Институциональный уровень

Функционирование политической жизни осуществляет­ся на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном.

Институциональный уровень — это государственно-пра­вовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складыва­ются политические отношения в рамках государственного механизма, функционирующего по принципу рациональ­ной целесообразности. Профессиональная политическая деятельность основывается на государственных интересах и направлена на обеспечение единой политической воли в це­лях удержания и укрепления власти, с одной стороны, и до­стижения политической лояльности к существующей вла­сти и поддержки ее политики большинством граждан, — с другой. На этом уровне политическая деятельность сосре­доточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономиче­ское развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок, общественный прогресс), На выработке политиче­ской стратегии и тактики, закреплении их в соответствую­щих законах.

Главная цель политической деятельности в рамках инс­титуциональных структур — достижение политической ста­бильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти. Полити­ческая стабильность служит нормой, определяющей поли­тическую деятельность по упорядочению общественных от­ношений. Достижение политической стабильности являет­ся условием нормального функционирования политиче­ских отношений, их прогрессивного развития. Если отно­шения урегулированы, они укрепляют любой способ про­изводства. Если же порядка нет, то случайные факторы и мотивы поведения получают возможность прорыва в поли­тику, снижают уровень защищенности личности, дискреди­тируют авторитет государства и власти. Все это порождает неуверенность и напряженность в обществе.

Политическая стабильность — состояние общества, ха­рактеризующееся относительным согласием основных со­циальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе сов­падающих и противостоящих интересов действующих со­циальных групп, на разрешении возникающих противоре­чий и конфликтов в результате консенсуса. Такого рода по­литическая стабильность характерна для демократических обществ.

К условиям, обеспечивающим политическую стабиль­ность, относят: экономический рост, сопровождаемый уве­личением численности средних слоев населения («среднего класса») и соответствующими изменениями в их полити­ческой культуре; высокий уровень политической культуры, позволяющий согласовывать противоречивые интересы, цели, позиции; наличие демократических традиций, толе­рантности, уважительного отношения к закону и лояльно­го—к политическим институтам, соблюдение определен­ных правил участниками политического процесса; обеспе­чение свободного доступа к политическим институтам не­традиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политике), что позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе в целом; возможность реализации экономических интересов большинством соци­альных групп. Отсутствие стабильности порождает стрем­ление «обиженных» «нажать» на государственные органы с целью получения материальных преимуществ. Возникает цепная реакция: группы втягиваются в своеобразное сорев­нование по «выколачиванию» материальных благ, а по­скольку власти не могут обеспечить всех в одинаковой ме­ре, открывается широкое поле для конфликтов, конфронта­ции, социальной напряженности.

Политическая стабильность — предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры.

1. Социально-политическое маневрирование. Оно вклю­чает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее рас­пространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр ме­тодов социально-политического маневрирования достаточ­но широк— от сепаратных сделок, временных политиче­ских блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание.

2. Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через средства массовой информации с целью формирования общественного мнения нужной направлен­ности.

3. Введение оппозиционных сил в политическую систе­му и постепенная их адаптация и интеграция.

4. Применение силы. Эта мера, как показывает практи­ка, наименее эффективна.

Позитивную роль в достижении политической стабиль­ности могут сыграть: формирование коалиционного прави­тельства (правительства национального доверия), перего­воры между противостоящими политическими силами и т. п. Не менее важное значение имеет и учет допущенных в свое время ошибок, порождавших дестабилизационные процессы. Например, использование в политической дея­тельности средств, не адекватных цели. Известно, что сред­ства, применяемые в политике, могут искажать цель. Воль­ное обращение со средствами в социально-политических преобразованиях (попытки сократить путь развития или выпрямить его и т. п.) ведет к абсолютизации политиче­ских претензий отдельных деятелей в ущерб интересам че­ловека и общества. Если средства для достижения цели не созрели, то деятельность, как правило, переводится в сферу идеологической полемики. Для реализации новых целей нужен и новый уровень культуры политической деятельно­сти, ее цивилизованности. Если этого нет, степень упорядо­ченности политического процесса резко снижается. Реак­ция не подготовленного к переменам большинства населения на неблагоприятные ситуации может оказаться разру­шительной. Ориентация на разрушение особенно опасна. Она приводит к тому, что разрешение проблем растягива­ется на десятилетия и достигается слишком высокой ценой для народа. Опыт показывает, что страны, отдающие пред­почтение ценностям порядка, достигают наибольших успе­хов в своем развитии.

На институциональном уровне политическая жизнь, функционируя на основе определенных принципов, подда­ется программированию и регулированию. Однако для ее оптимального функционирования необходимы механиз­мы, противостоящие государственному регулированию и выражающие многообразные интересы социально-полити­ческих общностей.

2.2. Представительный уровень.

В любом демократическом обществе политическая жизнь находит свое проявление и на представительном уровне. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпора­тивные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различ­ных социальных субъектов. Группы по интересам пытают­ся оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Широкое представи­тельство интересов может гарантировать эффективность воздействия общественности на политические процессы. Адекватное представление у правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты.

Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии на основе превращения групповых интересов в политические. Так, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были группами интересов, а в 1900 г. они помогли сформировать лейбористский комитет по вы­движению рабочих в парламент, который в 1906 г. стал лейбористской партией. Сформировавшиеся политические партии стремятся закрепить свои интересы политической властью, обеспечивая свое представительство во властных структурах, и создать условия для свободной деятельности оппозиции.

На представительном уровне осознанные интересы пре­образуются в альтернативные политические программы по отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне. Внегосударственные образования являются интегрирующим звеном между государством и обществом (заметим, что при господстве в обществе одной политической партии политиче­ская система отождествляется с политикой конкретных ру­ководителей, а потому критика руководства механически переносится на систему в целом. В многопартийной систе­ме обвинения правящей партии не распространяются на систему).

В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между госу­дарственным аппаратом и ограниченным кругом влиятель­ных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение опреде­ленным ограничениям со стороны государства. Складыва­ется своеобразное «партнерство» бизнеса, профсоюза и го­сударства на основе объединения узкогрупповых и общего­сударственных интересов.

Особо следует выделить деятельность криминальных струк­тур. Она направлена на дезорганизацию регулятивных фун­кций политического режима, что подрывает доверие насе­ления к легальным средствам реализации назревших по­требностей.

Сам факт существования криминальных интере­сов подрывает доверие граждан к политическим ценностям. Человек от­чуждается от политики, контакт гражданина с государством становится возможным лишь на принудительной основе, что особенно опасно в кризисных ситуациях.

Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникнове­ние специфических групповых интересов в государствен­ную политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: