Подходы к пониманию политической идеологии

В рамках политической науки у представителей разных школ и направлений политической мысли существуют различные подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества.

1) Системный подход (Т. Парсонс) рассматривает идеологию как важный функциональный элемент политической системы общества, а именно, как система ценностей, определяющая основные направления развития данного общества и поддерживающая существующий общественный порядок;

2) Марксистский подход рассматривает природу и функции идеологии двояко. Буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. Собственно же марксистскую идеологию ("идеологию нового типа") Маркс и его последователи обычно трактуют как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.

3) Культурологический подход, представленный венгерско-немецким социологом К. Манхеймом, рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного, иллюзорного сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - эта ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира.

4) Критический подход (к числу приверженцев которого относятся французский социолог Р. Арон и английский социолог Э. Шилз) рассматривает идеологию как своего рода "политическую религию", т. е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации. Тесно связанное с данным подходом учение о "конце идеологии" ("деидеологизации") (американские социологи Д. Белл, С. Липсет и др.) исходит из того, что в современном высокоиндустриальном и постиндустриальном потребительском обществе, где достигнуты высокий уровень благосостояния и политической стабильности, нет серьезных кризисов и мобилизация общества для решения общезначимых задач не нужна, потребность в существовании объединяющей идеологии отпадает.

Таким образом, приверженцы этого учения настаивают на том, что современное общество - это деидеологизированное (т. е. освобожденное от идеологии) общество. Однако данная концепция не учитывает как наличия в мире большого числа "неевропейских" обществ, приверженных традиционным ценностям и идеологии (например, мусульманские страны), а также опасность для общества состояния, в котором отсутствует разделяемая большинством людей система ценностей.

В современной политологии распространено мнение, что политическая идеология, есть определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология стремится овладеть общественным сознанием, внедрить в него собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего, создать в глазах общественного мнения позитивный образ предлагаемых ему целей и задач политического развития. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития.

И все же большинство ученых сходятся в том, что политическая идеология - это относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений осознают свои позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: