Система– это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей и существует как единое целое.
Структура – это внутренняя организация системы (определенный порядок объединения элементов, составляющих систему).
Система имеет структуру и обладает определенным элементным составом. Любой объект реального мира может быть рассмотрен как система. Всякая система имеет определенное назначение: функцию и цель.
Задача наук – это описание системных закономерностей в природе и обществе. Сущность системного подхода в обучении состоит в учете систематических связей всяких объектов обучения.
Приведем пример системного подхода к анализу окружающей действительности. Гуляя по городу Кёнигсбергу (Калининграду), великий математик Леонард Эйлер (1707 – 1783 гг.), решал следующую задачу: как выбрать маршрут, чтобы побывать на всех берегах и островах реки Преголь, пройдя через каждый мост ровно один раз. План мостов в городе Кёнигсберге:
Для простоты решения задачи он изобразил острова и оба берега точками, а мосты отрезками линий.
|
|
Решение задачи стало теперь почти очевидным - чтобы удовлетворить требования задачи, нужно иметь возможность, придя в какую-либо точку по одному отрезку, выйти из нее по-другому. Это не относится к начальной и конечной точкам, следовательно, из каждой точки, кроме может быть двух, должно выходить четное количество отрезков-рёбер. Для полученного рисунка сформулированное требование не выполняется. Значит, по мостам нельзя пройти, соблюдая условие задачи. Эйлер использовал модельно-системный подход при решении задачи, была построена системная информационная модель – граф.
По мнению М.П. Лапчика, предмет информатики, как и кибернетики, образуется на основе широких областей своих приложений, а объект – на основе общих закономерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обществе.
Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.
Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются материальной базой информатики
Предметные области информатики:
|
|
Теория алгоритмов
Теория структур данных
Теория баз данных
Теория информации
Программное обеспечение вычислительной техники
Аппаратные средства вычислительных систем
Численные методы
Модификация
Языки программирования
Искусственный интеллект
Информационные процессы
В июне 1996 года в Москве в национальном докладе РФ «Политика в области образования и новые информационные технологии» для конгресса Юнеско в структуре информатики были выделены 4 блока:
Теоретическая информатика (теория алгоритмов и алгебра логики, дискретная математика, программные и информационные средства и т. д.)
Средства информатизации (языки программирования, информационные системы, инструментальные средства)
Информационные технологии (СУБД, электронные таблицы, экспертные системы, текстовые процессы и т. д.)
Социальная информатика (значение информационных процессов для развития общества: изменение характера труда, развитие производительных сил и т. д.)