сведений (например, сведения, почерпнутые из «желтой» прессы, как правило, недостоверные), современностью этих сведений (сведения пятилет­ней давности могут оказаться неверными сегодня) и тем, имеют ли они отноше­ние к высказываемому доводу или «притянуты за уши».



Типичные ошибки ораторов Поспешное обобщение. Поскольку взятые вами примеры должны представлять все возмож­ные случаи или большинство из них, вы должны привести достаточно примеров, чтобы слу­шатели могли быть уверены, что это не изолированные и не вырванные из контекста примеры. Поспешное обобщение (возможно, в форме довода), которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено только одним слабым примером, - очень распространенная ошибка в рассуждениях. Ложная причина. Ложная причина имеет место, когда приписываемая причина на самом деле не связана с результатом или не производит его. Искать причины - в природе челове­ка, однако тенденция идентифицировать и помечать нечто, происходящее или существую­щее непосредственно перед или одновременно с событием, как его причину, часто приводит






к ошибкам. Вспомните всех тех людей, которые обвиняют в потере денег, болезни или не­удачах на работе пробежавших перед ними черных кошек и разбитые зеркала. Мы определя­ем это как заблуждение, основанное на ложной причине. Апеллирование к авторитетам. Попытки привлечь в качестве доказательства мнения ав­торитетов могут вести к ошибке апеллирования к авторитетам, когда утверждение исходит от человека, не являющегося авторитетом в данном вопросе. Например, специалисты по рек­ламе хорошо знают, что публика склонна обожествлять знаменитых спортсменов, артистов и ведущих телепередач. Поэтому люди часто готовы верить словам этих «звезд», даже когда те говорят о предметах, о которых, может быть, знают совсем мало... Аргумент ad hominem («переход наличности»). Аргумент ad hominem нацелен на челове­ка, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса... Такие личные нападки исполь­зуются как дымовая завеса, для того чтобы скрыть отсутствие у говорящего настоящих дово­дов и доказательств. Оскорбительные замечания, нацеленные на личность противника, могут произноситься для того, чтобы заставить аудиторию проигнорировать недостаток доказа­тельств, и в этом качестве нередко используются в политических компаниях. Все знают, что бестактные замечания, оскорбления и прочие личные нападки иногда приводят к успеху, однако такое доказательство всегда является ошибочным. Вердербер Р., Вердербер /С, 2007, с. 377-378.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: