Концептуальные истоки западноевропейской идеологии.
К появлению идеологии как особого рационального оформления социально-политической практики в эпоху Нового времени привели различные социальные, политические и культурные предпосылки. Нам хотелось бы обратить внимание на концепции, выразившие особые универсальные убеждения, сделавшие возможными идеологию. История общественно-политической мысли оставила три значимых в отношении появления идеологии произведения[4]. Это «Государство» Платона, «О граде Божьем» св.Августина и «Манифест коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса.
Произведение Платона (427–347 гг. до н.э.) посвящено проекту «идеального государства», или, как называл его Платон, «прекрасного полиса». Это произведение интересно, прежде всего, тем, что оно выражает убеждение Платона, будто бы идеи предшествуют реальности, первичен замысел государственного устройства, а его реализация вторична. Следуя Платону, реальность можно создавать в соответствии с тем, что мы постигли при помощи разума. Точно так же, как боги создали мир, имея перед собой образцы вещей (идеи), человек может реконструировать эти образцы и воплотить их в наличной реальности. Эта мировоззренческая и методологическая установка позволяет говорить о Платоне не только как о первом идеалисте в философском смысле, но как о первом идеологе и политическом технологе, признающим первичность и безусловную роль идей в жизни человека и общества.
Произведение св.Августина (354–430) «О граде Божьем» выражает аутентичную христианскую идею о том, что основой социального порядка являются моральные нормы и ценности. Августин различает два града: земной, мирской, основанный на общности людей по плоти, и небесный, Божий, основанный на общности людей по духу. В небесном граде все равны в своем подчинении Богу, в земном граде существует неравенство. Однако лучше быть рабом у Господа, чем господином людей. Это метафизическое равенство людей в некоем высшем, ином мире, где царит справедливость, задает пространство для его последующих интерпретаций. А идея о том, что в земном мире высшими ценностями являются моральные ценности, определяет направление формирования всех последующих социальных идеалов. Христианское миропонимание, выраженное св.Августином, было той духовной почвой, на которой в Новое время выросли все основные идеологические ориентиры – свобода, равенство, братство, порядок, прогресс и т.п.
«Манифест коммунистической партии» примечателен тем, что он был первой практической программой социально-политических преобразований на основе коммунистической идеологии, которая была целенаправленно реализована. Тезисы классиков марксизма о том, что революция неизбежна, что ее осуществит пролетариат, и он же впоследствии установит свободное общество свободных людей, оказались привлекательны двумя основными моментами: они были хорошо концептуально обоснованы и имели технологическое значение. Марксизм стал идеологической доктриной, реализованной преднамеренно и программно.
На наш взгляд, именно указанные источники сделали идеологию возможной, обеспечили ей содержание и связали с практикой социальных изменений.
Классические политические идеологии: либерализм и консерватизм
Возникнув как закономерное следствие социально-экономических преобразований в процессе формирования общества эпохи Нового времени, идеология нашла выражение в многообразии форм и направлений. Исторически первыми были либерализм (неолиберализм) и консерватизм (неоконсерватизм). Возникновение либерализма неразрывно связано с процессом формирования буржуазных отношений в ХVIII–ХIХ столетиях. Политическую основу идеологии либерализма составляет учение о сущности государства и взаимоотношениях личности и государства. С точки зрения либерализма как политической теории и идеологии (Т.Гоббс, Дж.Локк, А.Смит, Ж.-Ж. Руссо) личность имеет неотъемлемые права и свободы, к которым следует отнести право на частную собственность, на личный интерес и его достижения, право защищать демократию в рамках законодательства, свободу личной инициативы, свободу личности по отношению к всеобщему закону и др. Иными словами, либерализм – это понятие, обозначающее идеологию, обосновывающую разумность социально-политической системы, построенной на принципе представительского правления, в которой все граждане обладают свободой, ограниченной правовыми нормами государства, и рядом естественных прав, в первую очередь правом на частную собственность. Частная инициатива не регламентируется государством, функциями которого являются: защита собственности, поддержание порядка, проведение протекционистской политики в отношении других государств, обеспечение юридического, но не социально-экономического, равенства граждан.
Одним из первых теоретиков либерализма был Томас Гоббс (1588–1679), написавший широкоизвестные работы «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О гражданине», в которых он ставит и решает задачу обоснования возможности построения общества с сильной властью и порядком. В решении своей задачи он исходит из тезиса о том, что эта возможность реализуется при условии создания государства посредством договора между людьми. Ибо без государства человек предоставлен самому себе: в борьбе за материальные блага идет война всех против всех, что делает человека беззащитным и уязвимым. Но у человека развит инстинкт самосохранения, что, в конечном счете, вынуждает людей заключить договор о создании государства, которое бы своей главной целью видело именно защиту индивида от посягательств на его свободу со стороны других индивидов. То есть страх за свою жизнь и благополучие, с точки зрения Гоббса, выступает первопричиной создания политически организованной социальной системы – государства, которая берет на себя функцию прекращения войны всех против всех, а значит функцию защиты индивида от физического уничтожения. Но государство не вмешивается в экономическую борьбу индивидов.
Отдавая важнейшую функцию государству, индивид как бы заключает договор с обществом, в соответствии с которым государство взамен защиты индивида берет у него часть его свободы в виде применения физической силы по отношению к индивиду в случае его попытки посягательства на жизнь или здоровье, права и свободы другого человека. Таким образом, основанное на договоре между индивидами государство у Гоббса есть платформа всех социальных явлений. Оно – условие соблюдения прав и свобод человека, его материального благополучия и физического существования. Одновременно государство гарантирует свободу частного интереса, экономического предпринимательства, тем самым заявляя о себе как об институте, обеспечивающем условия деятельности индивида.
В отличие от Гоббса процесс формирования государства Джон Локк (1632–1704) трактует иначе. Так он считает, что индивид есть фундамент общества, а государство есть результат договора между индивидами. Но договора, основанного не на страхе за жизнь, не на инстинкте самосохранения, а на желании индивидов реализовать свои разумные интересы, т.е. на простом понимании индивидом большей эффективности государства. Локк проводит водораздел между обществом и государством: если первое может существовать и в естественном состоянии, то второе есть результат договора между индивидами. В отличие от Гоббса государство у Локка представляет собой конституционную форму правления большинства в соответствии с определенными Законами (Конституцией), имеющими абсолютный статус (т.е. никто не имеет права их нарушать). Основными функциями государства являются: обеспечение мира в обществе без вмешательства в социально-экономические отношения индивидов, защита частной собственности. Локк выступает за разделение властей – исполнительной и законодательной (Гоббс этот вопрос глубоко не обсуждал). В отличие от Гоббса Локк пытается показать механизм появления богатства на одном полюсе общества и бедности на другом, объясняя это закономерным процессом добровольного введения индивидами денег, накопление которых приводит к получению (покупке) излишков земли и других товаров, т.е. процесс этот носит законный характер.
Дифференциация общества по богатству с необходимостью требует особой формы правления – государства, которое, как подчеркивалось выше, не только гарантирует порядок, но и обеспечивает защиту индивида и неприкосновенность его богатства. Локк обосновывает такой тип государства, при котором существует неравенство (у Гоббса – равенство?) индивидов, и где обладающие богатством обладают политическими правами.
В эпоху Просвещения и после государство, рассматриваемое как результат договора, выступает условием социализации человека. Причем и общество, и индивид взаимно предполагаются. Общество не есть механическая сумма индивидов с их интересами, а есть сообщество этих индивидов (Руссо), где сувереном выступает индивид.
Обобщая характерные черты либерализма, можно заключить, что либерализму как идеологии присуще обоснование всеобщего равенства граждан перед законом, демократических форм правления, парламентаризма, единства индивида и политического общества, свободы экономического предпринимательства, конкуренции, политического невмешательства в социально-экономическую сферу (регулирование цен, др.).
Однако уже в ХIХ столетии либерализм, по мере развития капитализма, эволюционирует в неолиберализм или социальный либерализм, в котором, по традиции, обосновывается идея социального развития и прогресса, а основными ценностями являются ценности классического либерализма – частная собственность и частная инициатива в экономике, равные возможности и права в социальной сфере, представительные формы правления (парламентаризм), демократия, свобода слова и др. В ХIХ–ХХ веках к этим ценностям идеологии неолиберализма добавляется обоснование юридического и фактического равноправия всего взрослого населения, в т.ч. и женщин, которые имеют право выбора между ролью матери и ролью социально активной личности.
В неолиберализме на первый план выступает личная свобода, понимаемая не только как отсутствие принуждения индивида, но и как возможность личности самореализоваться. В этом аспекте обосновывается недопущение несправедливости со стороны общества по отношению к личности ответственностью перед ней государства. Чувство собственного достоинства, честность, социально активная позиция и этическая ответственность индивида за свои поступки и свою судьбу также являются основополагающими в идеологии неолиберализма. Свобода же слова, печати, выражения мнений и другие являются основополагающими в процессе поиска истинных, а значит, разумных социально значимых решений. В этом аспекте неолиберализм предлагает реформировать неразумные, нежелательные социальные и экономические ситуации (при их появлении в обществе) с помощью закона, правовыми нормами. То есть неолиберализм, в отличие от классического либерализма, допускает возможность и необходимость регулирования качества жизни индивидов, в соответствии с чем допускает смену социального строя, замену данного государственного устройства, не обеспечивающего достойную жизнь личности, но не революционным путем, а конституционными средствами. В свою очередь возможность замены данного социального строя предполагает публичные дебаты, именно в ходе которых вырабатываются разумные точки зрения, сравниваются позиции дебатирующих сторон, а свобода индивида рассматривается всесторонне как показатель уровня и качества его жизнедеятельности.
Основные различия между видами либерализма можно представить следующей схемой.
ЛИБЕРАЛИЗМ | НЕОЛИБЕРАЛИЗМ |
– индивидуализм – свободный рынок на основе конкуренции без вмешательства государства – свобода индивида – дело его рук | – социально-ориентированный индивидуализм – допущение вмешательства государства в социально-экономическую сферу – общество ответственно перед индивидом |
– на основе идей частной прибыли, богатства, инициативы самоценностью обладает суверенный индивид, а не общество в целом | – самоценностью обладает не только индивид, но и сообщество, где люди объединены на основе эквивалентности индивидуальных интересов – уровень и качество жизни личности есть показатель ее свободы и демократичности социального строя |
– взрослое население политически и юридически не равноправно | – всеобщие права индивидам, вне и независимо от их биологических признаков (расы, пола, и др.) и социального статуса |
– объявление неотъемлемыми правами и свободами – свободы совести, печати, др. как самодостаточных для личности | – свобода слова, печати, высказываний и др. есть условие публичных дебатов, а значит, поиска истины, выработки истинных решений |
Развитие капитализма порождает и альтернативную либерализму идеологию – консерватизм, родоначальником которого принято считать Эдмунда Берка (1729–1797).
Под консерватизмом понимается идеология, обосновывающая необходимость сохранения фундаментальных социальных ценностей, традиционных форм жизнедеятельности индивида и общества.
Ибо в отличие от неолиберализма (и тем более либерализма) в консерватизме индивид с его разумом, стремлением к экономическому богатству, добродетелью, становится таковым не сам по себе, а благодаря обществу, представляющему собой объединение индивидов на основе их близких связей, привязанностей. Поэтому когда мы говорим о свободе, правах личности, других ценностях индивида, мы должны постоянно иметь в виду, что эти фундаментальные, атрибутивные качества явились результатом социального развития общества. Общество развивается, и каждый последующий этап в его развитии с необходимостью должен вбирать в себя традиционные ценности, совершенствовать и дополнять их, но не отбрасывать, не отрицать. В этом видении общество у консерваторов предстает как сложный организм, обладающий самоценностью для индивида и изменение которого требует мудрых решений, а следовательно, публичных дебатов по поводу возможных социальных трансформаций на основе базовых традиционных ценностей, которые у разных обществ разные. Эти трансформации должны носить эволюционный характер, и генетическая связь прошлого и будущего – условие реформирования и поддержки реформ социальной системы. Понимаемая в таком контексте свобода индивида в консерватизме трактуется по-другому: она рассматривается как важная, но не основополагающая ценность. Определяющими ценностями выступают порядок и власть. Это и понятно, т.к. порядок и власть ассоциируется с устойчивостью, стабильностью, традиционностью. Но почему, в силу каких причин возникает идеология консерватизма? Представляется, что основной причиной формирования консерватизма явились результаты французской революции 1789 года, когда в процессе достижения благородных целей цивилизованное общество столкнулось с крайними формами насилия и деспотизма. Низвержение короля и политического господства аристократии, абсолютизация свободы личности и другие ценности либерализации показали проблематичность социального прогресса и вызвали ответную реакцию в форме консерватизма, эволюционировавшего в неоконсерватизм, который основывается на тех же фундаментальных принципах, что и консерватизм – нравственном (и политическом) абсолютизме и традиционных ценностях и идеалах. Но в то же время неоконсерватизм обосновывает принцип вмешательства государства в рыночную экономику в ограниченных рамках с целью стимулирования частной инициативы посредством налоговой, кредитной политики, а не создания определенных условий: равные возможности, но не условия. В связи с этим в неоконсерватизме в сфере социальной политики обосновываются как истинные:
- принцип солидарности труда и капитала, что ведет к эволюционному, а не революционному изменению социальных систем с удержанием фундаментальных традиционных ценностей;
- социальный принцип справедливого распределения в обществе;
- принцип субсидиарности как форма помощи и самопомощи;
- демократия – единственно правильная форма государственного правления.
Идеологические доктрины социализма и социал-демократизма. Марксизм. Радикальные политические идеологии
Социалистическая идеология сформировалась благодаря творчеству французских утопических социалистов в лице Анри Сен-Симона (1760–1825), Шарля Фурье (1772–1837), англичанина Роберта Оуэна (1771–1858).
В экономической сфере социализм объявляет частную собственность причиной всех бед человечества, в первую очередь человека труда, и обосновывает необходимость общественной собственности на средства производства. Именно общественная собственность является условием социального прогресса и построения общества социальной справедливости, в котором каждый индивид реализует свои способности, всесторонне развиваясь как личность, а принцип: «каждому – по труду» является одним из фундаментальных экономических принципов. В социалистической идеологии обосновывается снятие социальных противоречий (при определенных условиях, – в первую очередь при высоком уровне развития производственных сил, различий в образе жизни городских и деревенских жителей), а главное – свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Личность в идеологии социализма становится не средством, а целью.
Истоки социал-демократической идеологии восходят к Джону Мейнарду Кейнсу (1883–1946), виднейшему экономисту ХХ века, и Эдуарду Берштейну (1850–1932). В сфере экономической политики социал-демократы, в отличие от консерваторов и либералов, выступают за повышение роли государства в экономической жизни общества. С точки зрения того же Кейнса государство обязано взять на себя, в условиях крупной национальной и транснациональной капитализации производства, проведение валютной, кредитной политики. Оно обязано (а не только имеет право) устанавливать объемы капиталовложений и накоплений в масштабах страны, проводить социальную политику, ориентированную на создание достойных человека условий жизни индивида – обеспечение прав и свобод человека, доступность систем образования, медицинской защиты и т.п. Однако это не означает, что социал-демократы выступают за то, чтобы государство взяло на себя регулирование всех экономических процессов. Социал-демократы выступают защитниками регулируемого государством капитализма. Одновременно они признают возможность общественной собственности, т.е. социал-демократия выступает в сфере экономики за плюрализм, но при доминанте частной собственности.
В области политики социал-демократия выступает за плюрализм форм демократии, основывающихся на свободных выборах в органы власти, существование альтернативных партий, возможность смены правительства в определенных условиях мирными способами, гарантии прав меньшинства; гарантии прав и свобод личности, разделение властей, абсолютное верховенство закона. Иначе говоря, социал-демократия выступает за изменение социальной системы посредством реформы, за полифоничность форм эффективно работающей, регулируемой экономики.
К вышесказанному следует добавить, что социал-демократия проявляется в разных формах. Например, как идеология английской лейбористской партии, социал-демократических партий Германии и стран Скандинавии.
Марксизм как философско-экономическое и социально-политическое учение было создано К.Марксом (1818–1883) и Ф.Энгельсом (1820–1895). Марксизм представляет сплав политической теории, философской доктрины, экономической теории, социологии, а теоретическими источниками марксизма являются немецкая идеалистическая философия Гегеля, французский социализм Сен-Симона, Фурье и английской политической экономии Смита и Риккардо. Рассмотрим подробнее марксизм в единстве его составляющих частей.
В аспекте политической теории Маркс конструирует коммунистическое общество и в отличие от французских социалистов рассматривает его как идеальную модель общества, построение которого возможно в результате закономерного развития мировой цивилизации. Как социалисты, социал-демократы и либералы Маркс выступает с лозунгом о суверенности общества и индивида, соблюдении прав и свобод индивида и т.д. Но он считает, что коммунистическое общество – это общество, в котором личность самореализуется, ибо действует принцип: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям. Коммунистическое общество – это гражданское общество: государство отмирает как ненужный социально-политический институт. Коммунистическое общество – это общество, экономическую основу которого составляет общественная собственность, а частная собственность рассматривается как причина всех бед цивилизации в прошлом. Каковы пути построения коммунистического общества? Отвечая на этот вопрос, Маркс констатирует, что современное ему общество разделено на антагонистические составляющие: с одной стороны это капитал в лице буржуазии, а с другой – труд в лице пролетариата. Это одна пара противоречий. Другую пару составляет противоречие между человеком и результатами его труда, так как человек труда не является господином результатов собственной деятельности: они отчуждены друг от друга.
Продукты деятельности приобретают независимую по отношению к рабочему силу, вынуждающую человека работать не ради удовольствия, а ради их производства – производство ради производства. Собственник производительных сил ради прибыли расширяет производство, вкладывая в это деньги, за исключением той части, которая относится к человеку: человеку как живой производительной силе и предоставлена возможность не самореализации, а выживания (существования), ибо именно за счет человека капиталист получает сверхприбыль. В этих условиях рабочие обязаны демонтировать несправедливую социально-политическую систему революционным путем, восстанавливая тем самым себя как творцов человеческого «Я», уничтожая все формы отчуждения.
Марксизм обосновывает коллективизм как абсолютный принцип жизнедеятельности общества, ответственного за индивида, где и индивид ответственен перед обществом. В идеологии марксизма далее обосновывается:
- самоуправление гражданского общества;
- наличие всех свобод – слова, печати, высказываний, собраний и т.д.;
- регулирование экономических процессов;
- консолидация людей на основе общности интересов личности и гражданского общества, а не на основе личных интересов в богатстве или еще в чем-либо;
- развитие социальной системы по пути совершенствования.
Однако вместе с крахом СССР потерпела поражение и идеология коммунизма, которая, как показало время, к тому же базировалась на некоторых положениях, не соответствующих интересам развития свободного общества. Так, в частности, не сбылись Марксовы предсказания о возрастании классовых различий и, следовательно, абсолютном обнищании трудящихся (уровень классовой солидарности в современных условиях вырос), а также о крахе капитализма в связи с перепроизводством товаров.
Марксизм как идеология и как философско-социологическая концепция многолик. Сегодня эта многоликость проявляется в разных подходах к практической реализации теории Маркса в Китае, Вьетнаме, Северной Корее и на Кубе.
Радикальные политические идеологии предлагают маргинальные идеи и крайние средства их реализации. К радикальным идеологиям следует отнести коммунистическую идеологию (в ее крайних формах), анархизм и синдикализм, фашизм и национализм.
Суть анархизма, родоначальниками которого являются Макс Штирнер (1806–1856) и Михаил Бакунин (1814–1876), сводится к отрицанию государства как института господства над свободной личностью, к отрицанию всех форм господства и требованию организации общества как совокупности свободных индивидов, объединенных в самоуправляющиеся коммуны. Союз коммун не регулируется внешними силами – каким-либо бюрократическим аппаратом чиновников или рыночными отношениями, а регулируется стремлением к солидарности и взаимопомощи. Конечной целью анархистов было освобождение людей труда от господства хозяев средств производства, уничтожение классов и классового господства, покоящегося на политико-экономическом центризме (и централизме), социально-политическом конформизме. Заявляя о своей цели, анархисты ее достижение видели не в революционных потрясениях, а в эволюционном изменении социальных систем посредством эволюционного изменения народных масс благодаря образованию и росту их политического сознания. Анархизм выступает за самодисциплину и порядок, коренные качественные изменения социальных систем на основе широкого образования и политического самовоспитания. В этом его отличие от синдикализма, обосновывавшего самые крайние способы борьбы с властью.
Синдикализм как идеология сформировался в начале ХХ века (Ж. Сорель и др.) и первоначально обосновывал свержение буржуазии как главного оппонента рабочего класса. Выступая против господства буржуазии, синдикалисты критиковали существовавшие профсоюзы и социалистические партии за их конформизм, проявляющийся в переговорах, в призывах к буржуазии о более справедливой оплате труда и т.д. Поэтому они призывали к бескомпромиссной классовой борьбе на основе создания самоорганизующихся рабочих общин (организаций) от отдельных заводов и фабрик до общин, созданных по отраслевому принципу. Именно эти организации в будущем стали бы, по мнению идеологов синдикализма, формой социального устройства. Однако из-за крайне воинствующих форм борьбы (таких как, например, терроризм) синдикализм не получил широкого распространения в отличие от идеологии фашизма.
К философским истокам фашизма обычно относят идеи Фридриха Ницше (1844–1900), Джованни Джентиле (1875–1944), Бенедетто Кроче (1866–1952), Вильфредо Парето (1848–1923).
Касаясь идеологии фашизма, отметим, прежде всего, ее античеловеческую сущность, которая проявилась наиболее ярко в практике политических режимов Муссолини (Италия), Гитлера (Германия), Франко (Испания), Салазара (Португалия). Само понятие «фашизм» обозначает дословно в переводе с латинского «объединение», «пучок» (прутья, привязанные к топору с длинной ручкой как символ власти в Древнем Риме).
Идеология фашизма начинает формироваться и материализуется в политических режимах Европы 20-х годов прошлого столетия. Анализируя условия зарождения фашизма, можно сделать вывод, что этому предшествуют и способствуют экономический упадок, безработица, деградация культурных ценностей, социально-политический хаос, пессимистический взгляд на будущее. Идеология фашизма обосновывает власть, которая якобы может устранить этот пессимизм и дать оптимистическое настоящее. В этом контексте можно выделить основные черты идеологии фашизма, каковыми являются:
- обоснование необходимости правительственного, государственного контроля над экономикой, в том числе частным бизнесом, всеми сторонами жизнедеятельности личности, т.е. абсолютизация власти государства, выраженной в фигуре вождя и устанавливающей тоталитарный политический режим;
- абсолютизация общих интересов;
- отрицание парламентаризма как формы демократии;
- синтез частной собственности и государственной плановой экономики;
- абсолютизация, идеализация и идеологизация форм социальной организации прошлого (тевтонское средневековье, крестьянский образ жизни);
- абсолютизация иррационализма в мышлении, создание особой социально-политической мифологии;
- возведение в абсолют принципа: власть – это порядок и дисциплина; абсолютизация философской теории «политических элит»;
- национализм как форма абсолютизации исключительности нации по отношению к другим этническим группам с последующим отказом многим из них в праве на существование, шовинизм в форме антисемитизма и расизма.
К другим идеологиям современности, знание о которых важно в определении тенденций общественного развития как цивилизации в целом, так и ее определенных частей (в виде регионов, отдельных стран), следует отнести идеологии, «замешанные» на религиозных ценностях и догматике, абсолютизации традиционного уклада жизни. К ним относятся идеологии исламского фундаментализма, ортодоксального иудаизма и др. Абсолютизация идей, заложенных в фундаментализме, может вызвать негативные последствия в отношениях между различными сообществами и странами.
Идеология белорусского государства в контексте глобализации
Имея четкие представления о сущности идеологии и основных идеологических теориях, закономерно задать вопрос о направленности идеологии Республики Беларусь в условиях глобализации и в контексте европейской политики. В связи с данным вопросом отметим, что процесс глобализации обозначает не только, и даже не столько социально-экономические, и иные связи в масштабах мегасферы, сколько смену парадигм культуры, способов ее трансляции и форм самоидентификации личности. Новое тысячелетие предлагает такие духовные и культурные ценности, которые сущностно отличаются от традиционных. В масштабах цивилизации произошла «культурная революция» в отношении традиционных норм морали, мышления, сфер и форм деятельности, ценностей. Феминистское движение, экологический подход к осмыслению проблемы взаимодействия человека и природы, осознание проблемы сохранения целостности личности и ряд других проблем выдвинули на первый план понимание того факта, что высшей ценностью являются не те или иные фрагменты деятельности человека или сама его деятельность, а интегральное единство человека и природы, личности и социальной среды. Именно в этой своей ипостаси личность выступает субстанцией социального мира, выражением его состояния. Одновременно понимание и практика децентризма культуры делают возможным плюралистичность форм самоидентификации личности. Особенности современного общества и культуры во многом обусловлены развитием техники, прежде всего средств коммуникации (таких, например, как Интернет, спутниковая связь и др.). Распространение новых жизненных стандартов происходит в процессе глобализации.
Глобализация – это объективный процесс унификации и возрастающей взаимозависимости в экономической, политической и культурной сферах современного мирового сообщества. Идеологическое осмысление глобализации предполагает оценку ее положительных и отрицательных сторон.
Положительными следствиями глобализации являются: рост международных контактов во всех сферах деятельности; распространение передовых технологий, позволяющих разрешать возникающие проблемы; повышение благосостояния. Так, за последние 50 лет стоимость междугородних телефонных разговоров сократилась в 50 раз, 1 мегабайт оперативной памяти подешевел с 1971 года в 31000 раз, 1мегагерц процессора – в 109 тысяч раз. Во второй половине ХХ века средний доход на душу населения вырос в 3 раза, мировой ВВП – в 10 раз. В последней четверти ХХ века число людей, достигших среднего уровня благосостояния выросло на 10%.[5]
Отрицательными следствиями глобализации являются:
- потеря экономической и политической автономии локальными обществами; важные решения могут приниматься теперь транснациональными корпорациями, международными организациями, такими, как Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и др.;
- нивелирование культурных различий в процессе экспансии западной культуры, ценности которой приобрели сегодня общезначимый характер;
- усиление противоречий между богатым Севером и бедным Югом; большинство развитых стран находится в северном полушарии, прочие регионы рассматриваются как рынки дешевого сырья, рабочей силы и т.п.;
- глобальный характер экологической проблемы.
Объективная тенденция к всеобщей взаимосвязи находит отражение в политике европейских стран, направленной на создание достойных человека условий жизнедеятельности, расширение его прав и свобод (в частности, права и свободы перемещения). С этой целью расширяется сообщество европейских стран (Евросоюз), тем самым создаются условия для создания надгосударственного образования под названием «Соединенные штаты Европы» (СШЕ) с невиданными ранее в истории полномочиями, уникальной транскультурой, органами и принципами управления. Это образование – прообраз будущего мирового сообщества. Вот почему опыт создания и механизм совершенствования данного Союза имеет для человечества особое значение.
Республика Беларусь является одним из государств восточноевропейского региона. Уже в силу данного факта Беларусь должна учитывать политические, экономические реалии европейской действительности. Беларусь находится в центре между двумя культурами – Востоком и Западом, что делает особенно актуальной задачу сверки курса белорусского государства с процессами, происходящими в Европе и России. В этой связи необходимо подчеркнуть, что Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику. Наша страна стремится к налаживанию дружеских отношений со всеми странами мира, в том числе странами Европейского союза и другими ближайшими соседями.