Конкретизируем некоторые понятия, используемые в данном определении

Система– это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей и существует как единое целое.

Структура – это внутренняя организация системы (определенный порядок объединения элементов, составляющих систему).

Система имеет структуру и обладает определенным элементным составом. Любой объект реального мира может быть рассмотрен как система. Всякая система имеет определенное назначение: функцию и цель.

Задача наук – это описание системных закономерностей в природе и обществе. Сущность системного подхода в обучении состоит в учете систематических связей всяких объектов обучения.

Приведем пример системного подхода к анализу окружающей действительности. Гуляя по городу Кёнигсбергу (Калининграду), великий математик Леонард Эйлер (1707 – 1783 гг.), решал следующую задачу: как выбрать маршрут, чтобы побывать на всех берегах и островах реки Преголь, пройдя через каждый мост ровно один раз. План мостов в городе Кёнигсберге:

Для простоты решения задачи он изобразил острова и оба берега точками, а мосты отрезками линий.

Решение задачи стало теперь почти очевидным - чтобы удовлетворить требования задачи, нужно иметь возможность, придя в какую-либо точку по одному отрезку, выйти из нее по-другому. Это не относится к начальной и конечной точкам, следовательно, из каждой точки, кроме может быть двух, должно выходить четное количество отрезков-рёбер. Для полученного рисунка сформулированное требование не выполняется. Значит, по мостам нельзя пройти, соблюдая условие задачи. Эйлер использовал модельно-системный подход при решении задачи, была построена системная информационная модель – граф.

По мнению М.П. Лапчика, предмет информатики, как и кибернетики, образуется на основе широких областей своих приложений, а объект – на основе общих закономерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обществе.

Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются материальной базой информатики

Предметные области информатики:

Теория алгоритмов

Теория структур данных

Теория баз данных

Теория информации

Программное обеспечение вычислительной техники

Аппаратные средства вычислительных систем

Численные методы

Модификация

Языки программирования

Искусственный интеллект

Информационные процессы

В июне 1996 года в Москве в национальном докладе РФ «Политика в области образования и новые информационные технологии» для конгресса Юнеско в структуре информатики были выделены 4 блока:

Теоретическая информатика (теория алгоритмов и алгебра логики, дискретная математика, программные и информационные средства и т. д.)

Средства информатизации (языки программирования, информационные системы, инструментальные средства)

Информационные технологии (СУБД, электронные таблицы, экспертные системы, текстовые процессы и т. д.)

Социальная информатика (значение информационных процессов для развития общества: изменение характера труда, развитие производительных сил и т. д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: