W.A. Magomadov

a senior lecturer in " Taxes and taxation"

FSBEI HPE GSOTU by Acad. M.D. Millionshikov.

E-mail: askhabov55@mail.ru

Аннотация: Встатье анализируется современное состояние сельского хозяйства и теоретические основы повышения эффективности использования ресурсов АПК Чеченской Республики. В работе обозначены проблемы развития сельского хозяйства и межрегиональных продовольственных связей.

Abstract: This paper analyzes the current state of agriculture and the theoretical basis for improving the efficiency of resource use AIC Chechen Republic. The work marked the problems of agricultural development and food interregional ties.

Ключевые слова: Межрегиональные продовольственные связи, ресурсы АПК, товародвижение, продовольственный рынок, сельскохозяйственная продукция, продовольственная безопасность.

Keywords: Inter-regional food, resources APK, merchandising, food market, agricultural production, food security.

Актуальность всестороннего исследования межрегиональных торгово-экономических связей в том, что в настоящее время в отечественных и зарубежных экономических исследованиях делается упор на изучении отдельных функциональных структур регионов страны и недостаточно внимания уделяется анализу межрегиональных связей, и тем более их регулированию. Если не касаться вопросов так называемого бюджетного федерализма и фискальных взаимоотношений "центр - регионы", то, по нашему мнению, на данный момент трудно назвать сколько-нибудь полное исследование проблем межрегиональных связей страны. Развитие этого направления, по нашему мнению, может оказаться вектором развития теории межрегиональной торговли страны, с одной стороны, и создаст теоретический фундамент для регулирования межрегиональных торгово-экономических связей, с другой. Именно в эффективном межрегиональном взаимодействии и горизонтальной интеграции основных территориально-производственных комплексов страны, подразделений естественных монополий, государственных корпораций и региональных кластеров заключаются преимущества отраслевого и территориального разделения труда, а также перспективы улучшения благосостояния населения страны, устойчивого роста промышленного и сельскохозяйственного производства в регионах и стратегия экономической безопасности России в целом. Таким образом, несмотря на интенсивное развитие региональной науки, теоретико-методологические аспекты анализа и регулирования пространственно-географического распределения спроса и предположения товаров и услуг, и как следствие межрегиональных торгово-экономических связей страны, остаются недостаточно разработанными [4].

В настоящее время разработана стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года, где с учетом географических, почвенно-климатических и других особенностей регионов данного округа определены приоритетные направления развития всех отраслей народного хозяйства, а для отрасли сельского хозяйства конкретно указано объемы производства мясной, молочной продукции, зерна, овощей и так далее. В этом документе указано, что производить, а проблемы развития региональной экономической интеграции, функционирования единого рыночного пространства, каналы товародвижения, ввоза и вывоза продукции в регионах внутри СКФО и по Российской Федерации, останутся открытыми.

В качестве основной формы государственной поддержки увеличения товарных ресурсов для развития межрегиональных связей широкое распространение должны получить федеральные, межрегиональные и региональные целевые программы, стимулирующие товарное производство тех дефицитных видов сельскохозяйственной продукции, которые в условиях страны и отдельных ее регионов особенно необходимы для обеспечения продовольственной безопасности. С учетом вышеизложенного разработана и утверждена стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года.

В процессе углубления рыночных реформ в России все большее значение приобретают вопросы развития региональной экономической интеграции. Эффективность функционирования единого рыночного пространства в значительной мере зависит от скоординированного взаимодействия региональных рыночных структур и развития интеграционных отношений на разных уровнях экономической системы. Вместе с тем затянувшийся этап региональной дезинтеграции в России предопределяет необходимость диагностики интеграционного процесса, активного изучения межрегиональных экономических связей и разработки механизма регулирования территориальной интеграции. За годы постпланового функционирования российская экономика перестала быть единым народнохозяйственным комплексом, где внутренний спрос и предложение сориентированы друг на друга. Переориентация сырьевых компаний на внешние рынки и большая зависимость от импорта потребительских товаров привели к тому, что экономическое развитие регионов в большей степени стало зависеть от внешнеэкономических связей, чем от связей внутрироссийских. Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы компании и целые территориально - производственные комплексы в большей степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России. В связи с этим особую актуальность приобретают научные изыскания, посвященные разработке теории и методологии исследования процесса межрегиональной экономической интеграции и формированию основ государственной интеграционной стратегии, способной работать в условиях рынка. Следует отметить, что долгие годы отечественная школа исследования межрегиональных экономических связей развивалась в условиях плановой системы, ориентируясь не на рыночные механизмы, а исключительно на административный ресурс государства. Тем не менее, многие подходы отечественных ученых к рассмотрению региона в качестве социально - экономической системы, интегрированной в национальное пространство сетью межрегиональных экономических связей сохранили свою значимость и актуальность[3].

Поэтому учитывая и дополняя отечественный опыт практикой стран с развитой рыночной экономикой необходимо восстановить систему межрегиональных продовольственных и сырьевых связей на качественно высоком уровне с учетом меняющихся условий развития мировой экономики.

Одной из наиболее важных проблем теории и практики рыночных отношений является проблема формирования и эффективного развития региональных товарных рынков. От их состояния в значительной степени зависит развитие экономики отдельных регионов и национальной экономики в целом. Статистический анализ межрегиональный товарных связей как элемента регионального товарного рынка должен стать необходимым компонентом системы формирования рыночной стратегии региона. Хорошая основа для этого заложена в стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года.

Обобщение взглядов отечественных и зарубежных ученых на теоретические положения, лежащие в основе исследования межрегиональных товарных связей, выявило отсутствие единой трактовки понятия "межрегиональный товарный обмен". В контексте настоящего исследования межрегиональный товарный обмен рассматривается как процесс обмена товара на деньги между регионами Российской Федерации, основными параметрами которого являются ввоз и вывоз продукции. При этом вывоз продукции из региона определяется как объем товара, представленный на рынок других регионов для продажи и обеспеченный деньгами покупателей; ввоз-объём продукции, представленный на рынке данного региона другими территориями и обеспеченный деньгами. При недостатке продукции собственного производства возникает склонность региона к снижению вывоза и увеличению ввоза недостающего товара. Снижению товарной зависимости от внешних поставщиков способствует выявление и наиболее полная реализация резервов региона, что обуславливает необходимость достоверной оценки межрегиональных торговых связей как объекта статистического исследования [2].

Анализ производства и использования зерна в Чеченской Республике по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике (таблица № 1) показывает, что зерно ввозится в объемах 51,8 тысяч тонн в 2010 году и 18,6 тысяч тонн, в наиболее благоприятном для урожая зерна в 2011году. Вывоза зерна из региона не было. В 1990 году было произведено 515,2 тысяч тонн зерна, что составляло 405,6 кг. на душу населения. Важным инструментом государственного воздействия на региональные зерновые рынки является формирование федеральных и региональных ре­зервных фондов зерна. ТАБЛИЦА 1

Баланс ресурсов и использование сельскохозяйственной продукции по Чеченской Республике [6 стр.52,53,64]

Наименование 2010 год 2011год 2012год
произ-во ввоз вывоз произ-во ввоз вывоз произ-во
1. Зерно,тысяч тонн. 125,5 51,8 ___ 185,0 18,6 __ 91,8
2. Мясо и мясопродукты, тысяч тонн. 20,5 42,3 ___ 20,7 43,6 __ 19,9
3. Овощи и бахчевые, тысяч тонн. 28,4 81,8 ___ 29,2 90,2 __ 27,5
4. Молоко и молокопродукты, тыс. тонн. 262,7 40,9 ___ 262,9 46,8 __ 25,4
5. Картофель, тыс. тонн. 21,8 79,6 ___ 22,2 90,3 __ 24,0

При этом в соответствии с принципами региональ­ной политики, направленной на развитие экономической самостоятельно­сти регионов, в них должны создаваться собственные зерновые фонды. Их размеры должны быть дифференцированы по ввозящим и вывозящим ре­гионам. Остальная часть необходимого зерна в этих регионах может поступать непосредственно из хозяйств - товаропроизводителей.

Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов по Чеченской Республике показывает, что в 2010 году произведено 20,5 тысяч тонн мяса в убойном весе, а в 2011 году произведено 20,7 тысяч тонн. В 2010 году в республику ввезено 42,3 тысяч тонн мяса, что в два с лишним раза больше произведенного, в 2011 году ввезено 43,6 тысяч тонн мяса. Вывоза мяса и мясопродуктов из республики не было. Такая же картина наблюдается по овощным и бахчевым, валовой сбор которых 2011 году составляла 29,2 тысяч тонн, ввоз составил 90,2 тысяч тонн и вывоза не было. Почвенно-климатические условия Чеченской Республики являются благоприятными для возделывания овощных и бахчевых. В 1990 году производство овощей составляло 148,8 тысяч тонн, что составляло 117,2 кг. на душу населения. Проблема связана с отсутствием мотивации у производителей сельскохозяйственной продукции и вновь создаваемых предприятий по импортозамещению из-за отсутствия каналов сбыта.

Возникновение интеграционных процессов обусловлено взаимовыгодностью участников этих процессов, поэтому в качестве фактора экономического роста и развития экономическая интеграция успешно применяется на межгосударственном и межфирменном уровне, однако межрегиональная интеграция в большинстве случаев носит разовый, неплановый характер. Между тем этому аспекту необходимо уделять больше внимания, поскольку экономическая интеграция как механизм не требует инвестиционных вложений[5].

Наши исследования показывают, что при эффективном использовании ресурсов АПК Чеченская Республика не только может обеспечить население в необходимых объемах собственной сельскохозяйственной продукцией, но и вывоз в соседние регионы. Основной причиной недопроизводства собственной сельскохозяйственной продукции в регионах является отсутствие системы продвижения этой продукции как внутри региона, так и между регионами, отсюда, как следствие, отсутствие эффективного сбыта продукции и снижение мотивации к труду сельхозтоваропроизводителей. Необходимо тщательно изучить характер и уровень развития системы товародвижения внутри региона, между регионами и создать новую систему, используя отечественный опыт межрегиональных продовольственных и сырьевых связей периода командно-административной системы хозяйствования и зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Межрегиональные и внутрирегиональные связи должны налаживаться с учётом особенности регионов по отечественному опыту дополненные опытом стран ЕС по продвижению собственной продукции с созданием надлежащей логистики, транспортировки и хранения по маршруту следования. С целью подтверждения выше указанного проведён анализ сравнения производственной деятельности отрасли сельского хозяйства Чеченской Республики периода командно-административной системы хозяйствования с настоящим (таблица 2). С учётом нормы потребления (при численности населения в Чеченской Республике 1302,2 тысяч человек на 01.01.2012 года) в хлебных продуктах потребность составляет 331,8 тысяч тонн, что в переводе на зерновую продукцию составит 389,2 тысяч тонн.

Как видно из таблицы, даже в наиболее благоприятный для сельскохозяйственных культур 2011 году, произведено всего 185,0 тысяч тонн, в 1990году было получено 515,2 тысяч тонн зерна. Такая же картина наблюдается и по остальным видам сельскохозяйственной продукции. В 80-х годах до 1990 года включительно в Чеченской Республике производилась сельскохозяйственная продукция (растениеводства и животноводства) почти соответствующая нормативным потребностям.

ТАБЛИЦА 2

Производственно - хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий Чеченской Республики[ 6 стр.17,52,53,64 ]

Показатели Единица измерения 1990г. 2011г. 2012г.
1. Зерно в весе после доработки тыс. тонн 515,2 185,0 91,8
2. Сахарная свекла (фабричная) тыс. тонн 160,0 32,8 23,9
3. Семена подсолнечника тыс. тонн 14,4 6,5 2,6
4. Картофель тыс. тонн 62,1 22,1 24,0
5. Овощей тыс. тонн 148,8 26,8 27,5
6. Плоды и ягоды тыс. тонн 121,4 11,5 11,8
7. Виноград тыс. тонн 46,4 0,4  
8. Скот и птица на убой тыс. тонн 33,8 19,7 19,9
9. Молоко тыс. тонн 107,6 25,6 25,4
10. Яйца млн. штук 93,8 7,1 6,7
11. Среднегодовая численность работников занятых в сельском хозяйстве и производственных отраслях АПК тыс. человек 127,5 61,4 60,0
Производство продуктов сельского хозяйства на душу населения
1. Зерно кг. 405,6 145,8 70,6
2. Сахарная свекла кг. 125,9 25,0 18,0
3. Подсолнечник (семена) кг. 11,3 5,0 2,0
4. Картофель кг. 49,0 17,0 18,0
5. Овощи кг. 117,2 21,0 21,0
6. Плоды и ягоды кг. 95,6 9,0 9,0
7. Виноград кг. 36,5    
8. Мясо всех видов кг. 26,6 15,0 15,0
9. Молоко кг. 84,7 20,0 19,0
10. Яйца штук 73,8 5,0 5,0
             

Пищевая промышленность - одна из наиболее перспективных отраслей агропромышленного комплекса и всей экономики республики. Удельный вес продукции пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства в 1980 году составлял 17,4%. Это была одна из отраслей специализации республики, располагавшей богатейшей местной сырьевой базой. Пищевая промышленность в экономике Чеченской Республики занимало значительное место. В республике до 1991 года функционировало более 50 предприятий, сырьевой базой для которых служила продукция сельского хозяйства республики.

Продовольственная безопасность регионов базируется на рацио­нальном территориальном разделении труда в сфере аграрного производ­ства, сочетании в потреблении местной и привозной продукции, отсутст­вии каких-либо барьеров при межрегиональной торговле продовольствием.

Российские регионы характеризуются резким различием условий, определяющих их продовольственное положение: наличием ресурсов сельскохозяйственных земель и их биоклиматическим потенциалом; со­стоянием материально-технической базы производства и переработки сельскохозяйственной продукции; развитием транспортной системы, обес­печивающей связи с поставщиками и потребителями продовольствия дру­гих регионов и стран; уровнем покупательной способности населения; ре­гиональными и национальными традициями потребления продовольствия, а также возможностями удовлетворения спроса на него за счет собственно­го производства. Эти проблемы должны решаться на уровне федеральных округов. Перераспределение правовых и бюджетных полномочий существенно расширило обязанности регионов в решении такой сложной и многогранной проблемы, какой является обеспечение их продовольствием. Вместе с тем отсутствие единой национальной политики в области продо­вольственного обеспечения, необходимость учета особенностей снабжения отдельных регионов продовольствием, не разработанность нормативно-правовой базы и государственной поддержки отраслей агропромышленно­го комплекса, ее сокращение приводят к тому, что эта проблема в каждом регионе страны решается самостоятельно, зачастую методом проб и оши­бок, в зависимости от имеющихся у него возможностей.

Рост уровня потребления населением продовольствия может быть обеспечен, прежде всего, на основе наращивания его производства отечест­венными товаропроизводителями. Количественное увеличение должно осуществляться на базе применения новых технологий как в сельском хо­зяйстве, так и в перерабатывающей и пищевой промышленности, что по­зволит повысить производство сельскохозяйственной продукции и глуби­ну ее переработки, значительно улучшить качество выпускаемой продук­ции АПК и расширить ассортимент с учетом потребностей различных ка­тегорий населения. Немаловажным фактором совершенствования процес­са производства на основе использования достижений научно-технического прогресса является снижение издержек производства, что в конечном итоге даст возможность повысить покупательную способность населения.

Нужны новые формы и методы организации продо­вольственного рынка, от правовых основ до формирования современной рыночной инфраструктуры, нацеленные на обеспечение устойчивого и га­рантированного продовольственного снабжения, физической и особенно экономической доступности продовольствия (особенно базовых видов) всем слоям населения независимо от уровня доходов внутри каждого федерального округа с учетом особенностей регионов, входящих в данный округ.

Развитие межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей – составная часть процесса социально-экономического развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики и одно из условий надёжного обеспечения её населения продовольствием. Объём и структура ввоза и вывоза продовольствия и сельскохозяйственного сырья в этом регионе определяются уровнем платежеспособного спроса населения республики на продовольственные товары, предложением продукции АПК собственного производства, поступающей на региональный рынок и минуя рынок.

Концепция совершенствования этих связей должна базироваться на комплексном анализе и прогнозе изменений демографической ситуации регионов, их природных ресурсов, научно-технического прогресса и дру­гих внутренних и внешних условий. Результаты подобных исследований должны использоваться органами зако­нодательной, исполнительной власти и хозяйственными структурами для принятия конкретных практических решений по государственному регу­лированию региональных продовольственных и сырьевых связей. Необходимо определить потребности регионов в основных ви­дах продовольствия; объемы региональных продовольственных ресурсов, их избыток и недостаток по сравнению с местным спросом. На этой основе должно осуществляться прогнозирование с учетом конъюнктуры продо­вольственного рынка, межрегионального ввоза и вывоза продовольствия и сырья для его производства, экспорта и импорта.Перед регионами в каждой из выделенных групп по уровню продо­вольственного самообеспечения стоят специфические задачи развития и совершенствования территориальных продовольственных связей. Так, вы­возящим регионам предстоит изыскивать резервы увеличения поставок продукции за пределы своей территории, совершенствования ее структу­ры, ассортимента и качества, определять и осваивать оптимальные направ­ления грузопотоков. Интенсивность и масштабность формирования в вы­возящих регионах предназначенных для вывоза товарных ресурсов будут определяться влиянием саморегулирования рынка и воздействием на него государства преимущественно через экономические меры[1].

В соответствии со стратегией социально-экономического развития СКФО до 2025 года самообеспечивающим и потребляющим регионам предстоит на ос­нове оптимального использования ресурсов обеспечить выполнение планов по выделенным приоритетным от­раслям АПК, решить задачи самообеспечения продовольствием, расширять ассортиментный обмен с другими регионами, оптимизировать струк­туру ввоза и его распределение между регионами-поставщиками.

Развитие территориальных продо­вольственных связей представляет собой форму взаимодействия регио­нальных и федерального рынков. При этом под региональными понимают­ся рынки отдельных регионов, которые отличаются местоположением, объемом и структурой реализуемых товаров, ценами и рядом других ха­рактеристик. Федеральный рынок можно рассматривать как сумму рынков всех регионов страны, включающую их совокупный спрос и предложение, средние цены. Объектом этого рынка являются также централизован­но формируемые и распределяемые федеральные фонды продовольствия и сырья для его производства.

Модель повышения эффективности использования ресурсов АПК регионов состоит из:

- региональных, оптовых продовольственных рынков призванных обеспечивать продовольственное регулирование внутри республики;

- оптовых продовольственных рынков федеральных округов для продовольственного регулирования товародвижения внутри федерального округа и выявления потребности в ввозе или вывозе продукции и сырья;

- федеральных оптовых продовольственных рынков для продовольственного регулирования товародвижения и определения потребности в ввозе или вывозе в федеральные округа Российской Федерации.

Таким образом, оставаясь в основном самообеспечивающимся сельскохозяйственной продукцией регионом, Чеченская Республика также как и другие республики входящие в состав СКФО может в перспективе значительно расширить свои продовольственные и сырьевые связи с вывозящими и ввозящими регионами значительной долей в вывозе того ассортимента обмена, благодаря которому регион славился.

Библиографический список:

1. Асхабов Р.Ю. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона (теория, методология и практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Российский государственный аграрный университет, М., 2007,-275-277 с.

2. Зенкова Н.Ю. Статистическое исследование межрегиональных товарных связей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Новосибирск., 2012

3. Колодина Е.А. Регулирование межрегиональной экономической интеграции в России. Диссертация доктора экономических наук. Иркутск., 2004.-316 с

4. Латыпов Р.А. Методология регулирования межрегиональных торгово-экономических связей. Автореферат докторской диссертации Казань., 2009

5. Улькина. Е.С. Развитие экономической интеграции на межрегиональном уровне. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Улан-Удэ., 2011

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, Сельское хозяйство. Статистический сборник. Грозный 2012 с.190

Biblografy:

1. Askhabov R.Y. Ways to improve the efficient use of labor resources in agriculture in the region (the theory, methodology and practice). Dissertation for the degree of Doctor of Economic Sciences / Russian State Agrarian University, Moscow, 2007, with -275-277.

2. Zenkova N.Y. Statistical study of the inter-regional trade ties. Abstract of the thesis for the degree of candidate of economic sciences. Novosibirsk., 2012.

3. Kolodina E.A. Regulation of inter-regional economic integration in Russia. Dissertation of the doctor of economic sciences. Irkutsk., 2004.-316 with.

4. LATYPOV R.A. Methodology regulation of interregional trade and economic ties. Author's abstract of doctoral dissertation Kazan., 2009.

5. Ulkin E.S. Development of economic integration at the interregional level. Abstract of the thesis for the degree of candidate of economic sciences. Ulan-Ude., 2011.

6. Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Chechen Republic, Agriculture. Statistical Compendium. Terrible 2012 p.190

УСЛОВИЯ ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

По вопросам публикации статей и сотрудничества обращайтесь:

ICQ: 555-3-1111
SKYPE: vak-uecs
MAIL: info@uecs.ru
+7 928 340 99 00

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: