Механизм функционирования идеологии белорусского государства

В Беларуси институт президентства был введён с принятием новой Конституции 1994 г. Согласно Основному закону, Президент Беларуси являлся Главой государства и главой исполнительной власти. Работой правительства руководил Премьер-министр, при этом правительство несло двойную ответственность перед президентом и парламентом. Однако отсутствие некоторых чётких правовых механизмов взаимодействия президента с другими органами государственной власти, особенно с исполнительной её ветвью, привело к нарастанию противоречий между исполнительной и законодательной властью. Несбалансированность полномочий президента, правительства и парламента, отсутствие механизма разрешения противоречий между ними потребовало проведения всенародного голосования по вопросу внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию. На референдуме в ноябре 1996 г. большинство граждан проголосовало за реформирование системы государственной власти.

В соответствии с новой редакцией Конституции (ст. 79) на Президента возложены гарантийная, арбитражная и контрольная функции. Гарантийная функция президентской власти означает, что Президент является гарантом сохранения основ конституционного строя (в том числе и в экстремальных случаях, когда они находятся под угрозой), суверенитета и территориальной целостности Беларуси, прав и свобод человека и гражданина, он также призван обеспечивать экономическую и политическую стабильность. Арбитражная функция заключается в стремлении Конституции поставить Президента над другими ветвями власти, в качестве авторитетного арбитра по разрешению противоречий возникающих между ними и для согласованной совместной работы. И, наконец, контрольная функция, возложенная на Президента по Конституции или установленная им фактически, реализуется посредством права на получение отчётности Правительства, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, отмены нормативных актов правительства, приостановления действия решений Советов и т. д. Кроме того, Президент Беларуси имеет право издавать краткосрочные и долгосрочные декреты, на основании закона, принятого Парламентом по предложению Президента А. Г. Лукашенко.

Наделение Президента рядом полномочий во всех сферах государственного управления (реализация исполнительной власти; участие в законодательном процессе; формирование судебной системы; организация и формирование госаппарата) привело к формированию в республике особого института президентской власти. Посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и общества. В результате юридически оформилась четвертая ветвь власти — президентская. Однако деятельность Президента не бесконтрольна. В Конституции закреплено, что назначения на ключевые государственные посты производятся с согласия Парламента, а нормотворческая деятельность Главы государства может быть проверена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.

Президент в Республике Беларусь избирается на прямых, всеобщих выборах, по мажоритарной системе абсолютного большинства, сроком на пять лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Беларуси по рождению, не моложе 35 лет, постоянно проживающий последних десять лет перед выборами на территории страны. Правом выдвижения кандидатов в Президенты страны обладают избиратели в количестве не менее 100 тысяч. Для этого создаётся инициативная группа в количестве не менее 100 человек, которая осуществляет сбор подписей за выдвижение определённого кандидата.

Президент Республики Беларусь, избираемый всенародным голосованием, олицетворяет собой национальное руководство, символизирует единство нации, считается наиболее видным национальным лидером. Выступления общенационального лидера всегда являются программными, поскольку именно в них формулируются концепции, создаются идеалы белорусского общества, осуществляется сложнейший процесс целеполагания в рамках государственного управления. Поэтому закономерно, что инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства, которая призвана усилить социально-политическую консолидацию нашего общества, стать общенациональной силой, способной еще крепче сплотить граждан страны в единый белорусский народ, стал Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Идеология белорусского государства официально сформулирована в Основном Законе, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах человека.

Реализация заложенных в Конституции принципов является сегодня важнейшей задачей, которая стоит перед органами государственной власти. Ст. 1 Конституции определяет статус Республики Беларусь как "унитарного демократического социально-правового государства". В этой емкой формулировке заключены важнейшие идеологические приоритеты Беларуси: национальная солидарность - единодушие, сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь; народовластие - наличие политического плюрализма, развитого гражданского общества, функционирование системы местного самоуправления, проведение референдумов и Всенародных собраний; социальная справедливость - гарантированность каждому человеку достойного уровня жизни; верховенство права - принятие и действие демократической Конституции, реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, утверждение принципа разделения властей, независимость судебной власти.

Их реализация в Республике Беларусь осуществляется благодаря функционированию сильной президентской власти, которая выступает главной особенностью белорусской модели развития.

В Республике Беларусь принята и реализуется Государственная программа информатизации «Электронная Беларусь». Создание общегосударственной информационной системы, формирующей национальный информационный ресурс и обеспечивающей информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, является главной её целью. В рамках указанной программы создан и размещён в сети Интернет по адресу: www.president.gov.by официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Администрация Президента также является учредителем печатного органа (газеты) – «СБ – Беларусь сегодня» (www.sb.by). На её страницах можно ознакомиться с последними новостями политической, экономической, культурной жизни страны и всего мира, узнать о деятельности Президента и его администрации.

Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание — является представительным и законодательным органом власти и состоит из двух палат, обладающих своей компетенцией. Его представительские функции заключаются в обеспечении гражданам страны их права на участие в делах государства посредством избрания своих представителей — депутатов. Депутаты выступают выразителями и защитниками интересов своих избирателей. Законодательная функция парламента состоит в том, что этот орган государственной власти рассматривает и принимает законы.

Нижняя палата — Палата представителей — представляет интересы всех граждан страны и состоит из 110 депутатов, которые избираются по мажоритарной системе на всеобщих и прямых выборах. Кандидат в депутаты Палаты представителей Национального собрания должен быть не моложе 21 года и постоянно проживать на территории страны, срок его полномочий составляет 4 года. Палата представителей рассматривает и утверждает проекты законов (в том числе о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а так же о толковании её положений), назначает выборы Президента страны, даёт согласие Президенту страны на назначение Премьер-министра, принимает отставку Президента, заслушивает доклад Премьер-министра о выполнении программы деятельности правительства, одобряет или отклоняет её, выдвигает обвинение против Президента и принимает решение о его смещении. В Палате представителей работают постоянные комиссии, в частности: комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам; по национальной безопасности; по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту; по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу; по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации; по международным делам и связям с СНГ; по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию; по бюджету, финансам и налоговой политике; по денежно-кредитной политике и банковской деятельности; по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов; по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству; по аграрным вопросам; по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи; по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации.

Верхняя палата — Совет Республики — является палатой территориального представительства. Она состоит из 64 депутатов. По 8 депутатов избирается от шести областей страны и города Минска, ещё 8 депутатов назначает Президент страны. Срок их полномочий составляет 4 года. Кандидатом в депутаты Совета Республики Национального собрания может стать гражданин, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области или г. Минска непосредственно перед выборами не менее пяти лет. Избираются они по мажоритарной системе на многоступенчатых выборах. Право выдвижения кандидатов в депутаты верхней палаты парламента принадлежит президиумам местных Советов и соответствующих исполнительных комитетов районного и городского уровня. Для этого они проводят совместное заседание и принимают решение большинством голосов. При этом, с одной стороны, местный Совет и исполнительный комитет могут выдвинуть только одного кандидата в депутаты, с другой — один и тот же кандидат может выдвигаться несколькими местными Советами и исполнительными комитетами. Голосование по выдвинутым кандидатам в депутаты Совета Республики Национального Собрания осуществляется на заседании областного Совета и Минского городского Совета, в котором должно принять участие более половины депутатов от списочного состава. Избранными считаются те кандидаты, которые получили более половины голосов проголосовавших депутатов Областного Совета и Минского городского Совета.

Совет Республики: одобряет либо отклоняет принятые Палатой представителей законопроекты; даёт согласие Президенту на назначение Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка; избирает 6 судей Конституционного суда и 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов; принимает решение о роспуске местных Советов; рассматривает выдвинутые в отношении Президента обвинения и принимает решение о его смещении; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного или военного положения. В структуре Совета Республики Национального собрания имеются постоянные комиссии: по региональной политике и местному самоуправлению; по международным делам и национальной безопасности; по законодательству и государственному строительству; по экономике, бюджету и финансам; по социальным вопросам.

Становление белорусской государственной идеологии в условиях развития представительской демократии невозможно без законодательного содействия со стороны Парламента. Посредством принятия законов Парламент регламентирует политическую жизнь страны. Она, в свою очередь, 1) реально влияет на формирование у граждан определенных взглядов, идеалов, ценностей, принципов, идеологических концепций и 2) складывается из идеологической деятельности государства и политических партий, других политических субъектов, политический культуры и политического сознания. Через политические партии, органы самоуправления, образования, культуры, науки, средства массовой информации, литературы, кино и т.д. государство формирует политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивает законность и правопорядок, права и свободы граждан, определяет идеологические нормы и установки. Все они функционируют в рамках законов, принимаемых Парламентом РБ, например: «О местном самоуправлении и управлении», «Об обращениях граждан», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «Об образовании», «О культуре», «О научной деятельности», «О гражданстве».

Национальное собрание Республики Беларусь информирует о своей работе общественность посредством средств массовой информации. В частности, белорусский парламент является учредителем газеты «Звязда» (www.zvyazda.minsk.by), а также каждая из его палат располагает своим сайтом в Интернете: www.house.gov.by (Палата представителей Национального собрания) и www.sovrep.gov.by ( Совет Республики Национального собрания ).

Правительство – это коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть в стране. В Республике Беларусь правительство имеет название – Совет Министров. Правительство нашей страны состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав правительство так же могут входить и руководители иных органов государственного управления. Правительство подотчётно Президенту и ответственно перед парламентом. Руководит работой Совета Министров Премьер-министр, который назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания.

Идеологическая деятельность правительства состоит из двух направлений: практической работы и информационно-пропагандистской работы. Практическая работа – это все действия правительства по решению текущих и неотложных задач общественной жизни. Важнейшей задачей правительства является разработка грамотной экономической политики. В настоящее время она должна базироваться на трех принципах – планировании хозяйственной деятельности, рыночном саморегулировании и политической демократии. Только умелое сочетание этих элементов и даёт оптимальное направление развитию экономики Республики Беларусь. В экономической сфере правительство берёт на себя ответственность за обеспечение экономической самостоятельности и безопасности страны. Это является первоочередной задачей экономической политики государства. Для решения данной задачи разрабатывается стратегия социально-экономического развития, в которой особо отмечаются важнейшие, приоритетные направления работы правительства. В настоящее время правительством в качестве приоритетных направлений определены: 1) аграрная политика, нацеленная на обеспечение полной продовольственной безопасности государства и удовлетворения потребностей граждан; 2)жилищное строительство, призванное обеспечить доступность жилья для мало- и среднеимущих слоёв населения, а так же реконструкцию и ремонт существующего жилищного фонда; 3) экспорт продукции, в своей внешнеэкономической деятельности правительство стремится удерживать прежние рынки сбыта товаров отечественных производителей, а так же находить новые рынки; 4) социальная политика, в которой можно выделить несколько приоритетных направлений – защита материнства и детства, доступность для всех граждан страны образования и медицинского обслуживания, поддержка национальной культуры и отечественной науки, оказание адресной социальной помощи социальноуязвимым слоям населения; 5) совершенствование государственного управления с целью более полного информирования граждан, получения своевременной и точной информации для правильного принятия управленческих решений, искоренения проявлений бюрократизма, 6) обеспечение энергетической безопасности путём сокращения энергозатрат на производстве, более эффективного использования альтернативных источников энергии, а так же развития атомной энергетики.

Результат этих действий сказывается в конечном итоге на уровне жизни населения страны, и тем самым влияет на отношение рядовых граждан к государственной политике и структурам государственной власти. Поэтому практическая деятельность правительства является составной частью идеологической работы, т.к. оказывает влияние на чувства, взгляды, представления, ценностные ориентации граждан.

Информационно-пропагандистская работа заключается в своевременном информировании граждан о работе правительства, о его успехах, трудностях и дальнейших планах. Эта работа направлена на формирования общественного мнения. Исполнительная власть осуществляет данную деятельность посредством государственной политики в сфере науки, образования, культуры и регулирования деятельности средств массовой информации. Главная задача Правительства в информационно-пропагандистской работе – формирование бесконфликтных отношений государства и общества, а также координация и взаимодействие с различными институтами гражданского общества. Идеология как система представлений, взглядов, убеждений и ценностей пронизывает собой все сферы деятельности Правительства. Она присутствует в проводимой аграрной, социальной, экономической, культурной политике и т.д. Вместе с тем следует не забывать о пределах взаимосвязи практической и идеологической работы Правительства. Чрезмерная идеологизация ведёт к снижению эффективности деятельности Правительства и его структур, что сказывается негативно на формировании и реализации государственной политики в различных сферах жизни общества.

На данном этапе развития белорусской государственности стратегической задачей является формирование гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Наряду с решением социально-экономических, политических задач развития страны перед Правительством поставлена задача участия в разработке проблем белорусской государственности и государственной идеологии. Цель любого государства – консолидация общества, достижение общественного согласия и общего благосостояния, защита своих граждан за пределами страны. Поэтому идеология государства – это система идей и представлений народа о своём прошлом, настоящем и будущем. Она включает в себе представления об общественном и государственном строе страны, о путях развития общества и государства, о принципах взаимоотношения личности и государства, о государственной политике в сфере культуры и т.д. В условиях разработки государственной идеологии Правительство, являясь беспартийным, выступает посредником между различными социальными слоями населения, между нанимателями и наёмными работниками, и его деятельность нацелена на достижение консенсуса в обществе, общего для всех без исключения граждан блага.

Реализация выше указанных практических и идеологических задач Правительством осуществляется в рамках полномочий предоставленных ему Конституцией страны. В частности, Правительство разрабатывает основные направления внешней и внутренней политики, разрабатывает законопроекты, руководит системой органов государственного управления, организует управление государственной собственностью, обеспечивает соблюдение законов и защиту конституционного строя и т.д.

Правительственный сайт расположен по адресу: http://www.government.by. Совет министров нашей страны является учредителем газеты «Рэспубліка» (www.respublika.info), на страницах которой публикуется информация о работе правительства, министерств и ведомств, их постановления, решения и т.д.

Статья 3 Конституции Республики Беларусь гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета Республики Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией». Одним из важнейших механизмов реализации права граждан на участие в общественных и государственных делах является система местного управления и самоуправления. Их главное отличие состоит в том, что самоуправление – это избираемые органы власти на местном уровне, а управление – назначаемые.

К системе органов местного самоуправления относятся – областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы депутатов. Участие в выборах органов местного самоуправления принимают граждане Республики, достигшие 18-летнего возраста, в том числе с указанного возраста можно баллотироваться в депутаты местных Советов. Кроме того, в соответствии со ст. 58 Избирательного кодекса Беларуси граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в нашей стране, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относиться: утверждение программ социально-экономического развития, утверждение местного бюджета и его исполнения, установление местных налогов и сборов, определение порядка использования и распоряжения коммунальной собственности, назначение местных референдумов.

Наряду с избранием представительских органов власти местного самоуправления, самоуправление граждан может реализовываться непосредственно через проведение местных референдумов и через территориальное общественное самоуправление, местные собрания. Местные референдумы назначаются местными Советами по своей собственной инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация жителей населённого пункта на добровольной основе по месту их жительства (микрорайоны, кварталы, улицы, дворы, дома) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив, направленных на решение каких-либо проблем.

Исполнительные комитеты областей, городов, районов, посёлков городского типа, а так же администрации различных уровней составляют систему местного управления. Исполкомы и администрации являются составной частью единого механизма осуществления исполнительной власти в нашей стране. В середине 90-х годов прошлого столетия существовала объективная потребность в централизации государственного управления для решения неотложных общенациональных задач. В настоящее время ситуация значительно изменилась. Теперь жизненно важные для граждан проблемы могут и должны эффективно решаться на местном уровне, отсюда необходимость реформирования системы местного самоуправления. На этом пути имеются некоторые тормозящие процесс факторы – недостаточная правовая культура граждан, настороженность местных руководителей проявлением инициативы рядовых граждан. Устранить, указанные препятствия, призвана идеология государства, которая должна стать частью работы с населением. Главная задача подобной работы – повышение политической культуры граждан. Отсюда в идеологической работе необходимо уделить пристальное внимание вопросам правового и самоуправленческого обучения граждан.

Местное самоуправление призвано стать связующим звеном между рядовыми гражданами и государством, обеспечить реализацию конституционного права на участие граждан в управлении государством. Осуществление этой задачи позволит повысить доверие населения страны к институтам государственной власти, будет способствовать развитию гражданского общества. Именно на уровне местного управления и самоуправления человек со своими проблемами и интересами наиболее приближен к механизмам принятия и реализации государственных решений. Поэтому от успешности решения насущных проблем граждан органами местного управления и самоуправления во многом зависит их оценка государственного строя и проводимой политики. Поэтому идеологическая работа на местном уровне призвана обеспечить гармоничное сочетание нововведений и апробированных практикой традиций политической активности населения, его участия в делах государства и т.д. Любые изменения системы местного самоуправления должны соответствовать сложившимся в обществе представлениям, ценностным ориентациям, давать людям ощущение ясности и уверенности в завтрашнем дне, осмысленности существования. Связь идеологии и местного самоуправления очень ярко прослеживается в реализации положений ст.2 Конституции страны, которая гласит, что человек является высшей ценностью и целью общества и государства. Это означает, что среди задач местного самоуправления наиболее важной является задача создания условий для достижения баланса личной свободы, частных интересов одних граждан и социальной защиты других граждан, при сохранении общественной консолидации. Отсюда среди задач идеологической работы органов местного управления и самоуправления особо следует отметить: необходимость формирования позитивного общественного мнения в отношении общественных идеалов и стратегии развития общества и государства, сохранение народных традиций и памяти об истории страны, постоянное и тщательное отслеживание процессов идеологического становления и политической ориентации граждан, формирование у населения необходимых гражданских качеств. Таких качеств личности, которые бы побуждали человека трудиться не только для личного блага, но и для общественной пользы

Для получения оперативной информации о жизни нашей области и работе областных органов управления и самоуправления можно обратиться к газетам: «Гомельская праўда» (gp.by) и «Гомельские ведомости» (www.gomved.com). Учредителями первой газеты являются одновременно Гомельский областной исполнительный комитет и Гомельский областной Совет депутатов, а учредителями «Гомельских ведомостей» – Гомельский городской исполнительный комитет и Гомельский городской Совет депутатов. Кроме того, можно найти сайты органов местного управления и самоуправления в Интернете по адресу — www.gomel-region.gov.by (Гомельской области) и http://www.gorod.gomel.by (г. Гомеля).

Вопросы:

1. Какие функции выполняет Президент в системе государственной власти Республики Беларусь?

2. Когда в Беларуси была реформирована система государственной власти в сфере разграничений полномочий Президента и парламента?

3. Какова роль Президента страны в формировании идеологии белорусского государства?

4. Перечислите основные идеологические приоритеты Беларуси?

5. Что такое Парламент?

6. Какова структура Парламента нашей страны?

7. Какова роль Национального собрания в системе государственной власти?

8. Как формируется нижняя палата белорусского Парламента?

9. Как формируется верхняя палата белорусского Парламента?

10. Каким образом Парламент влияет на идеологические процессы?

11. Что понимается под термином «Правительство» и как оно формируется?

12. Назовите направления в идеологической деятельности Совета министров Республики Беларусь?

13. Перечислите приоритетные направления в деятельности Совета министров Республики Беларусь?

14. Перечислите факторы, от которых зависит повышение роли Правительства в формировании государственной идеологии?

15. В чем заключается отличие органов местного управления от органов самоуправления?

16. Перечислите органы государственной власти, которые относятся к системе местного управления?

17. Перечислите органы государственной власти, которые относятся к системе местного самоуправления?

18. Какова компетенция органов местного самоуправления в Республике Беларусь?

19. Назовите основные задачи идеологической работы органов местного управления и самоуправления?

20. В чем заключается особая значимость эффективной идеологической работы на местном уровне?

Тесты:

1. В каком году в Республике Беларусь был введен институт президентства:

а) 1991;

б) 1994;*

в) 1996;

г) 1995.

2. В соответствии с Конституцией страны Президент:

а) является главой государства;*

б) является главой исполнительной ветви государственной власти;

в) является главой государства и главой правительства;

г) является главой правительства.

3. Кто обладает правом выдвижения кандидатов в Президенты страны:

а) граждане;*

б) политические партии;

в) общественные организации;

г) граждане, политические партии и общественные организации.

4. При избрании Президента Беларуси используется:

а) мажоритарная избирательная система абсолютного большинства;*

б) мажоритарная избирательная система относительного большинства;

в) мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства;

г) смешанная избирательная система.

5. Исключите из нижеприведенного перечня требования, которые не предъявляет Конституция страны к кандидатам в Президенты:

а) гражданин страны по рождению;

б) не моложе 35 лет;

в) проживавший 10 лет до выборов на территории страны;

г) наличие высшего образования.*

6. Как называется Парламент нашей страны:

а) Верховный Совет;

б) Национальное собрание;*

в) Народное собрание.

7. Какая функция Парламента является наиболее важной в его деятельности:

а) законодательная;*

б) контрольная;

в) судебная.

8. Какие требования предъявляет законодательство страны к кандидатам в депутаты Палаты Представителей Национального собрания:

а) 21 год;*

б) проживание не менее 1 года до выборов на территории округа;

в) наличие высшего образования.

9. Как избираются депутаты Совет Республики Национального собрания:

а) гражданами;

б) назначаются Президентом;*

в) депутатами областных Советов;*

г) депутатами Палаты представителей.

10. Каким образом Национальное собрание влияет на идеологические процессы:

а) принимая законы;*

б) разрабатывая программы деятельности Правительства;

в) контролируя выполнение законов.

11. Каковы полномочия Парламента в процессе назначения Премьер-министра страны:

а) Совет Республики Национального собрания дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

в) Палата представителей Национального собрания дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;*

г) Национальное собрание назначает Премьер-министра.

12. Как называется Правительство Республики Беларусь:

а) Кабинет министров;

б) Совет министров;*

в) Верховный Совет.

13. Кому подотчетно Правительство страны:

а) Президенту;*

б) Парламенту;

в) Президенту и Парламенту;

3) Укажите наиболее приоритетные направления работы Правительства:

а) аграрная политика;

б) энергетическая безопасность;

в) жилищное строительство;

г) все ответы верны.*

14. На каких принципах базируется экономическая политика Правительства:

а) планирование хозяйственной деятельности;*

б) рыночное саморегулирование;*

в) политическая демократия;*

г) масштабная приватизация.

15. Укажите должностные лица, которые не входят в состав Правительства:

а) министры;

б) депутаты;*

в) Президент;*

г) председатели областных исполнительных комитетов.*

16. Какие задачи стоят перед Правительством в сфере идеологии:

а) разработка идеологии белорусского государства;

б) информирование граждан с целью формирования общественного мнения;*

в) обеспечение бесконфликтных отношений между государством и обществом;*

г) координация и взаимодействие с институтами гражданского общества.*

17. Какие органы власти относятся к системе местного самоуправления:

а) областные Советы депутатов;*

б) поселковые Советы депутатов;*

в) районные исполнительные комитеты;

г) администрации районов.

18. Каким способом может реализовываться самоуправление граждан:

а) избрание и деятельность местных Советов депутатов;

б) проведение местных референдумов;

в) проведение собраний;

г) все ответы верны.*

19. Какова главная цель идеологической работы на местном уровне:

а) повышение политической культуры населения;*

б) разработка местного бюджета;

в) эффективное управление коммунальной собственностью;

г) правильных ответов нет.

20. Кто обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты местных Советов:

а) граждане;

б) политические партии, общественные организации, религиозные организации;

в) политические партии, граждане, трудовые коллективы;*

21. С какого возраста может гражданин нашей страны баллотироваться в депутаты местного Совета:

а) 18 лет;*

б) 21 год;

в) 25 лет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: