Устройство современного государства

Устройство государства характеризует ее формы: формы правления и формы территориального устройства В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных х лиц и общинн.

Формы правления делятся по средствам организации власти и ее формальным источником на монархии и республики

Монархия - форма государства, которая существовала тысячелетиями, в которой источником власти считается выше обладатель (король, император)

Абсолютная монархия существует сегодня в очень ограниченном количестве стран и характеризуется сосредоточением в руках правителя законодательной, исполнительной и судебной властей Такая форма правления существует в Саудовской Аравии, Катаре Омані.

Конституционная монархия - такая форма правления, при которой полномочия монарха ограничены конституцией Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и частично законодательной, и парламентскую, в которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями, а иногда имеет право вето на решения парламенту.

Большинство современных демократических монархий - парламентские монархии Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху

В специфической форме монархия и сегодня сохранилась почти в трети стран мира, в том числе в восьми государствах Западной Европы: Великобритании, Швеции, Дании, Испании и др. Современные монархии мало чем в отличаются от республик - второй основной формы правленияя.

В республике источником власти считается народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами В современном мире существует три основные разновидности республик: парламентская, президентская и смешанная или напивпрез зидентська История знает и много других разновидностей республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическое да иін.

Характерной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и его ответственность перед парламентом Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает правительство, издает законы, принимаемые правительством ом к выполнению, утверждает государственный бюджет и благодаря этому устанавливает рамки деятельности правительства, осуществляет контроль над правительством, критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курсу.

В отличие от парламента правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента

В большинстве стран членство в парламенте совместное с сохранением депутатского мандата Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров партий, правящих, но и влиятельных депутатов парламента

Официально глава правительства (премьер-министр, канцлер) не является главой государства, но реально он - первое лицо в парламенте Президент в парламентской республике занимает более скромное место Он избирается либо парламентом, либо собранием избирателей, или непосредственно народом роль в парламентской республике мало чем отличается от функций главы государства в парламентских монархияіях.

Президентская республика - вторая достаточно распространенная форма республиканского правления

Главный признак президентской республики заключается в том, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства Он руководит внутренней и внешней политикой государства, является верховным главным окомандувачем вооруженных сил Президент избирается непосредственно народом, но иногда и коллегией выборщиков (США) Он сам назначает членов кабинета министров, ответственных перед ним, а не пере д Парламентатом.

В президентской республике существует жесткое распределение власти, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе распустить парламент

Несмотря на все свои положительные качества, президентская республика не получила широкого распространения в Западной Европе

В странах Латинской Америки президентская республика нередко выступает в виде суперпрезидентской, где почти вся реальная власть сосредоточена у президента

Третья разновидность республики - полупрезидентская или смешанная республика Такая форма существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, Финляндии, Франции, Болгарии, с 2006 г. в Украине и др.

В полупрезидентской республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства При этом она не имеет постоянных типичных черт, как президентская и парламентская а и в разных странах существенно отличается от той или иной стороны Главная черта полупрезидентской республики - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентомом.

Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция Здесь президент и парламент избираются независимо друг от друга Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить и парламент, провозгласив дату внеочередных парламентских выборов Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом введения чрезвычайного состояниеану.

без согласования с парламентом президент назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и благодаря этому контролирует его ди ияльнисть.

Парламент контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия

Согласно конституционной реформой 2004 г в Украине началась с 2006 г развитие парламентско-президентской республики, в которой Верховная Рада Украины формирует Кабинет Министров и несет прямую ответственность ьнисть за его деятельность, а глава государства (президент) является хранителем Конституции, отвечает за внешнюю и внутреннюю политику, сохраняет представительские функцииії.

Итак, мы рассмотрели все основные формы правления, существующие в современных государствах Однако следует бы обратить внимание на то, что эти формы не исчерпывают всех механизмов правления народа Одним из таких механизмов является ре еферендум (лат referendum - то, что должно быть сообщено) - всенародное волеизъявление по важному государственному или общественному вопросунню.

Референдумы широко используются большинством демократических стран мира, особенно на местном уровне, хотя в целом они имеют подчиненное отношение к законотворческой деятельности парламента С помощью р референдума народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов, проявить инициативу С другой стороны, возможность проведения референдума заставляет государственные органы и правительство больше ориентировать ся на мнение народа Кроме политической организации государства существует еще и ее территориальная организация, характеризующий соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти В современном св и те различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративнуюивну.

Унитарное государство представляет собой единую политическую однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью

Унитарное государство характеризуется простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны Унитарные й государстве присущ высокий степень централизации государственной власти, широкий контроль центра над местными органами властейи.

Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением (кроме Испании и Бельгии до 1988 года) время для ряда унитарных государств характерно наличие определенной автономии для и существующих в их составе образований Некоторые из этих автономий созданы по историко-географическому признаку (большинство областей Италии и Испании), по национально-территориальному (Испания - Баскония, Каталония; Индия союзные территории и округа) Сюда относится и Украина, которая имеет в своем составе Автономную Республику Кририм.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания)

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность местным органам управления, но средний уровень управления при этом не обладает значительной автономией и непосредственно ориентируется н во исполнение решений центр.

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже иногда обладают собственными парламентами Они самостоятельно решают делегированные центром вопросы в области утв ванию, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и др. При этом они обычно сильно ограничены центром в вопросах финансовой деятельности и потому сильно зависят от центрру.

Федеративная форма территориального устройства государства отличается от унитарного тем, что источниками власти, субъектами государственного суверенитета в ней выступают как крупные территориальные образования, так и весь народ

Федерация - это устойчивое союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенциях, который имеет собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство

Федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие гипотетических, имеющих значительные этнические, исторические, культурные и другие особенности, при этом в творить оптимальные возможности для выражения интересов меньшинств и приблизить власть к общине.

Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в конституции страны Властные полномочия разделены на:

- исключительные полномочия центра (как правило, финансы, внешняя политика, оборона, налоги, пошлины, руководство вооруженными силами и т.д.);

- исключительную компетенцию субъектов федерации - организация местного самоуправления и охраны общественного порядка, культуры и др.;

- совместную компетенцию союза и его членов

Развитие федерации может осуществляться как в сторону укрепления и расширения власти центра, так и в сторону расширения власти субъектов федерации

Члены федерации не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства

Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность, чего нельзя сказать о конфедерации

Конфедерация - это постоянный союз самостоятельных государств, для осуществления конкретных совместных целей Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза только решение ограниченной ки илькости вопросов более всего в области обороны, внешней политики, транспорта, связи Эта форма государственного объединения достаточно прочная и обычно эволюционирует в федерацию или распадается совсем Напри клад, конфедерации в США (1776-1787рр), Швейцарии (до 1848 г), Германии (1815-1867 гг7 рр).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: